Ориентируясь на развитие за пределами собственных национальных границ, предприятие решается действовать одновременно по меньшей мере в двух странах.
Основные факторы, учитываемые при выходе предприятия на зарубежный рынок:
1. Требования к товару:
- качество, надежность и упаковка;
- послепродажное обслуживание;
- экологическая чистота;
- сертификация.
2. Емкость рынка:
- насыщенность;
- платежеспособность.
3. Вмешательство государства:
- лимиты и лицензирование;
- эмбарго;
- самоограничение поставок;
- прямое запрещение и ограничения отдельных видов деятельности.
4. Правовая среда:
- коммерческое или договорное право;
- общеправовые нормы по защите природы, технике безопасности и др.;
- порядок создания нового бизнеса;
- налогообложение и ценообразование;
- трудовое законодательство.
5. Монополизация рынка:
- антимонопольное законодательство.
6. Таможенные процедуры:
- ввозные и вывозные таможенные пошлины;
- нетарифное регулирование вывоза (ввоза) товаров;
- валютный контроль при экспорте;
- сертифицирование санитарное, карантинное, ветеринарное.
7. Общие внешние условия:
- географические, исторические, политические;
- экономические, культурные.
8. Конкурентные условия:
- соотношение местных и международных конкурентов;
- уникальные способности конкурентов;
- транспортные издержки;
- количество покупателей;
- оптимальный размер производства;
- однородность покупателей.
Б. Кризис .
По своей сущности фаза кризиса вскрывает базовое противоречие рыночного механизма — противоречие между производством и потреблением. Иначе кризис можно назвать парадоксом рынка, поскольку он начинается в условиях наиболее благоприятной для потребителя рыночной ситуации: спрос < предложения, т. е. в условиях рынка покупателя.
На определенном этапе фазы подъема нарушается соответствие динамик роста объемов спроса и производства потребительских товаров, расширение рынков не может больше поспевать за расширением производства. Растут товарные запасы. Ускорение накопления товарных запасов обнаруживается прежде всего на рынках потребительских товаров длительного пользования: автомобили, бытовая техника, мебель, жилье, позднее затоваривание переключается на рынки товаров первой необходимости: продукты питания, предметы гардероба.
Первые попытки «удержать» конъюнктуру выражаются в снижении цен по всему каналу сбыта. Только после того как начинают неуправляемо расти запасы в отраслях производящих предметы потребления, неизбежным становится сокращение производства. Вслед за предприятиями II-то подразделения, ухудшаются возможности сбыта продукции и для предприятий 1-го подразделения. Первыми это начинают ощущать предприятия, производящие оборудование для легкой, пищевой промышленности и сельского хозяйства, затем сужаются рынки для отраслей тяжелого машиностроения и добычи сырьевых ресурсов.
Падение производства, рост числа неиспользованных мощностей, сокращение числа рабочих мест и рост безработицы усиливают обратное действие на потребительские рынки еще больше снижая их емкость. Продолжается падение производства.
Индикатором начинающегося кризиса выступает кризис товарного кредита, проявляющийся в росте числа банкротств розничных и оптовых предприятий и дефиците денежных средств. Следствием денежного голода являются рост ссудного процента и отказ банков в кредитовании без залоговых гарантий. Самым дорогим товаром становятся деньги. Денежный кризис постепенно перерастает в кредитный. Ухудшается инвестиционный климат, вложения в основной капитал сокращаются. На фондовом рынке начинается сброс акций. Курсы акций резко падают, что сопровождается ростом числа банкротств. Более сильные предприятия перекладывают убытки на более слабые.
В ходе кризиса обнаруживается моральное старение основного капитала, из процесса производства выпадают предприятия с высокими издержками производства, и цена производства понижается. Одним из условий выживания в условиях снижения цен является укрупнение капитала путем его централизации. Растет число слияний и поглощений.
С началом стабилизации цен и замедления падения объемов производства начинает меняться общая конъюнктурная ситуация. Кризис переходит в фазу депрессии.
Депрессия
Сокращение производства приводит к сокращению поставок товаров на рынок, что способствует прекращению падения цен.
Таким образом, в сокращении производства одних предприятий заложены возможности возобновления работы других.
Для депрессии характерно резкое сокращение запасов до уровня, обеспечивающего равновесие спроса и предложения на нижнем уровне: спрос = предложению.
В условиях низкого уровня цен продолжать бизнес могут только сильные фирмы с наиболее высоким органическим строением капитала1 (лредставляет собой стоимостное строениекапитала в его взаимосвязи с техническим строением) и сравнительно небольшими издержками. Расширения производства не происходит, спрос на ссудный капитал отсутствует, ссудный процент минимальный.
Стабилизация объемов производства сопровождается прекращением банкротств и сокращения числа рабочих мест на выживших предприятиях. В структуре рабочих мест предпочтение отдается рабочим и управленческому персоналу более высокой квалификации. Это приводит к росту средней заработной платы и оживлению платежеспособного спроса.
Индикатором фазы депрессии является устойчивое снижение цены производства2 (это совокупность издержек производства и средней
прибыли на капитал. Она лежит в основе формирования рыночных цен на
конкретных товарных рынках. Конкуренция и сопровождающий ее перелив
капиталов ведет к усреднению нормы прибыли на вложенный капитал. В этом
случае выигрывает та фирма, органическое строение капитала которой выше.
С ростом органического строения капитала в отрасли норма прибыли имеет
тенденцию к понижению) за счет обновления основного капитала, замены технологий и морально устаревшего оборудования.
С момента ускорения этого процесса по большинству отраслей хозяйства экономическая конъюнктура входит в новую стадию своего развития ■"- фазу оживления.
Оживление'
Главной особенностью фазы оживления является улучшение инвестиционного климата. Фирмы, выжившие в период депрессии, начинают увеличивать свои вложения в основной капитал с целью поддержания низких издержек. Происходит массовая замена оборудования и технологий на новые более производительные. Строительства новых предприятий еще,не происходит.
Массовое обновление капитала приводит к росту спроса на рынках оборудования, сырья и полуфабрикатов.
Складывается ситуация, при которой спрос > предложение. Начинают расти цены, в первую очередь на сырье. Растет потребность в ссудном капитале, возрастает ссудный процент.
Ранее всего спрос на оборудование начинают предъявлять отрасли П-го подразделения, затем растут заказы и со стороны предприятий 1-го подразделения. Портфели заказов предприятий машиностроительных отраслей наполняются, производство начинает расширяться. Это способствует росту занятости, полной загрузке мощностей, увеличению прибылей, расширению платежеспособного спроса. Производство достигает максимальных размеров предкризисного периода и начинает ускоренно расти. Экономическая конъюнктура входит в фазу подъема.
■ Индикатором фазы оживления является ускоренный рост портфеля заказов и производства машиностроительных отраслей.
Длительность и интенсивность развития производства в фазе оживления зависит от:
♦ глубины и широты морального обесценения капитала во время кризиса;
♦ инвестиционного климата, его правовой базы;
♦, размеров и интенсивности капиталовложений;
♦ отраслевой структуры экономики, доли в ней отраслей, обеспечивающих развитие НТП;
Подъем
Фаза подъема характеризуется нарастанием неравномерности и нестабильности в развитии различных отраслевых рынков. В рамках фазы подъема можно выделить два периода, которые условно назовем:
♦ период инвестиционного бума;
♦ период неравновесия в равновесии.
Инвестиционный бум
Это период ускоренного капитального строительства: интенсивно идет реконструкция старых и строительство новых предприятий. Быстрыми темпами идет обновление и "расширение основного капитала. Это создает растущий спрос на рынках машин, оборудования, топлива, строительных материалов, сырья. Растущий спрос создает условия для относительного повышения цен на продукцию данных отраслей.
Прибыльность вложения капиталов в эти отрасли и рост цен позволяют реанимировать деятельность предприятий, остановившихся в период кризиса. Растет число дополнительных рабочих мест, средняя заработная плата. Цена производства начинает расти.
Ускоренный рост платежеспособного спроса по сравнению с предложением приводит к тому, что, с одной стороны, с ростом цен на товары 1-го подразделения начинают расти цены на потребительские товары, а с другой — ускоренными темпами растет производство по большинству отраслей. Конъюнктурная ситуация приближается к ситуации равновесия: спрос = предложению.
Индикаторами периода инвестиционного бума фазы подъема являются ускоренный рост строительства и рост курса акций ведущих промышленных компаний.
Массовое расширение производства в этом периоде опирается на более быстрый рост платежеспособного спроса, чем возможность его удовлетворения. Более высокие рыночные цены по сравнению с ценами производства обусловливают рост прибылей, который, в свою очередь, стимулирует производителей максимально расширять производство.
Массовая капитализация прибылей действующих предприятий идет на фоне роста потенциальной базы дополнительного производства вновь строящихся предприятий. С началом выпуска продукции последними экономическая конъюнктура переходит в период неравновесия в равновесии.
Неравновесие в равновесии
Наиболее критическим периодом фазы подъема является период, когда на рынок выводится продукция вновь созданных предприятий. Это приводит к скачку роста объемов производства и предложения. Ситуация равновесия нарушается. Рынок снова оказывается в состоянии рынка покупателя: спрос < предложения.
Возникает необходимость контроля со стороны фирм и государства за амплитудой возможного нарушения равновесия. Создается ситуация «бегущего по волнам». Удержать растущие объемы производства становится возможным только путем расширения разнообразия и ускорения обновления предлагаемой продукции. Неизбежно начинают расти расходы на НИОКР. Обновление основного капитала становится непрерывным процессом, обеспечивающим фирме рыночный рост. Фирмы все больше вынуждены ориентироваться на воспроизводство новых и новых потребностей. Закон возвышающихся потребностей выступает ключом к пониманию рыночной ситуации.
Индикаторами второго периода фазы подъема выступают показатели отражающие скорость развития инновационных процессов: рост числа патентов, новых товаров, технологий, расходы на НИР и НИОКР.
Те фирмы, которые замедляют этот процесс, помимо своей воли, либо поглощаются более крупными фирмами, стремящимися к контролю рынка, либо провоцируют перепроизводство и ускоряют ухудшение конъюнктуры товарного рынка.
Так, с одной стороны, в недрах фазы подъема, в результате нарастания ускорения промышленного производства, создаются объективные условия будущего кризиса, а, с другой стороны, происходит укрупнение капитала, путем его концентрации и централизации, что позволяет усиливать контроль за рынком и снижать разброс конъюнктурных колебаний.
В