Имипрамин гидрохлорид (мелипрамин, имизин)-ТРИЦИКЛИЧЕСКИЙ АД
Амитриптилина гидрохлорид, малеат - ТРИЦИКЛИЧЕСКИЙ АД
Пипофезин дигидрохлорид (азафен) - ТРИЦИКЛИЧЕСКИЙ АД
Кломипрамина гидрохлорид (анафранил) - ТРИЦИКЛИЧЕСКИЙ АД
Мапротилин (лудиомил) - ТЕТРАЦИКЛИЧЕСКИЙ АД
2. Избирательного действия:
А) Блокирующие нейрональный захват серотонина:
Флуоксетин гидрохлорид (прозак)
Флувоксамин
Тразодон (азона)
б) Блокирующие нейрональный захват преимущественно норадреналина:
Мапротилин (людиомил)
III. Средства других групп:
Вилоксазин
Фепросиднина гидрохлорид (сиднофен)
Цефедрин гидрохлорид
Буспирон
НОРМОТИМИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
(препараты лития)
Лития карбонат
Лития оксибутират
лития никотинат
НООТРОПНЫЕ СРЕДСТВА
КЛАССИФИКАЦИЯ
I. Препараты ГАМК И ЕЕ ПРОИЗВОДНЫХ:
Гамма-аминомаслянная к-та (аминалон, гаммалон)
Натрия оксибутират (ГОМК)
Фенибут гидрохлорид
|
|
Пикамилон
Гомопантеновая к-та и ее СА-соль (пантогам)
II. Препараты ДРУГИХ ГРУПП:
Производные оксипирролидона
Анирацитам, пирацетам, оксирацетам
Производные амминоэтанола
Деанор, ацефен, лифексамид
Пептиды
Лизин-вазопрессин
Прочие
Тонибрал, энцефабол
Актопротекторы
Бемитил, энцефабол
III. Комбинированные препараты
Фезам (пирацетам+ циннаризин)
Ороцетам (пирацетам+оротовая к-та)
Диапирам (пирацетам+диазепам)
СРЕДСТВА, СТИМУЛИРУЮЩИЕ ЦНС
КЛАССИФИКАЦИЯ
I. ПСИХОМОТОРНЫЕ СТИМУЛЯТОРЫ:
1. Непрямые адреномиметики:
Амфетамин сульфат (фенамин, бензедрин)
Метилфенидина гидрохлорид (меридил, центедрин)
Метамфетамин (первитин)
Мезокарб (сиднокарб)
Сиднофен
2. Блокаторы аденозиновых рецепторов и ингибиторы фосфодиэстеразы:
Кофеин, кофеин-натрия бензоат
3.Актопротекторы:
Бемитил
4.Других групп:
Модафинил, бромантан
II. АНАЛЕПТИКИ
1. Дыхательные аналептики:
Этимизол, бемегрид (агипнон), лобелина гидрохлорид (лобесил)
Цитизин (цититон, табекс)
Анабазина гидрохлорид (гамибазин)
2. Кардиально-сосудистые аналептики:
Никетамид (кордиамин)
3. Смешанного действия:
Камфора, сульфокамфокаин, никетамид
Пентетразол (коразол)
III. ОБЩЕТОНИЗИРУЮЩИЕ СРЕДСТВА И АДАПТОГЕНЫ:
1. Препараты растений с преимущественно общетонизирующим действием:
Лимонник китайский (настойка)
Рапонтикум сафлоровидный (левзея) экстракт жидкий
Аралия манчжурская настойка корня
Сапарал (из аралии)
2. Препараты растений с преимущественно общетонизирующим и адаптогенным действием:
|
|
Женьшень настойка корня («Биоженьшень»)
Элеутерококк колючий жидкий экстракт
Родиола розовая жидкий экстракт
Эхинопанакс высокий (заманиха) настойка
3. Животные препараты:
Пантокрин, рантарин
Ситуационные задачи:
1. Дайте прогноз следующей ситуации: больному Н., 63 лет, страдающему глаукомой и депрессией, был назначен амитриптилин. Предложите средство для лечения депрессии в данном клиническом случае.
2. Больной К., 53 лет, получает флуоксетин по поводу депрессии и селегилин по поводу болезни Паркинсона, через некоторое время у него появляются жалобы на двигательное беспокойство, озноб, тремор, диарею. Объясните механизм возникшего осложнения и предложите меры помощи.
3. Дайте прогноз следующей ситуации: больному Т., 59 лет, страдающему алкогольной депрессией и сахарным диабетом, был назначен имипрамин. Предложите средство для лечения депрессии в данном клиническом случае.
4. Больной Ф., 62 лет, для лечения депрессии был назначен лекарственный препарат, через некоторое время у больного появились жалобы на сухость во рту, задержку мочеиспускания, расширение зрачков, нарушение зрения, тремор рук. Препарат, какой фармакологической группы мог вызвать данные побочные эффекты? Объясните механизм возникшего осложнения и предложите меры помощи.
5. Дайте прогноз следующей ситуации: больной Р., 55 лет, для лечения маниакально-депрессивного психоза получает пиразидол, дополнительно по поводу пищевой токсикоинфекции ему назначают фуразолидон.
6. Выберите из перечисленных препаратов, лекарственное средство больному Ж., 68 лет, для лечения депрессии и старческой деменции, если у больного в анамнезе гиперплазия предстательной железы. Обоснуйте свой выбор.
а) амитриптилин б) пиразидол в) имипрамин
Примерный алгоритм решения ситуационных задач по фармакологии:
1. Осуществить выбор препарата;
2. Обосновать данный выбор препарата;
3. Описать механизм действия выбранного лекарственного средства;
4. Описать схему применения препарата;
5. Указать побочные эффекты лекарственного средства и механизмы их развития;
6. Предложить методы профилактики и коррекции возникших побочных эффектов.
Примеры решения ситуационных задач:
1. Дайте прогноз следующей ситуации: больному Н., 63 лет, страдающему глаукомой и депрессией, был назначен амитриптилин. Предложите средство для лечения депрессии в данном клиническом случае.
Ответ: Амитриптилин обладает выраженной холинолитической активностью. Применение этого препарата вызовет повышение внутриглазного давления. Глаукома является противопоказанием к назначению амитриптилина. В данном случае лучше назначить антидепрессанты, не обладающие холинолитической активностью (пиразидол, азафен и др.)
2. Больной К., 53 лет, получает флуоксетин по поводу депрессии и селегилин по поводу болезни Паркинсона, через некоторое время у него появляются жалобы на двигательное беспокойство, озноб, тремор, диарею. Объясните механизм возникшего осложнения и предложите меры помощи.
Ответ: Флуоксетин является ингибитором нейронального захвата серотонина, его нельзя сочетать с селегилином, специфическим ингибитором МАО типа Б, так как возможно развитие «серотонинергического синдрома», появившегося у данного больного. Необходимо отменить один из препаратов.
3. Дайте прогноз следующей ситуации: больному Т., 59 лет, страдающему алкогольной депрессией и сахарным диабетом, был назначен имипрамин. Предложите средство для лечения депрессии в данном клиническом случае.
Ответ: В данном случае препарат подобран неправильно. Сахарный диабет является противопоказанием для назначения имипрамина. В данном случае больному лучше назначить пиразидол.
|
|
Тесты для определения итогового уровня знаний №2
Можно ли утверждать, что аналептики усиливают процесс возбуждения, облегчая межнейронную передачу нервных импульсов, либо подавляют тормозные механизмы и возбуждают, главным образом, жизненно-важные центры?
1) да;
2) нет.
2. В отличие от аналептиков психомоторные стимуляторы применяют при:
1) остром отравлении снотворными средствами;
2) гипотонии;
3) переутомлении;
4) “выходе” из наркоза для ускорения восстановления психомоторных реакций в посленаркозном периоде.