ООД самостоятельной работы студента

Клинической психологии

Занятие № 6

Тема: «СОСУДИСТЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА.  ДИАГНОСТИКА, ЛЕЧЕНИЕ, ПРОФИЛАКТИКА»

 

Форма учебного процесса: практическое занятие 2 часа.

  1. Обоснование темы: Острые нарушения мозгового кровообращения, как правило, являются следствием наиболее распространенных заболеваний, таких как гипертоническая болезнь, атеросклероз, ревматизм, болезни сердца, крови и т.д., постоянно встречаются в практике врачей любых специальностей, особенно врачей скорой помощи, невропатологов и терапевтов; характеризуются высоким процентом летальности и инвалидизации больных.
  2. Цель занятия: Изучить анатомо-физиологические особенности мозгового кровообращения и научить студентов распознаванию синдромов поражения основных сосудистых бассейнов и основных мозговых сосудов, а также диагностику ОНМК: сосудистых церебральных кризов типичных случаев геморрагического инсульта и мозгового инфаркта, а также неотложной базисной и дифференцированной патогенетической терапии ОНМК.

 

2.1. Студент должен знать:

- Кровоснабжение головного мозга;

- Основные зоны кровоснабжения головного мозга внутренней сонной артерией;

- Зоны кровоснабжения мозга передней мозговой артерией;

- Зоны кровоснабжения мозга средней мозговой артерией;

- Зоны кровоснабжения мозга позвоночной артерией;

- Зоны кровоснабжения мозга основной артерией;

- Зоны кровоснабжения мозга задней мозговой артерией;

- Клинические симптомы нарушений кровообращения в бассейне внутренней сонной артерии;

-  Клинические симптомы нарушения мозгового кровообращения в бассейне передней мозговой артерии;

- Клинические симптомы нарушения кровообращения в бассейне средней мозговой артерии;

- Клинические симптомы нарушения кровообращения в бассейне основной артерии;

- Клинические симптомы нарушения кровообращения в бассейне позвоночной артерии;

- Клинические симптомы нарушения кровообращения в бассейне задней мозговой артерии;

- Альтернирующие синдромы среднего мозга Вебера, Бенедикта;

- Альтернирующие синдромы Варолиевого моста: Мийар-Гублера и Фовиля;

- Альтернирующие синдромы продолговатого мозга: Джексона, Валленберга-Захарченко;

- Клиническую классификация нарушений мозгового кровообращения;

- Клинические симптомы характерные для паренхиматозного кровоизлияния;

- Клинические симптомы субарахноидального кровоизлияния;

- Клинические симптомы прорыва крови в желудочки;

- Клинические симптомы, характерные для церебрального сосудистого криза;

- Клинические симптомы тромботического инсульта;

- Клинические симптомы эмболического инсульта;

- Дополнительные методы исследования, необходимые для диагностики вида инсульта: ОАК, реологические свойства крови, ликвор, ЭЭГ, КТ головного мозга, ЭхоЭГ, глазное дно;

- Виды базисной терапии, применяемые при ОНМК;

- Дифференцированную терапию геморрагического инсульта;

- Дифференцированную терапию ишемического инсульта;

- Профилактику НМК;

- Вопросы МСЭК, у больных перенесших ОНМК.

2.2. Студент должен уметь:

- Собрать анамнез и провести осмотр больного с нарушением мозгового кровообращения;

- Оценить выявленную очаговую неврологическую симптоматику у больного в коматозном состоянии и определить локализацию патологического процесса;

- Выбрать наиболее значимые клинические и параклинические признаки, позволяющие произвести дифференциальный диагноз и определить вид инсульта;

- Назначить базисную терапию при ОНМК;

- Назначить дифференцированное лечение геморрагического инсульта;

- Назначить дифференцированное лечение ишемического инсульта;

ООД самостоятельной работы студента

Этапы самостоятельной работы Способы выполнения Вопросы для самоконтроля
1. В процессе самостоятельной работы с больным выявить жалобы на: î Головные боли, головокружение, тошноту, рвоту; î Расстройство движений конечностей и на слабость в них; î Нарушение координации. î Наличие снижения зрения, двоения, расстройства полей зрения. î Нарушение речи, глотания, фонации, артикуляции. Опрос больного. Какие симптомы характерны для нарушения кровообращения в сосудах каратидного и вертебро-базилярного бассейнов.
2. При сборе анамнеза уточнить: î Причины приведшие к развитию заболевания; î Наличие гипертонической болезни, атеросклероза, болезней сердца и нарушения его ритма, ревматизма, сахарного диабета и др. Беседа с больным. Ориентир на возможные поражения нервной системы.
3. Объективное исследование соматического статуса: пульс, АД, данные ЭКГ, глазного дна, анализы крови, мочи, коагулограмма.   Осмотр больного. Знать характерные изменения указанных параклинических методов.
4. Исследование неврологического статуса: î Оценка состояния сознания; î Исследование ЧМН; î Исследование двигательной сферы: активных движений, мышечной силы по 5-бальной системе, мышечного тонуса, сухожильных рефлексов на верхних и нижних конечностях, кожных рефлексов: брюшных и подошвенных и патологических рефлексов: Бабинского, Оппенгейма, Гордона, Шеффера, рефлексов орального автоматизма: хоботкового, сосательного и ладонно-подбородочного Маринеску-Радовичи. î Исследование координации движений: ПНП, КПП, диадохокинез, поза Ромберга;; î Исследование чувствительности: поверхностной и глубокой; î Исследование речи, письма, счета, чтения и праксиса. Осмотр больного с использованием методики исследования всех перечисленных систем. 1) Дать оценку найденным симптомам. 2) Назвать выявленный синдром. 3) Поставить топический диагноз. 4) Поставить клинический диагноз с учетом параклинических методов исследования.
5. Ознакомиться с параклиническими методами обследования по истории болезни: î ОАК, ОАМ, коагулограмма; î Глазное дно; î ЭКГ; î ЭхоЭГ, ЭЭГ, КТ, МРТ. Изучение параклинических показателей по истории болезни Дать оценку выявленным изменениям.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: