Показатели конъюнктуры

Состояние конъюнктуры, происходящие в ней изменения в результате воздействия вышеуказанных факторов могут быть количественно оце­нены с помощью различных экономических показателей.

Каждому из этих показателей должны быть присущи определенные закономерности их динамики, отражающие природу развития общехозяйственной конъюнктуры. Это:

♦ цикличность;

♦ неравномерность;

♦ противоречивость взаимного движения (различные показатели
конъюнктуры в одно и тоже время могут отражать наличие про-,
тивоположных тенденций — подъема и падения);

♦ структурное соответствие (взаимная обусловленность движе­
ния показателей конъюнктуры).

Показатели конъюнктуры можно разделить на три группы:

- Показатели материального производства, характеризующие предложение товаров;

- Показатели спроса на товары;

- Цены.

Показатели материального производства можно, в свою очередь, разделить на три группы:

- Абсолютные показатели - натуральные и стоимостные;

- Относительные показатели - индексы, темпы роста;

- Косвенные показатели - портфель заказов (объем заказов), динамика за погрузку производственных мощностей, объем капиталовложений и др..

К показателям спроса, отражающие динамику потребления на национальных рынках товаров индивидуального потребления, относят данные о оптовую и розничную торговлю, движение товарных запасов, объем внутренних перевозок.

Спрос на внешнем рынке характеризуется такими показателями, как валовой импорт, валовой экспорт, нетто-импорт. Рост указанных показателей, как правило, свидетельствует о росте спроса на товар, снижение - его падение.

Важным показателем конъюнктуры являются цены:

- Абсолютные - характеризуют уровень и изменения цен в денежном выражении выражении на конкретные изделия;

- Относительные - характеризуют как меняются цены со временем (индексы).
Необходимость изучения рыночной конъюнктуры является существенной частью современного маркетинга, которая указывает на его четкую рыночную ориентацию. Знание конъюнктуры значительно влияет на все этапы маркетингового цикла.
Исследование общеэкономической конъюнктуры включает:

- Определение соотношения спроса и предложения;

- Анализ состояния и динамики платежеспособности;

- Исследование механизма функционирования рынка ценных па пэров и денежного обращения;

- Анализ динамики оптовых и розничных цен;

- Анализ номинальных и реальных доходов;

- Исследование динамики производительности труда;

- Определение величины основных макроэкономических показателей;

- Расчет объемов капиталовложений;

- Определение величины и динамики затрат на научные исследования и разработки;

- Вычисление темпов обновления продукции;

- Расчет показателей внутренней и внешней торговли.

Среди других относительно независимых групп выделяют:

♦ показатели внешнеторговой деятельности;

♦ показатели финансово-кредитной сферы;

♦ показатели инвестиционной сферы.

Каждая из всех вышеназванных групп описывает одну из составляющих частей обще­хозяйственной конъюнктуры, и только вместе взятые они дают целост­ное представление о состоянии и тенденциях развития конъюнктуры в
целом. (см. также Приложение)

При этом под влиянием нециклических факторов циклический характер проявления ключевых конъюнктурных закономерностей все более и более стирается, что создает опасность запаздывания в распознавании циклических колебаний конъюнктурообразующих факторов. Это, в свою очередь, снижает качество прогноза будущего изменения конъ­юнктуры.

 







Общий план анализа рыночной конъюнктуры

Целесообразно дать анализ текущего состояния отрасли, а также анализ отрас­ли в предшествующий период (5 - 10 лет 3 ГОДА) и только после этого описать возможные тенденции дальнейшего развития отрасли:

1. Отрасли в целом.

2. Предприятий отрасли.

3. Развития соответствующих производств в регионах, где планируется
сбыт продукции.

4. За рубежом.

5. Сырьевая база отрасли.

6. Региональная структура производства: распределение производственных мощностей по регионам и областям.

7. Состояние основных фондов, матери­ально-технической базы производства
предприятий отрасли.

8. Рентабельность производства: средняя и на лучших предприятиях отрасли.
Затраты на единицу продукции, на од­ного занятого.

9. Инвестиционный климат.

Для определения перспектив развития отрасли необходимо:

1. Оценить предполагаемые объемы ин­вестиций в отрасль и ожидаемые результаты.

2. Изучить федеральные и отраслевые це­левые программы развития отрасли или программы модернизации, опи­сать их основные задачи и приорите­ты, выделяемые из бюджета финансо­вые ресурсы.

 

На основе полученных результатов важно выделить соответствующие возможности и угрозы деятельности конкретного предприятия (Приложение)

Области анализа проблем и возможностей: рынок, специфические сегменты рын­ки, конкуренция, регулирование, экономические факторы, политические факторы, социальные факторы, меж­дународные факторы. После того как изложение проблем и возможностей будет завершено, они должны быть проранжированы и должны быть определены приоритеты в соответ­ствии с критическим взглядом на саму деятельность.






ДОДАТКИ

А. Виды данных, необходимые нам сведения подразделяются на информацию о рынке и о товаре.

Рыночная информация должна сообщать нам:

♦ размер рынка:

•    насколько он велик,

•. его структура/сегменты;

♦ характеристики рынка:

• основные покупатели,

• основные поставщики,

• основные товары;

♦ состояние рынка:

•    новый ли это рынок, зрелый ли это рынок,

•  интенсивный ли это рынок;

♦ насколько эффективна деятельность компаний:

•  относительно рынка в целом,

•  относительно друг друга;

♦ каналы распределения:

•  каковы они;

♦ методы коммуникаций:

•  какие методы используются: пресса, телевидение, прямая рассылка,

•  какие методы стимулирования сбыта применяются;

♦ финансы:

•  существуют ли проблемы, связанные с налогами/пошлинами, ограничениями импорта; ,

♦ законодательство:

•  патентная защита,

•  стандарты на продукцию,

•  законодательство относительно деятельности агентов,

•  торговые марки/авторское право,

•  защита интеллектуальной собственности (дизайн/ про­граммное обеспечение);

♦ разработки:

• возможные новые рыночные области,

• разработки новых товаров,

• возможны ли изменения в законодательстве или стандартах.

Информация о товаре относится к вашей компании, конкурентам и покупателям:     

♦ потенциальные покупатели:

• кто они,

• где они находятся,

• кто является лидерами рынка,

• есть ли у них конкуренты;

♦ ваша компания:

• отвечают ли актуальные товары потребностям покупателей,

• необходимо ли усовершенствование продукции,

• есть ли потребность в абсолютно новых товарах,

• каков будет потенциал нового товара,

• как воспринимают вашу компанию на рынке;

♦ ваши конкуренты:

• кто они,

• их соотношение с вашей компанией по размерам,

• где они расположены,

• действуют ли они в тех же рыночных секторах, что и вы,

• какие товары они выпускают/продают,

• как соотносятся цены на ваши товар и продукцию конкурентов,

• какие каналы продаж/распределения они используют,

• внедряли ли они новые товары на рынок.

Для подведения итогов выявленных тен­денций в вашей отрасли необходимо иметь четкий ответ на следующие вопросы:

1. Какие грядущие изменения в вашей отрасли могут повлиять на ваше пред­приятие?

2. Какие изменения в оплате могут ска­заться на вашем предприятии?

3. Какие изменения в распределении могут повлиять на ваше предприятие?

4. Какие изменения в области создания благоприятных условий для сбыта могут отразиться на вашем предприятии?

5. Какие изменения, затрагивающие ва­ше предприятие, могут произойти в среде ваших потребителей?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: