Цели и функции в моделях управления качеством

 

Рассмотрим кратко, используя  материалы и [3.3], особенности управления качеством в зарубежной практике на каждом из этапов, характеризующихся определенной моделью деятельности в области качества (рис. 3.1). Достижение качества с помощью инспекции готовой продукции, характерное для производителя 30–40-х г. 20-го столетия, позволяло ему поставлять на рынок продукцию требуемого качества за счет больших издержек на производство и последующую доработку или переработку бракованной продукции. В результате этого стоимость качественной продукции была высока.

Чтобы снизить издержки на переработку некачественной продукции, производитель начинает (40–50-е годы 20-го столетия) направлять свои усилия на обнаружение дефектов будущей продукции в процессе ее изготовления - достижение качества с помощью контроля процессов и статистических методов обработки информации. Это позволило снизить количество дефектов в процессе производства продукции, повысить качество готовой продукции и одновременно снизить ее стоимость сокращением издержек производителя на исправление бракованной продукции.

Получение за счет контроля информации о несоответствии текущих характеристик продукции заданной стандартом позволило производителям проводить оперативное управлениекачеством реализацией корректирующих мероприятий для сглаживания отклонений в рамках действующих технологической системы. 

Владея методами контроля и понимая ограниченность корректирующих мероприятий по ликвидации несоответствий, производитель начинает обращать внимание не только на качество процессов изготовления продукции, но и на качество проектирования, как самой продукции, так и процессов изготовления. Основное внимание при проектировании уделялось безотказности, ремонтопригодности, долговечности продукции и производительности процессов ее изготовления. Рост конкурентной борьбы в мировом сообществе (60-е годы) потребовал проводить исследования рынка и поставок материалов и сырья, удовлетворяющих установленным требованиям к качеству продукции. Производитель начинает интересоваться запросами потребителей и качеством продукции своих поставщиков.

Следующий шаг соответствует всему периоду 80-х г. 20-го столетия, когда производитель вынужден заниматься процессами доставки, установкии сервисногообслуживания проданной потребителю продукции. С этого времени в понятие качественной продукции входит не только качественное ее проектирование и производство, но и качество послепродажного обслуживания. Завершением рассматриваемого этапа является создание модели обеспечения качеством продукции по всему ее жизненному циклу.

Следующий этап заключается в развитии теории менеджмента качества. На этом этапе и последующем при освоении TQM основное усилие производителя должно быть направлено в большей степени на предупреждение ошибок, чем на их обнаружение и исправление. Деятельность в области качества, поставленная в зависимость от нужд, пожеланий и требований потребителя, охватывает всю управленческую деятельность производителя, включающую управление человеческими ресурсами, администрирование, логистику (процесс, относящийся к передвижению продукции и снабжению), продвижение продукции (promotion) и т.д. Качество не является больше эксклюзивной сферой деятельности отдела качества, а становится превалирующим требованиям к деятельности всех подразделений организации: каждый сотрудник является ответственным за качество работы организации и выпускаемой продукции. Поставщика организации рассматриваются как партнеры в обеспечении качества.

Основные особенности моделей видов деятельности в области качества, выраженные через изменение целей и развития функций управления, систематизированные по материалам [3.6], приведены в табл. 3.1      

                                                                                                                          Таблица 3.1.

Принципы, цели и функции управления качеством по этапам развития

Модели управления качеством

Принцип и цель управления качеством

         Функции управления в области качества

Мотивация Обучение Взаимоотношение с потребителями Взаимоотношение с поставщиками
Контроль (система Тейлора)   Качество продукции как соответствие стандартам Штрафы Профессиональное Приемочный контроль готовой продукции Входной контроль поставляемой продукции
Статистическое управление качеством –SQC (оперативное управление) Качество как соответствие стандарта, стабильность процессов и снижение издержек Материальное стимулирование Обучение статистическим методам Статистический приемочный контроль Входной контроль, инспекция и сертификат на продукцию
Всеобщее (комплексное) управление качеством (TQC) Качество продукции, процессов, деятельности как соответствие рыночным требованиям Стремление к внедрению TQC Обучение TQC Приемочный контроль, инспекция, аудит потребителя Входной контроль, инспекция и сертификат на продукцию
Менеджмент качества (QM) Качество как удовлетворение требований и потребностей потребителей и работников за счет качества и оптимизации деятельности Стремление к тотальному менеджменту качества Всеобщее обучение TQM и ISO 9000 Сертификат на систему ISO 9000 и аудит потребителя Сотрудничество, сертификат на систему ISO 9000, оценка поставщиков
Тотальный менеджмент качества (TQM) Качество как удовлетворение требований заинтересованных сторон за счет качества управления фирмой Стремление к тотальному менеджменту качества Всеобщее обучение TQM, ISO 9000 и ISO 14000 Взаимодействие и сертификат ISO 9000 и ISO 14000 Взаимодействие и сертификат   ISO 9000 и ISO 14000

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: