Психотропные препараты: антидепрессанты, психостимуляторы и общетонизирующие средства. Аналептики

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

1. Изучить классификацию, фармакодинамику антидепрессантов, средств для лечения маний, психостимуляторов, общетонизирующих средств и аналептиков, показания и противопоказания к их применению.

2. Научиться выписывать рецепты на препараты указанных групп.

Введение

         Аналептики - лекарственные средства, оказывающие возбуждающее действие на дыхательный и сосудодвигательный центры, применяются при расстройствах дыхания, шоках, коллапсах, отравлениях.

Психостимуляторы позволяют регулировать психические и физические возможности организма. Психометаболические стимуляторы способны влиять на высшие интегративные функции головного мозга, улучшать обменные процессы и мозговой кровоток и восстанавливать функции, утра- ченные в результате травм головного мозга, инсультов, дегенеративных поражений, болезни Альцгеймера (по данным ВОЗ и Национального институ та старения США болезнь Альцгеймера является достаточно частой патоло- гией у лиц пожилого и старческого возраста, сопоставимой по распространен ности с инфарктами миокарда и головного мозга (С.И.Гаврилова,1997г; Jellinger et al., 1994)).

Общетонизирующие средства способствуют облегчению адаптационных процессов организма при изменении привычной среды обитания, повышают устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов.

 Сегодня особую актуальность приобретают антидепрессанты. Депрессия считается одним из наиболее распространенных заболеваний, уступающим только артериальной гипертензии. На долю депрессии приходится около 10% всех обращений к врачу общей практики. Знать средства, способные помочь данным пациентам, задача врача любой специальности.

 

Оснащение занятия

Подборка схем, таблиц и упаковок лекарственных препаратов по теме. Тестовые контрольные карты для выявления исходного и итогового уровня знаний. Подборка ситуационных задач по теме занятия для самостоятельной работы.

 

План внеаудиторной самоподготовки

Этап работы Время занятий Литература
1.Ответить на вопросы для самоподготовки     2. Выполнить задание по рецептуре   3. Выполнить тестовые задания   1 час   30 мин     30 мин Учебно-методическое пособие к практическим занятиям, учебник, лекционный материал Учебно-методическое пособие к практическим занятиям, учебник, справочный материал Учебно-методическое пособие к практическим занятиям

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Классификация средств, активирующих психоэмоциональную сферу.

2. Классификация, фармакодинамика, показания к применению и побочные эффекты антидепрессантов.

3. Классификация, фармакодинамика, показания для применения, побочные эффекты психомоторных стимуляторов. Возможность развития лекарственной зависимости.

4. Особенности фармакодинамики психометаболических стимуляторов, (ноотропных средств) показания для их применения.

5. Сравнительная характеристика психомоторных и психометаболических стимуляторов.

6. Фармакодинамика и показания для применения общетонизирующих средств.

7. Фармакодинамика, классификация, препараты и показания для применения аналептиков.

ЗАДАНИЕ ПО ФАРМАКОТЕРАПИИ

Используя табл. 11, выписать рецепты на следующие лекарственные средства: 1) антидепрессант из группы ингибиторов МАО обратимого действия; 2) антидепрессант, угнетающий нейрональный захват моноаминов; 3) при умственном переутомлении; 4) для профилактики депрессий; 5) трициклический антидепрессант; 6) при остром отравлении веществами, угнетающими центральную нервную систему; 7) для улучшения процессов обучения; 8) общетонизирующее средство; 9) антидепрессант, угнетающий обратный нейрональный захват серотонина; 10) средство при гипотонии; 11) после травмы мозга с целью повышения двигательной и психической активности; 12) аналептическое средство; 13) при остром отравлении снотворными средствами; 14) психомоторный стимулятор; 15) психометаболический стимулятор; 16) для повышения устойчивости тканей мозга к гипоксии; 17) для ускорения восстановления психомоторных реакций при выходе из наркоза; 18) для стимуляции психической деятельности; 19) функциональный антагонист средств для наркоза.

 

Таблица 6

Список препаратов для выписывания рецептов

Препараты Лекарственная форма Средняя терапевтическая доза
Амитриптилин (Amitriptyline) Таб. по 0,025; 0,075г; Амп. по 2 мл 1 % р-ра Внутрь по 0,05-0,075г 3-4 раза в день, после еды. В/м, в/в (медленно) по 0,02-0,04г 3-4 раза в день
Имипрамин (имизин) (Imipraminum) Таб. по 0,025г, покрытые оболочкой; Амп. по 2мл 1,25 % р-ра Внутрь по 0,025г 3-4 раза в день в первую половину дня, затем дозу повышают и доводят до 0,2-0,25г в день. Поддерживающая терапевтическая доза 0,025г 1-4 раза в день
Пиразидол (Pirazidolum) Таб. по 0,025; 0,5г Внутрь по 0,05-0,075г в сутки в 2 приёма, постепенно дозу увеличивают на 0,025-0,05г, но не больше 0,15-0,3г в день
Кофеин-бензоат натрия (Coffeinum-natrii benzoas) Амп. по 1 и 2 мл 10% и 20% р-ра П/к по 1 мл 10% или 20% р-ра. Дозы подбираются индивидуально.
Пирацетам (ноотропил) (Piracetamum) Амп. по 5 мл 20% р-ра; капсулы по 0,4г В/м и в/в по 5 мл 20 % р-ра 2 раза в день; внутрь по 0,4г 3 раза в сутки, доводят до 2,4г в сутки, затем снижают до 1,2-1,6г в сутки
Настойка Жень-шеня (Tinctura Ginseng) Флаконы по 50 мл Внутрь по 15-25 капель 2-3 раза в день за 30-40 минут до еды
Кордиамин (Cordiaminum) Ампулы по 1 и 2 мл П/к, в/м, в/в (медленно) 1-2 мл 1-3 раза в день
Бемегрид (Bemegridum) Амп. по 10 мл 0,5% р-ра В/в (медленно) по 2-5 мл
Флуоксетин (Fluoxetine) Таб. и капсулы по 0,01 и 0,02г Внутрь по 0,02г в сутки, через несколько недель доводят до 0,06г в сутки

План занятия

Время практического занятия – 135мин.

1. Организационные вопросы – 5 мин.

2. Выявление исходного уровня знаний (тестовый контроль, устный опрос студентов) – 45 мин.

3. Коррекция исходного уровня знаний – 25 мин.

4. Перерыв – 10 мин.

5. Организация самостоятельной работы студентов – 5 мин.

6. Самостоятельная работа студентов (решение ситуационных задач) – 20 мин.

7. Выявление итогового уровня знаний (тестовый контроль, выписывание рецептов на лекарственные препараты по теме занятия) – 25 мин.

8. Подведение итогов. Задание на следующее занятие – 10 мин.

Тесты для определения исходного уровня знаний №1

1. Психостимулирующий эффект кофеин-бензоат натрия связан с:

1) блокадой аденозиновых рецепторов;

2) блокадой фосфодиэстеразы;

3) блокадой адренорецепторов;

4) стимуляцией синтеза норадреналина.

2. Являются ли аналептики психостимуляторами:

1) да;

2) нет.

3. Основным проявлением действия ноотропов является:

1) способность оказывать благоприятное влияние на обучение и память;

2) обезболивающий эффект;

3) антипсихотический эффект.

4. Антидепрессантами, угнетающими нейрональный захват моноаминов будут:

1) имипрамин;

2) ниаламид;

3) амитриптилин;

4) флуоксетин.

5. Аналептиками являются:

1) кордиамин;

2) камфора;

3) пантокрин.

6. К психомоторным стимуляторам относят:

1) бемегрид;

2) кофеин-бензоат натрия;

3) меридил;

4) сиднокарб.

7. Психометаболические стимуляторы назначают при:

1) умственной недостаточности, связанной с хроническими сосудистыми и дегенеративными изменениями головного мозга;

2) умственной отсталости у детей;

3) после травм головного мозга и интоксикаций;

4) переутомлении.

8. Укажите препарат I ряда в лечении депрессий:

2) амитриптилин;

3) пиразидол;

4) флуоксетин.

9. Укажите препарат  II ряда в лечении депрессий:

2) имизин;

3) флуоксетин;

4) моклобемид.

АНТИДЕПРЕССАНТЫ

КЛАССИФИКАЦИЯ

(ПО МЕХАНИЗМУДЕЙСТВИЯ И ХИМИЧЕСКОМУ СТРОЕНИЮ)

I. Ингибиторы моноаминоксидазы (МАО):

1. Неизбирательного действия (ингибиторы МАО-А и МАО-В):

Ниаламид (нуредал)

 

2. Избирательного действия (ингибиторы МАО-А):

Моклобемид (аурорикс)

Пирлиндол гидрохлорид (пиразидол) -ТЕТРАЦИКЛИЧЕСКИЙ АД

Тетриндол гидрохлорид                 -ТЕТРАЦИКЛИЧЕСКИЙ АД

Метралиндол (инказан)                                             ТЕТРАЦИКЛИЧЕСКИЙ АД

 

II. Средства, угнетающие нейрональный захват моноаминов:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: