Аристотель (384-323 до н.э. Этика нормативная и теоретическая

Этика Аристотеля исходит из принципа, что в человеке, как и во всякой вещи, заложено внутреннее стремление к благой цели. Вопрос в том, есть ли в человеческой деятельности такая цель, которой служили бы все остальные цели?  Аристотель считает, что это счастье:

«Безусловно совершенной называем цель, избираемую всегда саму по себе и никогда как средство. Принято считать, что прежде всего такой целью является счастье. Ведь его мы всегда избираем ради него самого и никогда ради чего-то другого, в то время как почёт, удовольствие, ум и всякая добродетель избираются или ради них самих (ибо на каждом из этих благ, пусть из него ничего следует, мы бы всё-таки остановили выбор), так и ради счастья, ибо они представляются нам средствами к достижению счастья»

                                                                                         Аристотель «Никомахова этика».

Этика Аристотеля, таким образом, является эвдемонистической (греч. счастье, блаженство). Слово эвдемония  переводится как счастье, но происходит от двух слов «эв» – хороший, благой и демоны боги. Буквально – благосклонность богов, ведь именно так с незапамятных времён объясняли различия в судьбах людей. Но Аристотель старым словом называет совсем другое понятие. Для него счастье является целью человеческих знаний, усилий и действий («рыбацкое счастье»). Поэтому этика – это практическая философия.

ЭТИКА – философская дисциплина, предметом которой является мораль. Слово происходит от греческого «этос» - нрав, характер. Название науке дал Аристотель, им же написан трактат «Никомахова этика». Именно эту книгу он держит в руках на фреске Рафаэля Санти «Афинская школа». Фреска создана в 1511 году и находится в  станце делла Сеньятура Ватиканского дворца. Два других этических сочинения «Большая этика» и «Малая этика» не столь знамениты. «Никомахова этика» имеет  непреходящее значение для этики, и от неё отталкиваются все последующие теоретические изыскания в этой области философии.

МОРАЛЬ. Греческие этики не знали термина «мораль», и рассуждали благе и добродетели. Есть, правда, версия, связывающая слово мораль с греческим «мос» – порядок. Но общеизвестно, что термин введен Цицероном на основе латинского «mores» - нравы, негласные правила, общепринятые традции.

Мораль – это неинституциональный способ регуляции поведения, основанный на императивном различении добра и зла. Никаких учреждений, устанавливающих моральные нормы и правила, в обществе нет. Нет организаций, которые следили бы за исполнением моральных норм и наказывали за их нарушение. Механизм действия морали на уровне личности – так называемая совесть, на уровне общества – общественное мнение.

Нравственность (от – нрав, характер). Хотя многие философы проводили между моралью и нравственностью различия, эти понятия и производные от них прилагательные нередко используются как синонимы. Моральные качества – нравственные качества; моральные ценности – нравственные ценности. Различие между ними становится актуальным тогда, когда нравственные нормы общества вступают в конфликт с убеждениями личности. Пока не будем об этом.

Аристотель, в отличие от Сократа, трактует природу человека как духовно-деятельную. Главное не просто знать о благе, но совершать правильные, благие, т.е. хорошие, добрые поступки. Начиная с «Никомаховой этики», в философии морали явно обозначились два аспекта:

· теоретический – проблемы специфики морали, структуры морали, происхождения морали, структуры морального сознания, функции морали;

· нормативный – что такое благо, добродетель и как жить добродетельно, нравственно;

· позднее, уже в христианской этике к ним добавился аспект дескриптивный – каковы люди на самом деле.

В эвдемонистической этике (этике счастья), например, добродетельная жизнь представляется иначе, чем в гедонистической (этике наслаждения). Наивысшее удовольствие человек получает от поступков, сообразных добродетели души, а не тела.

Аристотель различает добродетели разума (или дианоэтические) – мудрость, сообразительность, рассудительность и добродетели характера (этические) – щедрость, мужество, честь, умеренность. Первые развиваются обучением, а вторые привычкой. У благоразумного и мужественного человека всё согласуется с суждением.

Рассматривая вопрос о том, можно ли научиться добродетели, который одновременно является вопросом о возможности счастья, автор «Этики» считает, что счастье может принадлежать всем, кто «не увечен» для добродетели, благодаря усердию и обучению. Греческая трагедия  традиционно строилась на теме судьбы, рока, предопределённости. Аристотель, вопреки традиции, считал самого человека ответственным за свою судьбу и благополучие.

Один поступок, даже самый благородный, не может сделать человека нравственным и, следовательно, счастливым. «Так же, как одна ласточка в один тёплый день не делает весны, так же и за один день за краткое время не делаются блаженными и счастливыми».

Чрезвычайно важную роль в этике Аристотеля играет принцип «всё в меру». Недостаток, равно как избыток губит добродетели: «…подобно тому, как питьё и еда при избытке или недостатке губят здоровье, в то время как всё это в меру и создаёт его, и увеличивает, и сохраняет». Равенство есть некоторая середина между избытком и недостатком. Это не середина вещи (то, что равно удалено от обоих краёв) и не среднее арифметическое, а то, что «не избыточно и не недостаточно, и такая середина не одна и не одинакова для всех». Это не середина самой вещи, а середина именно для нас.

Это положение иллюстрируется многочисленными примерами. Так, мужество –это обладание серединой между трусостью и безрассудством, в связи с удовольствиями и страданиями обладание серединой – это благоразумие, избыток – распущенность, недостаток – бесчувствие, щедрость – середина между мотовством и скупостью (речь идёт о даянии и приобретении имущества); по отношению к имуществу середина – это великолепие, избыток – безвкусная пышность, недостаток – мелочность; честь – середина между спесью и приниженностью, а обладание честью можно назвать величавостью.

Аналогичным образом можно рассуждать о проявлении страстей: к примеру, негодование – это обладание серединой между злобной завистью и злорадством. Недостатки человека являются продолжением его достоинств.

Совершенство и редко, и похвально, и прекрасно. Быть добродетельным нелегко, поскольку искать середину в каждом отдельном случае приходится заново. Отсюда следует определение добродетельного поступка как поступка добродетельного человека, который сможет разобраться в любой ситуации и найти наилучший способ действия.

Не оставлен Аристотелем и вопрос об обстоятельствах, превратностях, кознях судьбы: «Едва ли счастлив безобразный с виду, дурного происхождения, одинокий и бездетный; и должно быть, ещё меньше можно быть счастливым, если дети и друзья отвратительны или, если были хорошие, да умерли». Но ведь счастье не в удаче, а в добродетели, и даже при неблагоприятных обстоятельствах, как пишет Аристотель, «нравственная красота продолжает сиять, коль скоро человек легко переносит многочисленные и великие несчастья – и не от тупости, а по присущему ему благородству и величавости».

Этика Аристотеля оптимистична. Им создан блестящий образ нравственного гражданина, в любых обстоятельствах сохраняющего своё достоинство и реализующего себя как общественное существо. При этом жизнь самого философа не была безоблачной. В Афинах он жил как бесправный чужеземец – метек. В связи с ростом антимакедонских настроений за прошлые связи с македонским двором (в 342-335 гг. до н.э. был наставником будущего царя Александра Македонского) осужден на смерть. Приговор суда – всё то же неуважение богов. Не дожидаясь исполнения приговора, в 323 г. до н.э. бежал в Халкиду, где вскоре умер.

Мы не знаем, считал ли сам себя Аристотель счастливым, но можно утверждать, что великому мыслителю, политическому и общественному деятелю, основавшему в Афинах знаменитую философскую школу Ликей, удалось реализовать нравственный идеал гражданина.

Постепенно оптимизм по поводу возможности сочетать личное счастье со служением общественному благу сменяется другим вариантом эвдемонистической этики, в котором личное счастье основывается на абсолютной независимости добродетельной личности от общества и государства. Нравственный идеал мудреца, противопоставленного толпе, создан в этике Эпикура, а также в школе стоиков.

В нормативной этике уже в античности сформировались три основных направления:

· Этика наслаждения, удовольствия, счастья (гедонизм, эвдемонизм)

· Этика самоотречения (аскетизм, ригоризм)

· Этика самосовершенствования  (перфекционизм).

В дальнейшем этическая мысль разрабатывает эти направления. Новые идеалы возникают в новых исторических условиях. Так, тема страданий, стойкости, долга, аскетизма, самоотречения, которая у античных стоиков прозвучала для мудреца и гражданина, в христианской этике имеет тотальный характер.

Античная этика «страдает» интеллектуализмом, требует от ученика встречного интеллектуального усилия. Она не годится для управления массами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow