Плата за природопользование

Платность природопользования является одним из основных принципов охраны окружающей среды, закрепленным в ст. 3 Закона «Об охране окружающей среды».

Платежи за пользование природными ресурсами как важнейший инструмент экономического регулирования взаимоотношений предпринимателей, государства и общества должны обеспечивать решение следующих задач:

· рациональное и экологически рациональное использование ограниченных природных ресурсов

· стимулирование добычи и производства необходимого обществу сырья

· сбор средств государственного бюджета

Действующий ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года не содержит отдельной статьи, посвященной урегулированию платы за природопользование (установлена только конкретная плата за негативное воздействие на окружающую среду).

Платность в сфере природопользования выражается в следующем:

-налоги и сборы

-плата по договору природопользования  (Договор на комплексное природопользование предусматривает условия и порядок использования природных ресурсов, права и обязанности природопользователя, размеры платежей за пользование природными ресурсами, ответственность сторон и возмещение вреда)

-плата за негативное воздействие на окружающую среду (читайте 46 вопрос, все расписал там) (НПА: Постановление Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 (ред. от 26.12.2013) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЛАТЫ И ЕЕ ПРЕДЕЛЬНЫХ РАЗМЕРОВ ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ, РАЗМЕЩЕНИЕ ОТХОДОВ, ДРУГИЕ ВИДЫ ВРЕДНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ»)

Плата вносится единовременно (при получении данного природного объекта в пользование) или систематически (постоянно) в виде годичных, квартальных, ежемесячных платежей.

Плата за природопользование имеет следующую форму:

1)Плата за загрязнение окружающей среды взимается в трех видах:

а) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;

б) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов);

в) за сверхлимитные выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия.

2)Плата за землю взимается в виде:

а) земельного налога;

б) арендной платы за землю.

3)Платежи, связанные с пользованием водными объектами взимаются в виде:

а) платы за пользование водными объектами (водный налог);

б) платы, направляемой на восстановление и охрану водных объектов.

5)Платежи за пользование лесным фондом взимаются в виде:

а) лесных податей;

б) арендной платы за аренду участков лесного фонда.

6)Платежи за пользование недрами взимаются в виде:

а) налога на добычу полезных ископаемых;

б) разовых платежей за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии;

в) регулярных платежей за пользование недрами;

г) платы за геологическую информацию о недрах;

д) сбора за участие в конкурсе (аукционе);

е) сбора за выдачу лицензий.

7) Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов взимаются в виде:

1. сбора за пользование объектами животного мира;

2. сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов;

3. сбора за выдачу лицензии на пользование животным миром.

 

 

Правовые способы экономического стимулирования рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Развивать экономику и обеспечивать охрану окружающей среды можно посредством экономического стимулирования рационального природопользования и природоохранной деятельности.

Экономическое стимулирование – один из способов решения проблем охраны окружающей среды путем поощрения предпринимательской деятельности, в процессе которой решаются вопросы охраны природы.

Система рычагов экономического стимулирования предполагает усиление заинтересованности хозяйствующих субъектов в выполнении требований законодательства об охране окружающей среды и тем самым снижения возложенного на них в первую очередь налогового бремени. Экономическое стимулирование, с одной стороны, обеспечивается путем регулирования налогообложения, установления льгот, реализации политики в области акцизов, а с другой-предполагает специальное налогообложение экологически вредной продукции

Ст.14 ФЗ «Об охране окружающей среды» (только она первого января утратила силу, но ничего, это можно будет к слову сказать) – допускается возможность предоставления налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: