Общие требования в государственных образовательных стандартах третьего поколения

Проанализировав проекты ФГОС, действующие рабочие учебные планы по направлению бакалавриат и регламентирующие документы, можно сделать следующие рекомендации:

3.1. Срок реализации образовательной программы при очной форме обучения для бакалавров – 208 недель.

3.2. Теоретическое обучение колеблется от 134-138 недель для бакалавров (201 ЗЕТ – 207 ЗЕТ или 7236 часов÷7452 часов) в зависимости от объема практик.

3.3. Трудоемкость основной образовательной программы за весь период обучения 240 зачетных единиц за учебный год.

3.4. Необходимо каникулы, практику, подготовку выпускной квалификационной работы планировать в соответствии с образовательным стандартом.

3.5. Объем времени, отводимый на конкретную дисциплину, практику, дипломное проектирование и государственную аттестации определяется по стандарту и рассчитывается из 54часовой учебной недели или 1,5 кредитные единицы.

3.6. Объем факультативных дисциплин не должен превышать10 зачетных единиц за весь период обучения (360 часов включая все виды аудиторной и внеаудиторной работы). Факультативные дисциплины, устанавливаемые вузом дополнительно к ООП, является необязательным для изучения обучающихся.

3.7. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний государственных и общественных организаций, мастер – классы экспертов и специалистов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 30% аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 50% аудиторных занятий.

3.8. В учебной программе каждой дисциплины (модуля, курса) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП.

В целях определения состава дисциплин вариативной части любого блока (Б.1, Б.2 и Б. 3) необходимо составить матрицу дисциплин всего блока и компетенций по каждому блоку. Определить какая дисциплина формирует какие компетенции и проследить чтобы все компетенции были сформированы и распределены по дисциплинам учебного плана, в том числе по практикам и дипломном проектировании (прил.1).

3.9. Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору устанавливает ученый Совет вуза.

3.10. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения для бакалавров определяется стандартом и должен составлять примерно 27 академических часов. В указанный объем не входит обязательные аудиторные занятия по физической культуре.

3.11. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период. Военная подготовка сокращает продолжительность каникулярного времени обучающихся в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы.

3.12. В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с постановлением Правительства от 14 февраля 2008 г. № 71 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)». Устава ГОУ ВПО ЮРГТУ (НПИ), Положение об институтах (филиалах), филиалах ГОУ ВПО ЮРГТУ (НПИ).

3.13. Раздел «Физическая культура» (Б.4) трудоемкостью 2 зачетные единицы реализуется:

- при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов подготовки, должен составлять не менее 360 часов;

- на промежуточную аттестацию отводится 1 зачетная единица (т.е. 4-5 часов на контрольные мероприятия);

- на подготовку и сдачу двух рефератов отводится 1 зачетная единица – 36 часов.

3.14. Дисциплины должны выстраиваться в учебном плане последовательно, и таким образом обеспечивать обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможность индивидуальных образовательных программ (за счет дисциплин по выбору и дисциплин специализации профиля подготовки);

3.15. Студенты знакомятся с правилами и обязанностями при формировании ООП и им разъясняется, что избранные обучающимся дисциплины (модули, курсы) становятся для них обязательными.

3.16. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:

- имеет право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей, курсов) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули, курсы);

- при формировании своей индивидуальной образовательной программы обучающиеся имеют право получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей, курсов) и их влиянию на будущий профиль подготовки (специализацию);

- обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей, курсов) на основании аттестации если они идентичны учебному плану вуза по данному направлению;

- обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.

3.17. Вариативная часть в Б.1, Б.2 должна показать связь этих дисциплин с профилем (специализацией) направления.

В Б.3 вариативная часть может иметь направленность на промышленную и производственную базу и согласовывается по составу и содержанию дисциплины с потенциальными работодателями, для ведения этих дисциплин привлекаются сотрудники предприятий - работодателей.

 

Базовый учебный план

4.1. В “Примерном положении об организации учебного процесса в высшем учебном заведении с использованием системы зачетных единиц” рекомендуется использовать три формы учебных планов:

· Базовые учебные планы (БУП), служащие для определения содержания и общей трудоемкости учебной работы студентов на весь период обучения;

· Рабочие учебные планы (РУП), служащие для организации учебного процесса в течение учебного года (в том числе, для формирования ежегодного графика учебного процесса и расчета учебной нагрузки преподавателя);

· Индивидуальные учебные планы (ИУП), различные для каждого студента и определяющие его образовательную траекторию (программу обучения на семестр или учебный год).

4.2. Комплект учебных планов разрабатывается на основе ГОС по данному направлению и примерному учебному плану УМО, в котором определяется состав дисциплин учебного плана, результаты освоения которых студентом обеспечивают формирование у него заданных компетенций.

    4.3. Базовый учебный план разрабатывается по каждой бакалаврской программе и утверждается проректором по образовательной деятельности на весь период подготовки бакалавров. БУП разрабатывается на основе ФГОС ВПО, в соответствии с внутривузовским образовательным стандартом, с учетом требований и рекомендаций по применению системы зачетных единиц (кредитов) в организации учебного процесса.

    4.4. Трудоемкости всех компонентов БУП (учебных дисциплин, практик, междисциплинарных проектов, подготовки выпускной аттестационной работы и итоговой государственной аттестации) указываются в зачетных единицах трудоемкости (ЗЕТ), учитывающих аудиторную и самостоятельную работу студента, и должны быть целочисленными.

    4.5. Общая трудоемкость семестра составляет 30 ЗЕТ (1080 часов), включая все виды аудиторной и самостоятельной работы студента, предусмотренные УП в этом семестре, в том числе практики и экзаменационные сессии.

    4.6. Рекомендуемая трудоемкость одной дисциплины профессиональной подготовки, составляет 4 ЗЕТ, что придает УП дополнительную гибкость при внесении любых изменений в перечень изучаемых дисциплин и их расположение по семестрам. Допускается наличие в учебном плане дисциплин профессиональной подготовки с общей трудоемкостью 6 и 8 ЗЕТ.

    Наличие в учебном плане дисциплины профессиональной подготовки с трудоемкостью менее 4 ЗЕТ не желательно, так как приводит к излишней фрагментации содержания подготовки и не позволяет с достаточной глубиной сформировать компетенции, обеспечиваемые данной дисциплиной. Для дисциплин цикла ГЭС допускается наличие в учебном плане дисциплин с общей трудоемкостью 2 ЗЕТ.

    4.7. Анализ проектов ФГОСов показал, что в каждом направлении в Б1, Б2 базовый состав дисциплин различен, а также различен и объем ЗЕТ выделяемый на Б1 и Б2.

Нами выбраны в блоке гуманитарно-экономическом (Б1) три дисциплины, которые присутствуют во всех стандартах и определен объем в ЗЕТ этих дисциплин:

    -   История – 3 ЗЕТ и зачет

    -   Философия – 3 ЗЕТ (зачет);

    -   Иностранный язык – 11 ЗЕТ – (1,2,3 семестр – зачет в 4 семестре – экзамен), в 5 семестре зачет (языковая коммуникация в профессиональной области)

    4.8. Для каждого направления составлены базовый учебный план по Б1 (прил. 2) учитывающий код дисциплины, наименование дисциплины, общую трудоемкость как в ЗЕТ, так и в часах, виды контроля (зачет и экзамен) распределение по семестрам аудиторных часов в неделю и ЗЕТ в семестре.

    4.9. Базовая часть включает в себя все дисциплины указанные в базовой части Б1 в ФГОСе данного направления. Например, в ФГОСе направления 140400 «Электроэнергетика и электротехника» указано вместе с основными 3-мя дисциплинами ещё и дисциплина «Экономика» (см. прил.2) Объем базовой части в зачетных единицах трудоемкости составляет от 15 до 20 ЗЕТ. На дисциплину «История» выделяется, как и планировалось 3 ЗЕТ, «Философия» - 3 ЗЕТ, «Иностранный язык» - 11 ЗЕТ, в сумме 17 ЗЕТ. На дисциплину «Экономика» можно выделить до 3-х ЗЕТ. В целях унификации с другими направлениями мы берем дисциплину «Экономика» в объеме 2-х ЗЕТ. Таким образом, наша базовая часть составляет 19 ЗЕТ, что вмещается в пределы допустимого ФГОС (от 15 до 20 ЗЕТ). Объем дисциплин в часах определяется из расчета 1 ЗЕТ равна 36 часам.

    4.10. Определяем по какой дисциплине и в каком семестре у нас зачет или экзамен. При этом необходимо помнить что:

    -   дисциплина, читаемая в нескольких семинарах по каждому семестру должна иметь контроль (зачет или экзамен);

    -   дисциплина имеющая объем менее 3-х ЗЕТ не должна заканчиваться экзаменом, так как экзамен уменьшает объем дисциплины в зачетных единицах на одну единицу;

    -   распределение односеместровых дисциплин необходимо распределить в пределах курса (для ряда направлений подготовки бакалавров проводить в четном семестре, для других в нечетном), что позволяет сбалансировать нагрузку кафедр по семестрам.

    4.11. В разделе «Распределение аудиторных часов в неделю по семестрам» (прил.2) указывается количество часов в неделю, в одном из восьми семестров, если дисциплина односеместровая или в нескольких семестрах (например, Иностранный язык).

    4.12. В аудиторные часы не входит ЗЕТ отводимые на экзамен, значит число часов отводимых на аудиторные занятия должны быть на единицу меньше. Например, на дисциплину «История» отводится 4 ЗЕТ, для данного направления по «Истории» есть экзамен и читается она во 2-ом семестре, значит в графе 2-ой семестр против дисциплины «История» мы проставляем 3 часа в неделю, 1 ЗЕТ идет на экзамен. А в разделе «Распределение ЗЕТ по семестрам» мы во 2-ом семестре ставим 4 ЗЕТ, уже с учетом экзамена.

    4.13. Вариативная часть блока Б1 составлена с учетом наработанных ранее курсов, имеющих хорошую методическую и кадровую обеспеченность. А также обеспечивающую компетентностную подготовку выпускников.

    Вариативная часть составляет 2/3 от оставшихся от общего объема ЗЕТ.

    Например, в направлении 140400 Электроэнергетика и электротехника (см. прил.2). Общий объем Б1 составляет 30-40 ЗЕТ, в базовой части использовалось 19 ЗЕТ, следовательно на вариативную часть мы можем использовать до 2/3 (40-19)=14 ЗЕТ. Если взять по максимуму, то к сожалению при подсчете итоговых ЗЕТ за весь период обучения 240 ЗЕТ не получается, а получается значительно больше, поэтому для всех направлений мы берем среднее значение, если здесь от 30 до 40 ЗЕТ, то мы берем ≈35 ЗЕТ.

 

Исходя из этого, скорректируем расчет и определим, что 2/3(35-19)≈10 ЗЕТ.

Что позволяет, с учетом унификации, включить в вариативную часть такие дисциплины как:

    -   Социология – 3 ЗЕТ (6-ой семестр)

    -   Правоведение – 3 ЗЕТ (5-ый семестр)

    -   Культурология – 2 ЗЕТ (1-ый семестр)

    -   Экономика и организация производства – 2 ЗЕТ (7-ой семестр)

4.14. Дисциплины по выбору составляют одну третью часть от остатка после базовой части, и в данном примере составляют 5 ЗЕТ. Эти дисциплины могут быть направлены:

    -   на усиление каких-либо компетенций мало охваченных другими дисциплинами;

    -   на региональную составляющую;

    -   на усиление профилизации.

Перечень предлагаемых дисциплин по выбору см. в прил.3

    4.15. Аналогичный подход мы используем при формировании части базового плана для МЕН-Б2. Здесь за основу для всех технических направлений берутся пять дисциплин, которые составляют 35 ЗЕТ (см. прил.4).

    -   Математика – 16 ЗЕТ (1,2,3 семестр, все семестры заканчиваются экзаменом);

    -   Физика – 8 ЗЕТ (1 и 2 семестр, заканчивается экзаменом);

    -   Информатика – 5 ЗЕТ (1-ый семестр зачет, 2-ой семестр экзамен);

    -   Химия – 4 ЗЕТ (1–ый семестр экзамен);

    -   Экология – 2 ЗЕТ (2-ой семестр зачет).

 

На примере направления 140400 рассмотрим формирование Б2. Объем блока МЕН составляет от 55 до 65 ЗЕТ, из них базовая часть составляет от 25 до 35 ЗЕТ. При унификации базовой части мы определили на пять основных дисциплин 35 ЗЕТ, то есть в этом направлении это максимальный предел. В общем объеме мы опять берем среднюю величину, то есть 60 ЗЕТ.

Тогда на вариативную часть необходимо выделить 2/3 (60-35)≈16 ЗЕТ.

Вариативная часть блока МЕН может включать дисциплины прикладного характера и усиливающие физико-математическую подготовку, спецглавы по информатике, теоретической механике и т.д.

Дисциплины по выбору также как и в Б1 составляют одну треть от остатка после выделения базовой части и в данном случае составляют:

                       1/3(60-35)≈8 ЗЕТ

Вариативную часть и дисциплины по выбору формируются совместно кафедрами, выпускающими и обеспечивающими с учетом профилизации, для каждого профиля обучения.

4.16. Профессиональный блок (Б3) формируется аналогично с блоками Б1 и Б2 выпускающими кафедрами. По каждому направлению подготовки бакалавров создается рабочая группа из числа заведующих кафедрами ведущих подготовку в данном направлении. Базовая часть – должна быть единая, для всех, а вариативная может быть составлена по профилям подготовки, но число экзаменов, зачетов, и количество дисциплин в учебном плане, а также распределение по семестрам часов в неделю и ЗЕТ должно быть одинаково.

4.17. В блоке 4 учтена физическая культура, которая включает 2 ЗЕТ. Одна ЗЕТ на контрольные мероприятия и одна ЗЕТ на реферативную работу (два реферата в 4-ом и 8-ом семестрах). Весь объем составляет 400 часов из них 360 часов аудиторных (игровых). Семестров – восемь. На I курсе по 4 часа в неделю, на всех остальных курсах по 2 часа в неделю. После 2-го и 3-его курса – контрольные срезы и реферат по 1 ЗЕТ в семестр. Этот вариант распределения зачетных единиц трудоемкости по Физкультуре подходит для учебных планов, в которых предусмотрены практики по четному числу недель. В случае если практика предусмотрена нечетным числом недель, то возможно размещение контрольных срезов по физкультуре I и III курсов по 0,5 ЗЕТ, а рефераты после II и IV курсов также по 0,5 ЗЕТ.

4.18. Учебная и производственная практики проставляются в соответствии с ФГОСом. В проектах ФГОСов эта величина колеблется от 10 до 18 ЗЕТ. Количество недель на практику определяет число ЗЕТ на практику по ФГОСу деленное на 1,5 ЗЕТ. Практики могут размещаться после I, II, III и IV курсов (кроме педагогических и социальных направлений).

4.19. Итоговая государственная аттестация может включать в себя государственный экзамен и выпускную квалификационную работу. Объем определяется каждым ФГОСом.

4.20. Это будет первой интеграцией при составлении базового учебного плана. Корректировка или вторая интеграция наступит после составления «Матрицы формирования компетенций» и составления «Карт компетенций дисциплины»

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: