ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:
1. Изучить классификацию, фармакодинамику антидепрессантов, средств для лечения маний, психостимуляторов, общетонизирующих средств и аналептиков, показания и противопоказания к их применению.
2. Научиться выписывать рецепты на препараты указанных групп.
Введение
Аналептики - лекарственные средства, оказывающие возбуждающее действие на дыхательный и сосудодвигательный центры, применяются при расстройствах дыхания, шоках, коллапсах, отравлениях.
Психостимуляторы позволяют регулировать психические и физические возможности организма. Психометаболические стимуляторы способны влиять на высшие интегративные функции головного мозга, улучшать обменные процессы и мозговой кровоток и восстанавливать функции, утра- ченные в результате травм головного мозга, инсультов, дегенеративных поражений, болезни Альцгеймера (по данным ВОЗ и Национального институ та старения США болезнь Альцгеймера является достаточно частой патоло- гией у лиц пожилого и старческого возраста, сопоставимой по распространен ности с инфарктами миокарда и головного мозга (С.И.Гаврилова,1997г; Jellinger et al., 1994)).
|
|
Общетонизирующие средства способствуют облегчению адаптационных процессов организма при изменении привычной среды обитания, повышают устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов.
Сегодня особую актуальность приобретают антидепрессанты. Депрессия считается одним из наиболее распространенных заболеваний, уступающим только артериальной гипертензии. На долю депрессии приходится около 10% всех обращений к врачу общей практики. Знать средства, способные помочь данным пациентам, задача врача любой специальности.
Оснащение занятия
Подборка схем, таблиц и упаковок лекарственных препаратов по теме. Тестовые контрольные карты для выявления исходного и итогового уровня знаний. Подборка ситуационных задач по теме занятия для самостоятельной работы.
План внеаудиторной самоподготовки
Этап работы | Время занятий | Литература |
1.Ответить на вопросы для самоподготовки 2. Выполнить задание по рецептуре 3. Выполнить тестовые задания | 1 час 30 мин 30 мин | Учебно-методическое пособие к практическим занятиям, учебник, лекционный материал Учебно-методическое пособие к практическим занятиям, учебник, справочный материал Учебно-методическое пособие к практическим занятиям |
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
1. Классификация средств, активирующих психоэмоциональную сферу.
2. Классификация, фармакодинамика, показания к применению и побочные эффекты антидепрессантов.
|
|
3. Классификация, фармакодинамика, показания для применения, побочные эффекты психомоторных стимуляторов. Возможность развития лекарственной зависимости.
4. Особенности фармакодинамики психометаболических стимуляторов, (ноотропных средств) показания для их применения.
5. Сравнительная характеристика психомоторных и психометаболических стимуляторов.
6. Фармакодинамика и показания для применения общетонизирующих средств.
7. Фармакодинамика, классификация, препараты и показания для применения аналептиков.
ЗАДАНИЕ ПО ФАРМАКОТЕРАПИИ
Используя табл. 11, выписать рецепты на следующие лекарственные средства: 1) антидепрессант из группы ингибиторов МАО обратимого действия; 2) антидепрессант, угнетающий нейрональный захват моноаминов; 3) при умственном переутомлении; 4) для профилактики депрессий; 5) трициклический антидепрессант; 6) при остром отравлении веществами, угнетающими центральную нервную систему; 7) для улучшения процессов обучения; 8) общетонизирующее средство; 9) антидепрессант, угнетающий обратный нейрональный захват серотонина; 10) средство при гипотонии; 11) после травмы мозга с целью повышения двигательной и психической активности; 12) аналептическое средство; 13) при остром отравлении снотворными средствами; 14) психомоторный стимулятор; 15) психометаболический стимулятор; 16) для повышения устойчивости тканей мозга к гипоксии; 17) для ускорения восстановления психомоторных реакций при выходе из наркоза; 18) для стимуляции психической деятельности; 19) функциональный антагонист средств для наркоза.
Таблица 6
Список препаратов для выписывания рецептов
Препараты | Лекарственная форма | Средняя терапевтическая доза |
Амитриптилин (Amitriptyline) | Таб. по 0,025; 0,075г; Амп. по 2 мл 1 % р-ра | Внутрь по 0,05-0,075г 3-4 раза в день, после еды. В/м, в/в (медленно) по 0,02-0,04г 3-4 раза в день |
Имипрамин (имизин) (Imipraminum) | Таб. по 0,025г, покрытые оболочкой; Амп. по 2мл 1,25 % р-ра | Внутрь по 0,025г 3-4 раза в день в первую половину дня, затем дозу повышают и доводят до 0,2-0,25г в день. Поддерживающая терапевтическая доза 0,025г 1-4 раза в день |
Пиразидол (Pirazidolum) | Таб. по 0,025; 0,5г | Внутрь по 0,05-0,075г в сутки в 2 приёма, постепенно дозу увеличивают на 0,025-0,05г, но не больше 0,15-0,3г в день |
Кофеин-бензоат натрия (Coffeinum-natrii benzoas) | Амп. по 1 и 2 мл 10% и 20% р-ра | П/к по 1 мл 10% или 20% р-ра. Дозы подбираются индивидуально. |
Пирацетам (ноотропил) (Piracetamum) | Амп. по 5 мл 20% р-ра; капсулы по 0,4г | В/м и в/в по 5 мл 20 % р-ра 2 раза в день; внутрь по 0,4г 3 раза в сутки, доводят до 2,4г в сутки, затем снижают до 1,2-1,6г в сутки |
Настойка Жень-шеня (Tinctura Ginseng) | Флаконы по 50 мл | Внутрь по 15-25 капель 2-3 раза в день за 30-40 минут до еды |
Кордиамин (Cordiaminum) | Ампулы по 1 и 2 мл | П/к, в/м, в/в (медленно) 1-2 мл 1-3 раза в день |
Бемегрид (Bemegridum) | Амп. по 10 мл 0,5% р-ра | В/в (медленно) по 2-5 мл |
Флуоксетин (Fluoxetine) | Таб. и капсулы по 0,01 и 0,02г | Внутрь по 0,02г в сутки, через несколько недель доводят до 0,06г в сутки |
План занятия
Время практического занятия – 135мин.
1. Организационные вопросы – 5 мин.
2. Выявление исходного уровня знаний (тестовый контроль, устный опрос студентов) – 45 мин.
3. Коррекция исходного уровня знаний – 25 мин.
4. Перерыв – 10 мин.
5. Организация самостоятельной работы студентов – 5 мин.
6. Самостоятельная работа студентов (решение ситуационных задач) – 20 мин.
7. Выявление итогового уровня знаний (тестовый контроль, выписывание рецептов на лекарственные препараты по теме занятия) – 25 мин.
8. Подведение итогов. Задание на следующее занятие – 10 мин.
Тесты для определения исходного уровня знаний №1
1. Психостимулирующий эффект кофеин-бензоат натрия связан с:
1) блокадой аденозиновых рецепторов;
2) блокадой фосфодиэстеразы;
3) блокадой адренорецепторов;
|
|
4) стимуляцией синтеза норадреналина.
2. Являются ли аналептики психостимуляторами:
1) да;
2) нет.
3. Основным проявлением действия ноотропов является:
1) способность оказывать благоприятное влияние на обучение и память;
2) обезболивающий эффект;
3) антипсихотический эффект.
4. Антидепрессантами, угнетающими нейрональный захват моноаминов будут:
1) имипрамин;
2) ниаламид;
3) амитриптилин;
4) флуоксетин.
5. Аналептиками являются:
1) кордиамин;
2) камфора;
3) пантокрин.
6. К психомоторным стимуляторам относят:
1) бемегрид;
2) кофеин-бензоат натрия;
3) меридил;
4) сиднокарб.
7. Психометаболические стимуляторы назначают при:
1) умственной недостаточности, связанной с хроническими сосудистыми и дегенеративными изменениями головного мозга;
2) умственной отсталости у детей;
3) после травм головного мозга и интоксикаций;
4) переутомлении.
8. Укажите препарат I ряда в лечении депрессий:
2) амитриптилин;
3) пиразидол;
4) флуоксетин.
9. Укажите препарат II ряда в лечении депрессий:
2) имизин;
3) флуоксетин;
4) моклобемид.
АНТИДЕПРЕССАНТЫ
КЛАССИФИКАЦИЯ
(ПО МЕХАНИЗМУДЕЙСТВИЯ И ХИМИЧЕСКОМУ СТРОЕНИЮ)
I. Ингибиторы моноаминоксидазы (МАО):
1. Неизбирательного действия (ингибиторы МАО-А и МАО-В):
Ниаламид (нуредал)
2. Избирательного действия (ингибиторы МАО-А):
Моклобемид (аурорикс)
Пирлиндол гидрохлорид (пиразидол) -ТЕТРАЦИКЛИЧЕСКИЙ АД
Тетриндол гидрохлорид -ТЕТРАЦИКЛИЧЕСКИЙ АД
Метралиндол (инказан) ТЕТРАЦИКЛИЧЕСКИЙ АД
II. Средства, угнетающие нейрональный захват моноаминов: