Профессиональная этика и категорический императив И. Канта

Общей основой принципов профессиональной этики служит понимание труда как нравственной ценности, что отнюдь не является обязательным для большинства этических учений. Сократ, например, важнейшим достоянием человека почитал досуг. В Библии, где содержатся сентенции на все случаи жизни, можно встретить полярные нравственные оценки труда: от проклятия и наказания Адаму, высланному из сада Эдемского, чтобы в «поте лица» возделывать землю, из которой он взят, до социалистического лозунга апостола Павла «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (Второе послание к фессалоникийцам. 3,10).

Первоначальное христианство не включало добросовестное отношение к труду в ряд моральных заповедей. Наоборот, Иисус избавляет людей от проклятия трудов и уверяет, что Господь позаботится о них. Птицы небесные «не сеют, не жнут, не собирают в житницы…», но каждый день находят еду. Лилии полевые «не прядут, не ткут… А как одеты!». Отец Небесный знает, в чём люди имеют нужду, и даст нам «хлеб наш насущный» на каждый день (Матф. 6:26, 28). При этом Иисус согласен с тем, что «трудящийся достоин пропитания».

В начале XVI в. Европе произошла профессиональная революция, вызванная развитием капиталистических  производственных отношений и образованием слоя свободных профессионалов. Слово профессия можно перевести примерно так: «объявляю своим делом». Не просто наследую и усваиваю, а свободно выбираю и учусь. Первой профессией, которую можно было свободно, независимо от цеховой принадлежности, выбрать и осваивать в средневековом университете, была профессия священника, отсюда соответствующий лексикон, но к XVI в. такого же отношения потребовали и другие виды занятий. 

Осмысление связи Реформации с профессиональной революцией произошло значительно позднее, в начале ХХ в., а тогда страсти разгорелись по поводу  чисто богословских проблем, прежде всего проблемы спасения и предопределения. В 1517 году, когда папой был Лев Х, закончил работу V Латеранский собор, который принял несколько сформулированных в общем виде решений, рекомендующих провести реформу церкви. Принял также постановление об утверждении первых банков (называемых благочестивыми), деятельность которых была признана епископами полезной, даже при взимании ими «разумных и умеренных плат за предоставление ссуд».. Коммерческая деятельность церкви осуществлялась через эти банки. В Германии банкирский дом Фуггеров занимался продажей индульгенций по прейскуранту. Индульгенция – концентрированное денежное воплощение епитимьи – покаянной тяготы. Никто не интересовался происхождением уплаченных сумм (может быть, разбой и грабёж). Можно было купить прощение впрок, за будущие преступления.                                                                               

Ничего плохого нет в пожертвовании на строительство храма, в данном случае – собора Св. Петра в Риме, однако некоторым христианам казалось, что это немного цинично. К числу таких совестливых людей относился молодой монах-августинец Мартин Лютер. В 1512 г. он штудировал Августина Блаженного и его осенила мысль, которая вошла в историю под названием «Башенное откровение». Это тезис о спасении силою одной только веры.

Лютер не обнаружил нигде в Евангелии, что Христос страдал за людей. Подвиг Христа в том, что он безропотно нёс свой крест. Так и человек должен нести тяготы своей жизни, не рассчитывая на спасение. Работая над лекционным курсом по изучению Библии, он по-новому подошел к комментированию Послания апостола Павла к римлянам. В тексте «праведный верою жив будет» (Римл. I, 17) ему открылось, что Бог не требует от христианина праведности, но дарует ее по своей милости. Отсюда следовало, что для спасения христианин не нуждается в посредничестве католической церкви, а многие ее учреждения и обряды являются помехами на пути обретения индивидуальной веры. Эти идеи были отражены в группе произведений, написанных им в башне августинского монастыря в Виттенберге, и «башенное откровение» положило начало разработке лютеранской теологии.

В учении Августина Лютера захватило представление о боге как о сверхъестественной силе, не связаной никаким (в том числе и своим собственным) законом и по произволу определяет людей к спасению и проклятию. В текстах Августина Лютер находил  теологическое обоснование своих догадок: если человек от века принадлежит либо к спасенным, либо к проклятым, перед ним вообще не стоит задача спасения. Все, что остается на долю людей, — это возможность удостовериться, к какому уделу предопределен каждый из них.

Тезис о спасении силою одной только веры – основополагающий принцип лютеранской протестантской церкви. Он убирает католическую церковь с дороги спасения или проклятия, по которой идёт христианин. Лютер осуществил грандиозную работу по переводу Библии на немецкий язык, чтобы простая дочь мельника могла читать её.

Протестанты для своих проповедей используют такие цитаты из Писания, в которых трудолюбие представлено в качестве одного из важнейших нравственных принципов. Например, в Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, говорится: «Лучше тот, кто трудится и имеет во всём достаток, нежели кто праздно ходит и хвалится, но нуждается в хлебе». (Сирах.10, 30). При переводе этого раздела Ветхого Завета Лютер впервые применил понятие «призвание» в его светском значении как призвание к труду. Мы обычно трактуем призвание как индивидуальную склонность к какой-то деятельности, но здесь речь идёт именно о божественном призвании  к мирскому делу – труду.

«Каждый должен быть послушен тем трудом, которым покарал его господь».

Можно истолковать текст и таким образом, что труд служит не только источником средств существования, но и способом формирования человеческого достоинства. Преломляя через этот принцип, профессиональная этика протестантизма, ставит и решает все моральные проблемы:

· Проблема морального выбора превращается в проблему выбора профессии – призвания

· Проблема смысла жизни становится проблемой смысла трудовой деятельности

· Моральный долг рассматривается как долг профессиональный

· Моральные качества

Протестантизм утверждает принцип мирской аскезы. Аскеза – (греч.) упражнение, развивающее физические и духовные силы. Аскетизм как моральный принцип принят в стоической этике.  Христианство сохранило это слово в значении напряжения, труда, усилия и упражнения. Вместе с этим к слову добавился новый смысл, который не был знаком языческому миру. Аскеза – вид духовной практики, предполагающий самоограничение, самоотвержение или исполнение обетов, включая самоистизание. Пост, одиночество, половое воздержание, ношение власяницы и вериг, самобичеваниеи т.п.

В более широком смысле аскетизм характеризуется добровольным ограничением телесных потребностей.

Принцип мирской аскезы в протестантизме отвергает наслаждение богатством и стремится сократить излишнее потребление. Главный грех – пустая трата времени. В Англии, короли Карл I и Яков I, пытаясь покончить с духом пуританизма, возвели в закон «Книгу об увеселениях» и велели читать её с кафедр во всех церквях. Таким образом склонных к развлечениям верующих пытались защитить от буржуазной морали, освящавшей не столько труд, сколько наживу, но тогда, 600 лет назад ещё не научились делать большие деньги на развлечениях и увеселениях

В XVIII в. немец-протестант, воспитанный родителями пиетистами, Иммануил Кант (1724-1804), создал этику на принципе автономии(свободы) доброй воли. Книга «Критика практического разума» была издана в Риге в 1788 г. Как и все великие учения, её можно толковать и перетолковывать столетиями. Остановимся на некоторых смыслах этики Канта.

Во-первых, практику Кант понимает по-аристотелевски, как этику. Во-вторых, он определяет практическую способность как  способность полагать причинность через свободу. Во Франции в это время распространялись лозунги грядущей буржуазной революции, главным из которых была свобода. На вопрос «как возможна свобода человека?», немец Кант даёт такой ответ: свобода возможна только как способность морального субъекта полагать моральный закон и добровольно ему подчиняться. Это ни в коем случае не «человек – мера» софистов. Не своеволие – делаю что хочу.

Моральный закон имеет внешнее по отношению к моральному субъекту основание, всеобщность требования. Поэтому у морального субъекта есть свобода, но нет выбора. Закон называется категорический императив, то есть безусловное требование.

«Всегда поступай так, чтобы ма́ксима (субъективное правило) твоей воли могло бы одновременно иметь силу принципа всеобщего законодательства»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: