double arrow

Глава 1. Необходимость и цель изучения Библии


МЕТОДЫ

ИЗУЧЕНИЯ

БИБЛИИ

Поднюк Сергей

Доктор философских наук



Содержание

Введение                                                                                                               4

1. Необходимость и цель изучения Библии                                                                 5

2. Авторитет Библии, как Божьего Слова                                                        7

3. Духовные факторы в процессе изучения Библии                                        9

4. История изучения и толкования Библии                                                                  11

5. Историко-культурный и контекстуальный анализ                                      21

6. Лексико-синтаксический анализ                                                                   27

7. Теологический анализ                                                                                     35

8. Применение библейских заповедей                                                              49

9. Индуктивный метод изучения Библии                                                    58




10. Тематический метод изучения Библии                                                       76

11. Биографический метод изучения Библии                                                   88

12. Прочие методы изучения Библии                                                                94

13. Краткий анализ принципов толкования                                                                98

Приложение 1. Хронологическая таблицы                                                                  102

Приложение 2. Археологические подтверждения библейских событий                 110

Приложение 3.       Цивилизации, окружавшие древний Израиль                       123

Приложение 4. Библейский календарь                                                             128

Приложение 5. Деньги и система мер                                                               129

Приложение 6. Последовательность Евангельских событий                         132

Приложение 7. Как возникла Библия                                                               139

Литература, рекомендуемая для изучения                                                        141



Введение

Прежде всего, хотелось бы отметить, что Библия – это особенная книга. Книга, которая отличается от всех остальных письменных трудов всего мира. И этому есть простое объяснение – Библия дана нам Богом, она написана при Его самом непосредственном участии. Павел писал Тимофею: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2-е Тим. 3:16).



Если Библия – Слово Божье, написанное Им для нашего блага, и если оно вечно, то тогда верующий должен постоянно заниматься его изучением. Изучение Библии – это необходимая привычка, которую следует развивать и поддерживать каждому верующему.

Один человек заметил следующее: «Мы можем купить Библию. Многие имеют по несколько Библий в разных переводах, разного размера и цвета. Я рад, что Библия доступна, однако, даже имея такую возможность, многие христиане редко берут в руки Библию. Мы должны быть народом этой Книги, народом Слова. Эта драгоценная Книга должна быть основой всех наших поступков. Я всем сердцем молюсь, чтобы наш народ научился испытывать жажду Священного Писания»[1].   

Ежедневное изучение Библии не просто даст вам новые знания о Боге, оно повлияет на все области вашей жизни. Божье Слово питает нас духовно, ведет к познанию Бога и Его воли, вселяет в нас веру и надежду, сохраняет от заблуждений и ересей.

Говоря о методах изучения Библии, мы не можем сказать, что это наука, изолированная от других отраслей исследования Библии. Она связана с изучением канона, текстологией, исторической критикой, экзегетикой, библейской и систематической теологией, а так же герменевтикой. Она объединят в себе все выше перечисленное, обобщает и дает рекомендации по применению данных разделов библеистики при изучении Библии.



Целью данной книги является побудить верующего исследовать Библию, а так же помочь ему в выборе метода ее изучения.



Глава 1. Необходимость и цель изучения Библии

 

Когда мы хотим кого-то побудить что-то делать, то мы обычно используем слова как можно более авторитетного и известного человека, которые подтверждают наше мнение. Каждый из нас согласится с тем, что нет выше авторитета, чем Бог. И ходя в плоти по нашей земле, обращаясь к собравшимся вокруг него людям, Иисус Христос сказал: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Иоан. 5:36). Думаю, что нет более веской причины для того, чтобы открыть Библию и начать ее изучать.

Наша вера основана на Божьем Слове. И если мы хотим укреплять нашу веру и возрастать в вере – нам необходимо изучать Библию. Божье Слово, как семя, падает в почву наших сердец, и производит плод, который ведет к жизни вечной в Божьем царстве. Библия – это духовный хлеб, который необходим для поддержания нашего духовного человека в должном состоянии. Не знаю автора этого изречения, но сказано очень метко: «Пыль на Библии – ржавчина на душе». У одного из моих друзей я видел следующую надпись на обложке его Библии: «Или эта Книга удержит тебя от греха, или грех удержит тебя от этой Книги». Библия никогда не позволит нам сбиться с истинного пути. «Слово Твое – светильник ноге моей и свет стезе моей» (Пс. 118:105).

Хотелось бы отметить и то, что изучение Библии не должно превратиться в просто автоматическое прочтение ее книг и глав. Для этого есть веские причины.  

Обычно мы понимаем то, что слышим или читаем, естественным образом (спонтанно). Правила, по которым мы толкуем получаемую информацию, действуют автоматически и неосознанно. Когда что-либо препятствует естественному пониманию значения, мы начинаем обращать больше внимания на те процессы, которые ведут к тому, чтобы значение было для нас понятно.

Когда мы изучаем Писание, на пути спонтанного понимания исходного значения сообщения встречается множество препятствий. Приведу некоторые из них.

Существует пропасть во времени, отделяющая нас от авторов оригинального текста и его первоначальных читателей. Отвращение Ионы к ниневитянам, например, становится более понятным, когда мы имеем представление о крайней жестокости и греховности жителей Ниневии.

Во-вторых, существует культурная пропасть, разделяющая, например, древних евреев и нашу современную цивилизацию. Игнорирование того факта, что библейская культурная среда, наше собственное окружение или различия между ними влияют на наше восприятие, может привести к серьезному искажению значения библейских слов и действий.

Третье препятствие для спонтанного понимания библейского текста – языковая пропасть. Библия написана на еврейском, арамейском и греческом языках, которые имеют совершенно другие структуры и идиоматику по сравнению с нашим языком. Представьте себе, как бы исказилось значение фразы, содержащей выражение «сесть в лужу» или «водить за нос» при переводе на другой язык, если бы переводчик не знал переносного значения выражений «сесть в лужу» или «водить за нос».

То же самое может случиться при переводе с других языков, если читатель не знает, что такие выражения как «Бог ожесточил сердце фараона» могут содержать в себе еврейские идиомы (образные выражения), которые, если их перевести на русский язык буквально, могут изменить оригинальное значение этой фразы.

Четвертое серьезное препятствие – мировоззренческая пропасть. Взгляды на жизнь, быт, природу вселенной в одной культуре отличаются от взглядов в других культурах. Чтобы верно передать послание из одной культуры в другую, переводчик или читатель должен быть знаком со сходством и различием в мировоззрении.

Таким образом, необходимо учитывать существование исторической, культурной, языковой и мировоззренческой пропастей, которые препятствуют точному пониманию Божьего Слова.

Исходя из выше сказанного, целью изучения Библии является правильное понимание написанного в ней, а так же правильное применение этого в нашей повседневной жизни. Мы должны быть не просто читателями Божьего Слова, но и исполнителями. Причем исполнителями не просто буквы, которая, случается, «убивает», но духа Писания. Христианин, правильно применяющий написанное, будет расти и в духовной жизни и в своем служении Господу. Мудрость, исходящая из Божьего Слова, влияет не только на мировоззрение человека, но и на его образ жизни. К сожалению, если человек обращает внимание только на букву Писания, при этом не учитывая исторического, культурного и языкового контекстов, он сам следует и других учит «религиозному мировоззрению», а не «вере евангельской». Такой подход к изучению Библии порождает, иногда, необоснованные правила и традиции, которые возводятся в ранг закона и условий, необходимых для спасения, и которые, затем, становятся тяжелым бременем для тех христиан, кто следует им. Это лишает их радости следования за Богом, превращая живую веру в религию.

При переходе от общих рассуждений к частным мы видим реальную нужду в таком изучении Библии, которое ведет нас к правильному ее пониманию. Сам Иисус указывал на эту нужду, особенно когда касался ветхозаветных предсказаний и пророчеств о Себе Самом. В Евангелии от Луки мы читаем, что воскресший Господь Иисус «изъяснял» шедшим в Еммаус «сказанное о Нем во всем Писании» (Лк. 24:27) и, следовательно, признавал необходимость толкования современной Ему Библии, то есть Ветхого Завета. Истолкование Библии требует почтения и веры, соединенных с сознательным стремлением к точности.

Апостол Петр говорит, что послания Павла написаны им по премудрости, которую Бог дал ему Святым Духом (2-е Петр. 3:15-16). Он, не смущаясь, признает, что эти послания содержат «нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания» (2-е Петр. 3:16). Петр не только ставит Послания Павла на один уровень с другими богодухновенными писаниями, но и допускает, что в них есть «нечто неудобовразумительное». Он не сказал, что это «нечто» в Посланиях Павла нельзя понять, но лишь что они «неудобовразумительны». Эта фраза может означать, что некоторые места в Посланиях «неясны» или «трудны» для понимания. Иными словами, Петр допускает, что некоторые Писания могут быть неверно поняты и истолкованы. Поскольку они могут быть искажены, необходимость правильного понимания и адекватного толкования очевидна.

Апостол Павел наставляет своего соработника Тимофея излагать весть истины правильно и точно и делать это с большой тщательностью: «Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины» (2-е Тим. 2:15). Существует опасность «повреждения» или «искажения» вести Божьей (2-е Кор. 2:17). Этого «повреждения» следует избегать, осмысляя слово истины в соответствии с ясными принципами библейского истолкования, применяемыми под просвещающим водительством Святого Духа.

Все, сказанное Богом в Библии, имеет для нас неоценимое значение. Смысл сказанного равнозначен вопросу жизни или смерти. И потому в некоторых случаях Святому Духу было угодно вдохновить некоторых библейских авторов на истолкование смысла тех или иных используемых ими выражений, чтобы их суть воспринималась ясно. В Евангелии от Матфея мы находим цитату из пророка Исаии: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог» (Мтф. 1:23). Слова «что значит» буквально переводят фразу «что значит (при переводе)».

То же самое выражение (Мтф. 1:23) мы находим и в 41-м стихе 1-й главы Евангелия от Иоанна: «Мы нашли Мессию, что значит: «Христос», или «что в переводе означает «Христос». Оно же появляется и в Марк. 15:22: «И привели Его на место Голгофу, что значит: «лобное место». Другой пример – в Евр. 7:1, 2: «Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего... во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира». Все эти случаи толкования Библией имен, мест и званий означают, что не каждому все было понятно, а так же то, что Бог желает, чтобы Его Слово было верно истолковано, чтобы его поняли везде, где бы оно ни возвещалось.

Вот почему целью христианина, исследующего Библию, является нахождение в каждом стихе Священного Писания того значения, которое в него вложил Бог, а так же того, как Бог желает, чтобы мы его применяли в нашей жизни.  









Сейчас читают про: