Клинической психологии
Занятие № 6
Тема: «СОСУДИСТЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА. ДИАГНОСТИКА, ЛЕЧЕНИЕ, ПРОФИЛАКТИКА»
Форма учебного процесса: практическое занятие 2 часа.
- Обоснование темы: Острые нарушения мозгового кровообращения, как правило, являются следствием наиболее распространенных заболеваний, таких как гипертоническая болезнь, атеросклероз, ревматизм, болезни сердца, крови и т.д., постоянно встречаются в практике врачей любых специальностей, особенно врачей скорой помощи, невропатологов и терапевтов; характеризуются высоким процентом летальности и инвалидизации больных.
- Цель занятия: Изучить анатомо-физиологические особенности мозгового кровообращения и научить студентов распознаванию синдромов поражения основных сосудистых бассейнов и основных мозговых сосудов, а также диагностику ОНМК: сосудистых церебральных кризов типичных случаев геморрагического инсульта и мозгового инфаркта, а также неотложной базисной и дифференцированной патогенетической терапии ОНМК.
2.1. Студент должен знать:
- Кровоснабжение головного мозга;
- Основные зоны кровоснабжения головного мозга внутренней сонной артерией;
- Зоны кровоснабжения мозга передней мозговой артерией;
- Зоны кровоснабжения мозга средней мозговой артерией;
- Зоны кровоснабжения мозга позвоночной артерией;
- Зоны кровоснабжения мозга основной артерией;
- Зоны кровоснабжения мозга задней мозговой артерией;
- Клинические симптомы нарушений кровообращения в бассейне внутренней сонной артерии;
- Клинические симптомы нарушения мозгового кровообращения в бассейне передней мозговой артерии;
- Клинические симптомы нарушения кровообращения в бассейне средней мозговой артерии;
- Клинические симптомы нарушения кровообращения в бассейне основной артерии;
- Клинические симптомы нарушения кровообращения в бассейне позвоночной артерии;
- Клинические симптомы нарушения кровообращения в бассейне задней мозговой артерии;
- Альтернирующие синдромы среднего мозга Вебера, Бенедикта;
- Альтернирующие синдромы Варолиевого моста: Мийар-Гублера и Фовиля;
- Альтернирующие синдромы продолговатого мозга: Джексона, Валленберга-Захарченко;
- Клиническую классификация нарушений мозгового кровообращения;
- Клинические симптомы характерные для паренхиматозного кровоизлияния;
- Клинические симптомы субарахноидального кровоизлияния;
- Клинические симптомы прорыва крови в желудочки;
- Клинические симптомы, характерные для церебрального сосудистого криза;
- Клинические симптомы тромботического инсульта;
- Клинические симптомы эмболического инсульта;
- Дополнительные методы исследования, необходимые для диагностики вида инсульта: ОАК, реологические свойства крови, ликвор, ЭЭГ, КТ головного мозга, ЭхоЭГ, глазное дно;
- Виды базисной терапии, применяемые при ОНМК;
- Дифференцированную терапию геморрагического инсульта;
- Дифференцированную терапию ишемического инсульта;
- Профилактику НМК;
- Вопросы МСЭК, у больных перенесших ОНМК.
2.2. Студент должен уметь:
- Собрать анамнез и провести осмотр больного с нарушением мозгового кровообращения;
- Оценить выявленную очаговую неврологическую симптоматику у больного в коматозном состоянии и определить локализацию патологического процесса;
- Выбрать наиболее значимые клинические и параклинические признаки, позволяющие произвести дифференциальный диагноз и определить вид инсульта;
- Назначить базисную терапию при ОНМК;
- Назначить дифференцированное лечение геморрагического инсульта;
- Назначить дифференцированное лечение ишемического инсульта;
ООД самостоятельной работы студента
Этапы самостоятельной работы | Способы выполнения | Вопросы для самоконтроля |
1. В процессе самостоятельной работы с больным выявить жалобы на: î Головные боли, головокружение, тошноту, рвоту; î Расстройство движений конечностей и на слабость в них; î Нарушение координации. î Наличие снижения зрения, двоения, расстройства полей зрения. î Нарушение речи, глотания, фонации, артикуляции. | Опрос больного. | Какие симптомы характерны для нарушения кровообращения в сосудах каратидного и вертебро-базилярного бассейнов. |
2. При сборе анамнеза уточнить: î Причины приведшие к развитию заболевания; î Наличие гипертонической болезни, атеросклероза, болезней сердца и нарушения его ритма, ревматизма, сахарного диабета и др. | Беседа с больным. | Ориентир на возможные поражения нервной системы. |
3. Объективное исследование соматического статуса: пульс, АД, данные ЭКГ, глазного дна, анализы крови, мочи, коагулограмма. | Осмотр больного. | Знать характерные изменения указанных параклинических методов. |
4. Исследование неврологического статуса: î Оценка состояния сознания; î Исследование ЧМН; î Исследование двигательной сферы: активных движений, мышечной силы по 5-бальной системе, мышечного тонуса, сухожильных рефлексов на верхних и нижних конечностях, кожных рефлексов: брюшных и подошвенных и патологических рефлексов: Бабинского, Оппенгейма, Гордона, Шеффера, рефлексов орального автоматизма: хоботкового, сосательного и ладонно-подбородочного Маринеску-Радовичи. î Исследование координации движений: ПНП, КПП, диадохокинез, поза Ромберга;; î Исследование чувствительности: поверхностной и глубокой; î Исследование речи, письма, счета, чтения и праксиса. | Осмотр больного с использованием методики исследования всех перечисленных систем. | 1) Дать оценку найденным симптомам. 2) Назвать выявленный синдром. 3) Поставить топический диагноз. 4) Поставить клинический диагноз с учетом параклинических методов исследования. |
5. Ознакомиться с параклиническими методами обследования по истории болезни: î ОАК, ОАМ, коагулограмма; î Глазное дно; î ЭКГ; î ЭхоЭГ, ЭЭГ, КТ, МРТ. | Изучение параклинических показателей по истории болезни | Дать оценку выявленным изменениям. |