double arrow

Сократ – основатель моральной философии

Тема 3.

Моральная философия. Проблема зла.

Ключевые слова: грех, добрая воля, добро, добродетель, зло, категорический императив, мораль, мудрость, общечеловеческая мораль, порок, счастье, Теодицея, эвдемонизм,  этика.

План лекции:

1. Сократ – основатель моральной философии.

2. Аристотель. Этика нормативная и теоретическая.

3. Христианская мораль. Идея первородного греха.

4. Профессиональная этика и этика И.Канта

5. Переоценка ценностей. Аморализм.

 

Сократ – основатель моральной философии

В середине V в. до н.э. в Греции философская жизнь сосредоточилась в Афинах. Но сдвиг был не просто географическим, сдвинулась ось вращения философской мысли – с физиса и космоса на проблему человека. Проблема состоит, во-первых, в прояснении того, что значит быть человеком и жить по-человечески, и во-вторых, как жить с другими людьми?

Личность Сократа (469/70 – 399 г. до н.э.), согласно концепции «осевого времени» Карла Ясперса, представляет собой новый, современный тип человека, который обладает  личной свободой. Не все граждане полиса соответствовали этому типу, они даже казнили Сократа. Однако это не помогло, так как прецедент  уже появился.

Сократ не вполне современный тип.  У него, в отличие от нас, «Я» ещё не является центральным понятием, а весь остальной мир не обозначается как «не-Я». Современный тип, скорее, софист.

«Человек есть мера всех вещей в том, что они существуют, и в том, что они не существуют"            Протагор.

 Под мерой Протагор понимал некую "норму суждения", в то время как под вещами — факты и опыт в целом. Эта знаменитая аксиома стала со временем чем-то вроде «великой хартии» западного релятивизма. Протагор подверг отрицанию абсолютный критерий, отличавший бытие от небытия, истину от лжи: "Каковы отдельные вещи предстают предо мной, таковы они есть для меня, какими пред тобой, таковы они для тебя". Что кому кажется истинным, правильным, хорошим и красивым, то для него истинно, правильно, хорошо и красиво. Примерно так же считает подавляющее большинство студентов и других граждан, в том числе верующих православных христиан.

Но за полтора века (VI – V в. до н.э.) существования философии было установлено, что знание не зависит от мнения,  опирающегося на чувство отдельного человека, что знание умопостигаемо и должно быть выражено в общих понятиях. По этой причине именно Сократ является основателем современной моральной философии. Он впервые поставил вопрос: «Что есть благо (добро) как таковое, как понятие?». Ответ им был дан четкий, но неопределённый «Благо есть знание о благе». «Знание есть Благо, а незнание – Зло». Вспомним, что это был главный тезис предыдущей лекции нашего курса.

Предметом обсуждения моральной философии становятся так называемые добродетели (благие, хорошие качества души) и пороки (плохие, злые качества души). В перечень добродетелей включены: умеренность, мужество, справедливость, мудрость. Пороки противоположны добродетелям и, соответственно, это распутство, трусость, несправедливость, глупость. Новое в учении Сократа, по сравнению с другими философами, заключается в том, что он выделяет главную добродетель, от которой зависят все остальные – мудрость. На вопрос, почему разумные люди творят зло, дан ответ – по незнанию. Никто не делает зла сознательно, только по незнанию блага.

Более того, Сократ убеждён, что разумный человек не может желать зла другому. В беседе с неким Полом (в диалоге Платона «Горгий» Сократ отказывался называть счастливым македонского тирана Архелая, который совершил множеств величайших преступлений, и тем не менее безнаказанно наслаждался счастьем – богатством, троном, властью и свободой). Сократ считает, что причиняющий несправедливость даже более несчастен, чем терпящий её.

Не надо думать, будто до Сократа философы не обсуждали проблемы зла, но, во-первых, натурфилософия рассматривала человека как часть космоса, подчиненного порядку, логосу, а во-вторых, добро и зло в жизни человека зависело от воли богов, судьбы. Если боги были благосклонны к человеку, он получал от них богатство, красоту, здоровье, если нет, то его ждала тяжёлая участь.

Сократ и софисты, не отрывая человека от космоса, исследовали жизнь человека в обществе. Добро и зло в их трактовке связаны с действиями самого человека, а не внешних добрых и злых сил.

Парадоксы этики Сократа. Главный парадокс заключается в характере самого знания о благе. Всем известна фраза «Я знаю, что я ничего не знаю». Даже Козьма Прутков изрёк соответствующий афоризм: «Век живи, век учись, чтобы подобно древнему мудрецу, в конце жизни сказать: Я знаю, что ничего не знаю».

Не бойся сумы, не бойся тюрьмы, не бойся мора и глада, а бойся единственно только того, кто скажет «Я знаю, как надо»                                      Александр Галич (1918-1977).

Так вот, Сократ не знал, как надо. На судебном процессе он утверждал, в своё оправдание, что никогда не считал себя мудрее богов, но оказался мудрее всех людей, потому что «Я знаю, что ничего поистине не стоит моя мудрость» («Апология Сократа» (Апология – защита, защитная речь) диалог Платона и сочинение с таким же названием Ксенофонта).

Где же искать основание добродетели, если мудрейший из людей знает только то, что он этого не знает? Но он твёрдо знает, что следует искать это знание, общее всем людям понятие блага.

Парадокс содержится в трактовке счастья как добродетельной жизни. Почему люди творят зло?– они ведь не хотят быть несчастными.

Парадоксально понимание Сократом свободы. Сам он не считал себя виновным, но дважды отклонил предложения учеников совершить побег из тюрьмы. «Афиняне осудили меня на смерть, а природа осудила их самих».

Находясь в темнице, утверждал, что свободен.

Ученик Сократа Аполлодор после вынесения тому смертного пригово­ра сказал: «Мне особенно тяжело, Сократ, что ты приговорен к смертной казни несправедливо». На что учитель ответил: «А тебе приятнее было бы видеть, что я приговорен справедливо?».  

После казни Сократа его ученики разбрелись по своим городам и многие из них основали философские этические школы. Некоторые стали знаменитыми, как киники и киренаики. Самый известный ученик Сократа Платон в 399 году уехал из Афин, 12 лет путешествовал, если не сказать скитался, даже был продан в рабство на острове Эгина, (его за 30 мин выкупил киренаик Анникерид) и, вернувшись в Афины, в 387 году основал философскую школу Академию.

Если кратко охарактеризовать их учения, то Платон развивал идею Сократа об абсолютном благе, а другие – идеи личной свободы человека.

Синтез достижений в области философии морали, название науки, теоретическая разработка проблематики добра и зла связаны с именем Аристотеля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: