Задачи налогового администрирования в современных условиях

Тема №1

Сущность и содержание налогового администрирования

1. Понятие налогового администрирования. Его роль, значение и задачи в современных условиях.

2. Место дисциплины «Налоговое администрирование» в системе специальных налоговых дисциплин. Предмет учебной дисциплины «Налоговое администрирование».

3. Сущность и содержание налогового администрирования как основной функции управления. Функции, формы и методы налогового администрирования [Планирование, прогнозирование, учет, контроль, регулирование]. Их цели и задачи.

Сущность и содержание налогового администрирования.

Его роль, значение  и задачи в современных условиях.

 

Среди российских экономистов все еще нет единство в понимании налогового администрирования. Отсутствует оно как закрепленное законом определение и в нормативно-правовых актах. В одном случае под налоговым администрированием понимается деятельность налоговых органов, в другом – порядок исчисления и уплаты налога, а иногда – любая деятельность, относящаяся к системе налогообложения. Но чаще всего оно определяется, как деятельность налоговых органов (в соответствии с их полномочиями) по осуществлению контроля за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации организациями и физическими лицами. То есть,  по сути, в это понятие вкладывают содержание прежнего привычного термина – «налоговый контроль».

Идентичность налогового администрирования с налоговым контролем можно найти в учебном пособии А. З. Дадашева «Налоговое администрирование в Российской Федерации», 2002 г. (Это было одно из первых учебных пособий по налоговому администрированию в России). В нем, по сути, под налоговым администрированием понимаются проблемы налогового контроля. Но это слишком узкое и одностороннее толкование налогового администрирования. В современной экономической литературе встречается фактически отождествление и таких понятий, как «налоговое администрирование» и «управление налоговой системой».

Да, действительно, понятие «налоговое администрирование» позволяет определить его как управление в области налогообложения. В связи с этим, некоторые авторы определяют налоговое администрирование как динамически развивающуюся систему управления налоговых органов в условиях рыночной экономики. [То есть «Налоговое администрирование» = «управление налоговой системой]. Но это опять не совсем верно.

На наш взгляд, следует согласиться с мнением заведующей кафедрой «Налоги и налогообложение» Финансовой Академии при Правительстве РФ
Л. И.Гончаренко, что содержание налогового администрирования шире, чем налоговый контроль. Но при этом, как она отмечает, оно является органической частью управления налоговой системой. Поэтому по ее мнению, налоговое администрирование – это комплексное понятие, требующее системного подхода. Отсюда весьма широко понимание его содержания: от управления налоговой системой и налогообложением в целом (наиболее широкое понимание) до деятельности налоговых органов по контролю за правильностью исчисления и уплатой налоговых платежей (более узкое понимание).

Исходя из всего вышеизложенного, можно дать следующее определение (Гончаренко Л. И., 2003 год) – Налоговое администрирование – это деятельность уполномоченных органов власти и управления, направленная на исполнение законодательства по налогам и сборам, на обеспечение эффективного функционирования налоговой системы и налогового контроля.

Определение налогового администрирования по Гончаренко Л. И.
2008 год.Содержание налогового администрирования составляет деятельность уполномоченных органов управления в налоговой сфере – Минфина РФ, ФНС РФ, направленная на обеспечение реализации и соблюдения налогового законодательства.

В 2009 году появилось определение налогового администрирования в монографии Титова «Налоговое администрирование и налоговый контроль». Налоговое администрирование – это совокупность норм (правил), методов, приемов и средств, при помощи которых специально уполномоченные органы государства осуществляют управленческую деятельность в налоговой сфере, направленную на контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов (или иных обязательных платежей)

В той же книге на стр. 136 даны и другие определения налогового администрирования, которые следует привести здесь.



Роль, значение и задачи налогового администрирования

В современных условиях

В современных условиях роль и значение налогового администрирования значительно возрастает. В «Бюджетном Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации о бюджетной политике на 2004 год» от 30.05.05г. впервые было сказано: «Важным направлением в налоговой политике станут меры по повышению уровня налогового администрирования». Для обеспечения функционирования структур в сфере налогового администрирования созданы специальные налоговые органы и правовое обеспечение их функционирования, прежде всего, принят Налоговый кодекс РФ, первая и вторая части, ФЗ РФ № 137, ФЗ РФ № 229 (вступил в силу с 1 января 2011 года)

Налоговое администрирование включено в систему экономической безопасности Российского государства, где оно выступает важнейшим ресурсным фактором регулирования экономической ситуации в стране, регламентирует взаимоотношения государства и налогоплательщика.

Неэффективное налоговое администрирование способно нести в себе угрозу для экономической безопасности страны, ослаблять финансовую устойчивость экономики, фактически противопоставлять государство и налогоплательщика, результатом чего может стать подрыв доходной части бюджета.

 

Задачи налогового администрирования в современных условиях.

 

1. Приоритетная задача российских налоговых органов в процессе налогового адлминистрирования – обеспечение роста налоговых поступлений и повышение уровня собираемости налоговых платежей.

2. Выравнивание налоговой нагрузки по субъектам РФ.

Поясним это на примере.

Налоговая нагрузка в части отчислений в федеральный бюджет значительно отличается в разрезе субъектов РФ и колеблется в диапазоне от 4 до 23% по отношению к валовому региональному продукту. Более 60% поступлений в Федеральный бюджет приходится на 8-10 регионов и около 40% - на остальные субъекты РФ.

Это объясняется, прежде всего, большой дифференциацией субъектов РФ по уровню и условиям социально-экономического развития; существенными различиями в экономическом потенциале, отраслевой структуре хозяйства и т.д. В настоящее время движение финансовых потоков сосредоточилось в основном в центральных регионах России, при этом банковский сектор не достаточно развит в регионах. Все это диктует необходимость выравнивания налоговой нагрузки по субъектам РФ.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: