Анализ внешних рынков

Ориентируясь на развитие за пределами собственных нацио­нальных границ, предприятие решается действовать одновременно по меньшей мере в двух странах.

Основные факторы, учитываемые при выходе предприятия на зарубежный рынок:

1. Требования к товару:

- качество, надежность и упаковка;

- послепродажное обслуживание;

- экологическая чистота;

- сертификация.

2. Емкость рынка:

- насыщенность;

- платежеспособность.

3. Вмешательство государства:

- лимиты и лицензирование;

- эмбарго;

- самоограничение поставок;

- прямое запрещение и ограничения отдельных видов деятельности.

4. Правовая среда:

- коммерческое или договорное право;

- общеправовые нормы по защите природы, технике безопасности и др.;

- порядок создания нового бизнеса;

- налогообложение и ценообразование;

- трудовое законодательство.

5. Монополизация рынка:

- антимонопольное законодательство.

6. Таможенные процедуры:

- ввозные и вывозные таможенные пошлины;

- нетарифное регулирование вывоза (ввоза) товаров;

- валютный контроль при экспорте;

- сертифицирование санитарное, карантинное, ветеринарное.

7. Общие внешние условия:

- географические, исторические, политические;

- экономические, культурные.

8. Конкурентные условия:

- соотношение местных и международных конкурентов;

- уникальные способности конкурентов;

- транспортные издержки;

- количество покупателей;

- оптимальный размер производства;

- однородность покупателей.


Б. Кризис     .

По своей сущности фаза кризиса вскрывает базовое противоречие ры­ночного механизма — противоречие между производством и потребле­нием. Иначе кризис можно назвать парадоксом рынка, поскольку он начинается в условиях наиболее благоприятной для потребителя ры­ночной ситуации: спрос < предложения, т. е. в условиях рынка поку­пателя.

На определенном этапе фазы подъема нарушается соответствие динамик роста объемов спроса и производства потребительских това­ров, расширение рынков не может больше поспевать за расширением производства. Растут товарные запасы. Ускорение накопления товар­ных запасов обнаруживается прежде всего на рынках потребительских товаров длительного пользования: автомобили, бытовая техника, ме­бель, жилье, позднее затоваривание переключается на рынки товаров первой необходимости: продукты питания, предметы гардероба.

Первые попытки «удержать» конъюнктуру выражаются в сниже­нии цен по всему каналу сбыта. Только после того как начинают неуп­равляемо расти запасы в отраслях производящих предметы потребле­ния, неизбежным становится сокращение производства. Вслед за предприятиями II-то подразделения, ухудшаются возможности сбыта продукции и для предприятий 1-го подразделения. Первыми это начи­нают ощущать предприятия, производящие оборудование для легкой, пищевой промышленности и сельского хозяйства, затем сужаются рынки для отраслей тяжелого машиностроения и добычи сырьевых ресурсов.

Падение производства, рост числа неиспользованных мощностей, сокращение числа рабочих мест и рост безработицы усиливают обрат­ное действие на потребительские рынки еще больше снижая их ем­кость. Продолжается падение производства.

Индикатором начинающегося кризиса выступает кризис товарного кредита, проявляющийся в росте числа банкротств розничных и опто­вых предприятий и дефиците денежных средств. Следствием денеж­ного голода являются рост ссудного процента и отказ банков в креди­товании без залоговых гарантий. Самым дорогим товаром становятся деньги. Денежный кризис постепенно перерастает в кредитный. Ухуд­шается инвестиционный климат, вложения в основной капитал сокра­щаются. На фондовом рынке начинается сброс акций. Курсы акций резко падают, что сопровождается ростом числа банкротств. Более сильные предприятия перекладывают убытки на более слабые.

В ходе кризиса обнаруживается моральное старение основного ка­питала, из процесса производства выпадают предприятия с высокими издержками производства, и цена производства понижается. Одним из условий выживания в условиях снижения цен является укрупнение ка­питала путем его централизации. Растет число слияний и поглощений.

С началом стабилизации цен и замедления падения объемов произ­водства начинает меняться общая конъюнктурная ситуация. Кризис переходит в фазу депрессии.


Депрессия

Сокращение производства приводит к сокращению поставок товаров на рынок, что способствует прекращению падения цен.

Таким образом, в сокращении производства одних предприятий заложены возможно­сти возобновления работы других.

Для депрессии характерно резкое сокращение запасов до уровня, обеспечивающего равновесие спроса и предложения на нижнем уров­не: спрос = предложению.

В условиях низкого уровня цен продолжать бизнес могут только сильные фирмы с наиболее высоким органическим строением капита­ла1 (лредставляет собой стоимостное строениекапитала в его взаимосвязи с техническим строением) и сравнительно небольшими издержками. Расширения производ­ства не происходит, спрос на ссудный капитал отсутствует, ссудный процент минимальный.

Стабилизация объемов производства сопровождается прекращени­ем банкротств и сокращения числа рабочих мест на выживших пред­приятиях. В структуре рабочих мест предпочтение отдается рабочим и управленческому персоналу более высокой квалификации. Это при­водит к росту средней заработной платы и оживлению платежеспособ­ного спроса.

Индикатором фазы депрессии является устойчивое снижение цены производства2 (это совокупность издержек производства и средней
прибыли на капитал. Она лежит в основе формирования рыночных цен на
конкретных товарных рынках. Конкуренция и сопровождающий ее перелив
капиталов ведет к усреднению нормы прибыли на вложенный капитал. В этом
случае выигрывает та фирма, органическое строение капитала которой выше.
С ростом органического строения капитала в отрасли норма прибыли имеет
тенденцию к понижению) за счет обновления основного капитала, замены техно­логий и морально устаревшего оборудования.

С момента ускорения этого процесса по большинству отраслей хо­зяйства экономическая конъюнктура входит в новую стадию своего развития ■"- фазу оживления.

Оживление'

Главной особенностью фазы оживления является улучшение инвести­ционного климата. Фирмы, выжившие в период депрессии, начинают увеличивать свои вложения в основной капитал с целью поддержания низких издержек. Происходит массовая замена оборудования и техно­логий на новые более производительные. Строительства новых пред­приятий еще,не происходит.

Массовое обновление капитала приводит к росту спроса на рынках оборудования, сырья и полуфабрикатов.

Складывается ситуация, при которой спрос > предложение. Начи­нают расти цены, в первую очередь на сырье. Растет потребность в ссудном капитале, возрастает ссудный процент.

Ранее всего спрос на оборудование начинают предъявлять отрасли П-го подразделения, затем растут заказы и со стороны предприятий 1-го подразделения. Портфели заказов предприятий машиностроитель­ных отраслей наполняются, производство начинает расширяться. Это способствует росту занятости, полной загрузке мощностей, увеличению прибылей, расширению платежеспособного спроса. Производство до­стигает максимальных размеров предкризисного периода и начинает ус­коренно расти. Экономическая конъюнктура входит в фазу подъема.

■ Индикатором фазы оживления является ускоренный рост портфе­ля заказов и производства машиностроительных отраслей.

Длительность и интенсивность развития производства в фазе оживления зависит от:

♦ глубины и широты морального обесценения капитала во время кризиса;

♦ инвестиционного климата, его правовой базы;

♦, размеров и интенсивности капиталовложений;

♦ отраслевой структуры экономики, доли в ней отраслей, обеспечивающих развитие НТП;







Подъем

Фаза подъема характеризуется нарастанием неравномерности и неста­бильности в развитии различных отраслевых рынков. В рамках фазы подъема можно выделить два периода, которые условно назовем:

♦ период инвестиционного бума;

♦ период неравновесия в равновесии.

Инвестиционный бум

Это период ускоренного капитального строительства: интенсивно идет реконструкция старых и строительство новых предприятий. Быстрыми темпами идет обновление и "расширение основного ка­питала. Это создает растущий спрос на рынках машин, оборудова­ния, топлива, строительных материалов, сырья. Растущий спрос со­здает условия для относительного повышения цен на продукцию данных отраслей.

Прибыльность вложения капиталов в эти отрасли и рост цен позво­ляют реанимировать деятельность предприятий, остановившихся в период кризиса. Растет число дополнительных рабочих мест, средняя заработная плата. Цена производства начинает расти.

Ускоренный рост платежеспособного спроса по сравнению с пред­ложением приводит к тому, что, с одной стороны, с ростом цен на това­ры 1-го подразделения начинают расти цены на потребительские това­ры, а с другой — ускоренными темпами растет производство по большинству отраслей. Конъюнктурная ситуация приближается к си­туации равновесия: спрос = предложению.

Индикаторами периода инвестиционного бума фазы подъема явля­ются ускоренный рост строительства и рост курса акций ведущих про­мышленных компаний.

Массовое расширение производства в этом периоде опирается на более быстрый рост платежеспособного спроса, чем возможность его удовлетворения. Более высокие рыночные цены по сравнению с це­нами производства обусловливают рост прибылей, который, в свою очередь, стимулирует производителей максимально расширять про­изводство.

Массовая капитализация прибылей действующих предприятий идет на фоне роста потенциальной базы дополнительного производ­ства вновь строящихся предприятий. С началом выпуска продукции последними экономическая конъюнктура переходит в период нерав­новесия в равновесии.

Неравновесие в равновесии

Наиболее критическим периодом фазы подъема является период, ког­да на рынок выводится продукция вновь созданных предприятий. Это приводит к скачку роста объемов производства и предложения. Ситуация равновесия нарушается. Рынок снова оказывается в состоянии рынка покупателя: спрос < предложения.

Возникает необходимость контроля со стороны фирм и государства за амплитудой возможного нарушения равновесия. Создается ситуа­ция «бегущего по волнам». Удержать растущие объемы производства становится возможным только путем расширения разнообразия и ус­корения обновления предлагаемой продукции. Неизбежно начинают расти расходы на НИОКР. Обновление основного капитала становит­ся непрерывным процессом, обеспечивающим фирме рыночный рост. Фирмы все больше вынуждены ориентироваться на воспроизводство новых и новых потребностей. Закон возвышающихся потребностей выступает ключом к пониманию рыночной ситуации.

Индикаторами второго периода фазы подъема выступают показа­тели отражающие скорость развития инновационных процессов: рост числа патентов, новых товаров, технологий, расходы на НИР и НИ­ОКР.

Те фирмы, которые замедляют этот процесс, помимо своей воли, либо поглощаются более крупными фирмами, стремящимися к конт­ролю рынка, либо провоцируют перепроизводство и ускоряют ухуд­шение конъюнктуры товарного рынка.

Так, с одной стороны, в недрах фазы подъема, в результате нараста­ния ускорения промышленного производства, создаются объективные условия будущего кризиса, а, с другой стороны, происходит укрупне­ние капитала, путем его концентрации и централизации, что позволя­ет усиливать контроль за рынком и снижать разброс конъюнктурных колебаний.


В



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: