Можно ли утверждать, что снотворные средства укорачивают фазу быстрого сна, вследствие чего появляется феномен «отдачи»?

1) да;

2)    нет.

5. Механизм действия противоэпилептических средств связан с:

1) снижением возбудимости нейронов эпилептогенного очага;

2) угнетением распространения патологической импульсации;

3) блокадой натриевых каналов;

4) угнетением ГАМК - ергической системы.

6. Эффект противопаркинсонических средств связан с:

1) ослаблением глутаматергических влияний в черной субстанции;

2) увеличение холинергических влияний в черной субстанции;

3) ослабление холинергических влияний в черной субстанции;

4) усилением дофаминергических влияний.

7. Дофамин не применяется для лечения болезни Паркинсона и паркинсонизма, потому что:

1) является токсичным;

2) разрушается периферической ДОФА – декарбоксилазой;

3) не проходит через ГЭБ.

8. К противопаркинсоническим средствам, блокирующим центральные М, Н-холинорецепторы, относят:

1) леводопу;

2) карбидопу;

3) кордиамин;

4) амизил;

5) циклодол.

Какие снотворные средства противопоказаны при синдроме ночного апное?

1) производные барбитуровой кислоты;

2) производные алифатического ряда;

3) производные бензодиазепина.

10. Укажите побочные эффекты леводопы:

1) тошнота, рвота;

2) гипотония;

3) аритмия;

4) изъязвление слизистой оболочки желудочно-кишечного тракта;

5) нарушение психики.

 

Примеры выписывания рецептов:

Пример 1. Агонист бензодиазепиновых рецепторов:

Rp.: Tab. Nitrazepami 0,005

     D.t.d. № 10

     S. По 1/2 таблетки за 30 мин до сна.

 

Пример2. Противопаркинсоническое средство, являющееся предшественником дофамина:

Rp.: Tab. Cyclodoli 0,002

      D.t.d. № 30

 S. Внутрь по 1 таблетке 1 раз в день, в последующем прибавляют до суточной дозы 0,005 – 0,006 – 0,01г в день.

 

Пример 3.: Для профилактики больших припадков эпилепсии:

Rp.: Tab. Carbamazepini 0,2 № 20

D.S. Внутрь начиная с 0,1г 3 раза в день, постепенно увеличивая дозу    до 0,4г в день.

 

Ответы:

 Тест№1: 1-1,2,3,5; 2-1,2,4,5; 3-1; 4-1,3; 5-3; 6-2; 7-2,3; 8-1,3,5; 9-2; 10-2.

Тест№2: 1-1; 2-4; 3-3; 4-1; 5-1,2,3; 6-1,3,4; 7-2,3; 8-5;9-3; 10-1,2,3,5.

Литература

1. Харкевич Д.А. Фармакология. М.: ГЭОТАР МЕД, 2001. 191-193, 169-177 с, 195-207 с.

2. Машковский М.Д. Лекарственные средства: в 2-х т., М.: Новая волна 2001. Т. 1, 28-52 с, 137-146.

Дополнительная литература

1. Руководство по фармакологии к практическим занятиям. Под ред. П.А. Галенко-Ярошевского, А.И. Ханкоевой. М.:Изд-во РАМН, 2000. 157-166 с.

2. Балабаньян В.Ю., Решетников С.И. Руководство для подготовки к занятиям по фармакологии. М.: Инфомедиа Паблишер,2000. 59-62 с.

3. Венгеровский А.И. Лекции по фармакологии для врачей и провизоров. –Томск: SТТ, 1998. 163-185 с.

4. Информация для специалистов здравоохранения. Выпуск 1. Лекарственные средства, действующие на центральную нервную систему. Психотропные лекарственные средства. Седативно-снотворные средства. Противосудорожные средства. М.: РЦ «ФАРМЕДИНФО», 1996.

5. Базисная и клиническая фармакология: Пер. с англ. / Под ред. Б.Г. Катсунга. В 2-х тт. Том 1.- М.: «Бином, СПб.: «Невский диалект», 2000. 411-430 с, 443-467 с, 509-523 с.

6. Нил М.Дж. Наглядная фармакология. Серия «Экзамен на отлично»: Пер. с англ. / Под ред. М.А. Демидовой. М., 1999. 54-56 с, 60-62 с.

7. Фармакология в схемах и таблицах: Справочник / Под ред. С.М. Дроговоз.- Харьков, 2000. 13-14 с.

Занятие 5

ПСИХОТРОПНЫЕ ПРЕПАРАТЫ: СЕДАТИВНЫЕ СРЕДСТВА И АНКСИОЛИТИКИ (ТРАНКВИЛИЗАТОРЫ), АНТИПСИХОТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА (НЕЙРОЛЕПТИКИ), СРЕДСТВА ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ МАНИЙ

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

1. Изучить классификацию, фармакодинамику анксиолитиков, седативных и антипсихотических средств, показания и противопоказания к их применению.

2. Научиться выписывать рецепты на препараты перечисленных групп.

 

Введение

Седативные и транквилизаторы способны устранять проявления нерв- ного стресса, приобретающего все большее место в жизни современного человека. Их широко используют для лечения неврозов, начальных форм гипертонической болезни, бессонницы.

Проблема шизофрении и других психотических расстройств сохраняет высокую актуальность. Эта патология поражает 1% населения наиболее плодотворного возраста 15-45 лет. В клиниках США больные шизофренией занимают 25% коечного фонда и на их долю приходится до 40% общей дли- тельности лечения, а обусловленные этим заболеванием прямые и косвенные затраты составляют 20-30 млрд долл. ежегодно. Синтез «типичных нейро- лептиков» в первой половине ХХ столетия революционизировал психиатрию и позволил успешно воздействовать на опасные (продуктивные) симптомы шизофрении (процессы патологического возбуждения- зрительно-слуховые галлюцинации, бред и т.п.), но не влияют на негативную симптоматику процессов патологического торможения (апатия, абулия и др.) и одновремен- но создали новые проблемы, в связи с побочными эффектами (запоры, недержание мочи, сексуальная дисфункция, нарушение слуха и зрения и т.д.). Нейролептики нового поколения «атипичные» снижают не только продуктивную симптоматику, но и негативную.(7)

Благодаря широкому спектру фармакологического действия нейролептики и транквилизаторы применяются в различных областях медицины: например в терапии для купирования гипертонических кризов, в хирургии для премедикации и нейролептанальгезии, для купирования судорог, в онкологии для уменьшения побочных эффектов при цитостатической терапии, как противорвотные средства.

Оснащение занятия

Подборка схем, таблиц и упаковок лекарственных препаратов по теме. Тестовые контрольные карты для выявления исходного и итогового уровня знаний. Подборка ситуационных задач по теме занятия для самостоятельной работы.

 

План внеаудиторной самоподготовки

Этап работы Время занятий Литература
1.Ответить на вопросы для самоподготовки     2. Выполнить задание по рецептуре   3. Выполнить тестовые задания   1 час   30 мин     30 мин Учебно-методическое пособие к практическим занятиям, учебник, лекционный материал Учебно-методическое пособие к практическим занятиям, учебник, справочный материал Учебно-методическое пособие к практическим занятиям

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: