1) да;
2) нет.
4. Психомоторные в отличие от психометаболических стимуляторов:
1) обладают двухфазным действием;
2) неэффективны при переутомлении;
3) улучшают обучение и память при их нарушении;
4) неэффективны при умственной недостаточности.
5. Психомоторные стимуляторы применяют при:
1) гипотонии;
2) переутомлении;
3) остром отравлении анксиолитиками;
4) умственной отсталости у детей.
6. Определить группу лекарственных средств. Оказывают благоприятное влияние на обменные процессы мозга, на обучение и память при их нарушении. Обладают антигипоксической активностью. На психику здорового человека не влияют:
1) психомоторные стимуляторы;
2) анксиолитики;
3) психометаболические стимуляторы;
4) аналептики.
7. К ноотропам относят:
1) аминалон;
2) фенибут;
3) пирацетам;
4) пиридитол;
5) кордиамин.
Можно ли утверждать, что антидепрессанты обостряют продуктивную симптоматику психоза (бред, галлюцинации)?
1) да;
2) нет.
9. Производными какого естественного метаболита являются ноотропы:
1) ГАМК;
2) глутаминовой кислоты;
3) глицина;
4) ацетилхолина;
5) янтарной кислоты.
10. Кофеин применяют как:
аналептическое средство;
психостимулирующее средство;
гипотензивное средство;
слабительное средство.
Примеры выписывания рецептов:
Пример 1. Средство при гипотонии:
Rp.: Sol. Coffeinum-natrii benzoatis 10%-1ml
D.t.d. № 10 in amp.
S. Под кожу по 1 мл.
Пример 2. Психометаболический стимулятор:
Rp.: Sol. Piracetami 20%-5ml
D.t.d. № 10 in amp.
S. Внутривенно по 5 мл х 2 раза в день.
Пример 3. Для профилактики депрессий:
Rp.: Tab. Amitriptylini 0,025 № 20
D.S. Внутрь по 1 таб. х 2 раза в день, после еды.
Ответы:
Тест №1: 1-1,2; 2-2; 3-1; 4-1,3,4; 5-1,2; 6-2,3,4; 7-1,2,3; 8-3; 9-3.
Тест № 2: 1-1; 2-3; 3-2; 4-1,4; 5-1,2,3; 6-3; 7-1,2.3.4; 8-1; 9-1; 10-1,2.
Литература
1. Харкевич Д.А. Фармакология. М.: ГЭОТАР МЕД, 2001. 217-222, 231-239 с.
2. Машковский М.Д. Лекарственные средства: в 2-х т., М.: Новая волна 2001. Т. 1, 91-107 с, 110-136.
Дополнительная литература
1. Руководство по фармакологии к практическим занятиям. Под ред. П.А. Галенко-Ярошевского, А.И. Ханкоевой. М.:Изд-во РАМН, 2000. 167-176 с.
2. Балабаньян В.Ю., Решетников С.И. Руководство для подготовки к занятиям по фармакологии. М.: Инфомедиа Паблишер,2000. 77-82 с.
3. Венгеровский А.И. Лекции по фармакологии для врачей и провизоров. –Томск: SТТ, 1998. 186-189 с, 234-264 с.
5. Базисная и клиническая фармакология: Пер. с англ. / Под ред. Б.Г. Катсунга. В 2-х тт. Том 1.- М.: «Бином, СПб.: «Невский диалект», 2000. 411-430 с, 546-558 с.
6. Нил М.Дж. Наглядная фармакология. Серия «Экзамен на отлично»: Пер. с англ. / Под ред. М.А. Демидовой. М., 1999. 62-64 с.
7. Фармакология в схемах и таблицах: Справочник / Под ред. С.М. Дроговоз.- Харьков, 2000. 17-19 с.
Занятие 7
ФАРМАКОЛОГИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ,
ДЕЙСТВУЮЩИХ НА ЦЕНТРАЛЬНУЮ НЕРВНУЮ СИСТЕМУ (семинар)
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:
1. Обобщить и систематизировать материал по фармакологии лекарственных средств, действующих на центральную нервную систему.
Оснащение занятия
Подборка схем, таблиц и упаковок лекарственных препаратов по теме. Тестовые контрольные карты для выявления исходного и итогового уровня знаний. Подборка ситуационных задач по теме занятия для самостоятельной работы.
План внеаудиторной самоподготовки
Этап работы | Время занятий | Литература |
1.Ответить на вопросы для самоподготовки 2. Выполнить задание по рецептуре 3. Выполнить тестовые задания | 1 час 30 мин 30 мин | Учебно-методическое пособие к практическим занятиям, учебник, лекционный материал Учебно-методическое пособие к практическим занятиям, учебник, справочный материал Учебно-методическое пособие к практическим занятиям |
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
1. Характеристика лекарственных средств применяемых для ингаляционного и неингаляционного наркоза, особенности фармакодинамики, возможные побочные эффекты и их профилактика.
2. Фармакологические свойства этилового спирта, показания для применения. Помощь при остром отравлении алкоголем.
3. Классификация, фармакодинамика снотворных средств, особенности их применения и меры помощи при остром отравлении препаратами этой группы.
4. Классификация, фармакодинамика и показания для применении противоэпилептических и противопаркинсонических средств.
5. Фармакодинамика агонистов, агонистов-антагонистов и антагонистов опиоидных рецепторов.
6. Показания для применения наркотических анальгетиков. Побочные эффекты, возникающие при их применении.
7. Фармакодинамика ненаркотических анальгетиков.
8. Классификация, препараты, показания для применения и побочные эффекты ненаркотических анальгетиков.
9. Классификация психотропных средств. Сравнительная характеристика фармакодинамики анксиолитиков, антипсихотических и седативных средств. Показания к их применению.
10. Классификация, фармакодинамика, показания для применения и побочные эффекты психостимуляторов, антидепрессантов, общетонизирующих средств и аналептиков
План занятия
Время практического занятия – 135мин.
1. Организационные вопросы – 5 мин.
2. Тестовый контроль– 20 мин.
3. Выписывание рецептов на лекарственные препараты – 20 мин.
4. Перерыв – 10 мин.
5. Устный опрос студентов – 45 мин.
6. Перерыв – 10 мин.
7. Решение ситуационных задач-35мин.
8. Подведение итогов. Задание на следующее занятие – 10 мин.
Литература
1. Харкевич Д.А. Фармакология. М.: ГЭОТАР МЕД, 2001. 148-239 с.
2. Машковский М.Д. Лекарственные средства: в 2-х т., М.: Новая волна 2001. Т. 1, 16-177 с.
Дополнительная литература
1. Руководство по фармакологии к практическим занятиям. Под ред. П.А. Галенко-Ярошевского, А.И. Ханкоевой. М.:Изд-во РАМН, 2000. 111-179 с.
2. Балабаньян В.Ю., Решетников С.И. Руководство для подготовки к занятиям по фармакологии. М.: Инфомедиа Паблишер,2000. 55-82 с.
3. Венгеровский А.И. Лекции по фармакологии для врачей и провизоров. –Томск: SТТ, 1998. 186-189 с, 140-264 с.
4. Беляков В.А., Соловьев И.К. Наркотические анальгетики – опиаты, опиоиды, их агонисты и антагонисты. Нижний Новгород.: Изд-во «Нижегородская ярмарка», 2001.
5. Беляков В.А., Соловьев И.К. Ненаркотические анальгетики –нейропептиды, адренергические анальгетики, анальгетики – антипиретики, нестероидные противовоспалительные препараты и другие. - Нижний Новгород.: Изд-во «Нижегородская ярмарка», 2001.
6. Информация для специалистов здравоохранения. Выпуск 1. Лекарственные средства, действующие на центральную нервную систему. Психотропные лекарственные средства. Седативно-снотворные средства. Противосудорожные средства. М.: РЦ «ФАРМЕДИНФО», 1996.
7. Базисная и клиническая фармакология: Пер. с англ. / Под ред. Б.Г. Катсунга. В 2-х тт. Том 1.- М.: «Бином, СПб.: «Невский диалект», 2000. 411-430 с, 400-577 с.
8. Нил М.Дж. Наглядная фармакология. Серия «Экзамен на отлично»: Пер. с англ. / Под ред. М.А. Демидовой. М., 1999. 52-54, 60-72 с.
9. Фармакология в схемах и таблицах: Справочник / Под ред. С.М. Дроговоз.- Харьков, 2000. 9-10 с, 13-14 с, 17-19 с.