Факторы, обуславливающие вмешательство государства в экономические процессы и его функции

Функция государства Факторы
1.Стратегическая – разрешение проблем рыночной экономики, своевременная и эффективная трансформация экономики в быстро меняющемся мире. 1.Ограничение стихийности рыночных процессов. 2.Обеспчение эффективного совокупного спроса, рыночной конъюнктуры. 3.Обесп. производства товаров для удовлетворения потребностей. 4.Поддержка конкурентности на внутреннем и внешнем рынках, открытости внутреннего рынка.
2.Поддержание экономической стабильности, процесса расширенного воспроизводства на инновационной основе. 1.Создание общих условий развития экономики, необходимость определения «общих правил игры» хозяйствующих субъектов. 2.Стимулирование долгосрочного экономического роста. 3.Формирование оптимальной структуры народного хозяйства. 4.Содействие развитию НТП. 5.Регулирование денежного обращения.
3.Защитная 1.Защита частной собственности. 2.Обеспечение национальной экономической безопасности. 3.Охрана интересов участников ЭД. 4.Поддержка национального бизнеса в международной конкуренции.
4.Социальная 1.Обсепечение рационального перераспределения доходов. 2.Обеспечение полной занятости населения. 3.Сокращение социальной напряженности. 4.Формирование условий расширенного воспроизводства рабочей силы, проявления интеллектуальных способностей человека.

 

Набор типовых мер – инструментов государственного воздействия на экономические процессы, в том числе внешнеэкономическую сферу представлен двумя методами:

а) прямого воздействия – реализуется средствами административного и экономического влияния;

б) косвенного воздействия – реализуются только экономическими методами.

Административные методы основываются:

· на силе и авторитете государственной власти;

· не связаны с созданием дополнительных материальных стимулов для их реализации;

· включают меры запрета, разрешений и принуждений.

Экономические средства воздействия предполагают использование инструментов:

· государственного экономического прогнозирования;

· государственного экономического программирования;

· бюджетно-налоговой системы;

· денежно-кредитной политики;

· валютной политики;

· таможенной политики.

В современном мире провозглашен приоритет экономических средств регулирования. Чем более стабильна национальная экономика, чем более гармоничны пропорции между различными ее отраслями, взаимоотношения ее с мировым хозяйством, тем меньше нуждается она в административных мерах государственного регулирования. Российская экономика переживает все еще сложный период и ей необходим весь арсенал средств государственного регулирования ВЭД.

Государственное регулирование ВЭД – это система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями в целях поддержания внешнеэкономического равновесия, стимулирования прогрессивных сдвигов в структуре экспорта и импорта, поощрения притоков иностранного капитала.

Функции государственного регулирования ВЭД:

1)системообразующие:

· Разгосударствление, отмена государственной монополии ВЭД;

· Формирование конкурентной среды, курс на открытость экономики;

· Формирование рыночных «правил игры», порядок осуществления ВЭД;

2)системоутверждающие:

· структурная трансформация, обеспечение конкурентноспособности на мировых рынках;

· рост уровня и качества жизни;

3)системовоспроизводящие:

· достижение устойчивого экономического развития;

· обеспечение и защита общенациональных экономических интересов в мировой экономике;

· упрочение и расширение поля страны в мировом экономическом и политическом пространстве.

Реализация этих функций нацелена на повышение эффективности регулирования ВЭД, имеющей экономическую, социальную и адаптационную составляющие.

  Экономическая эффективность заключается в обеспечении расширенного воспроизводства и достижении экономического роста.

Социальная - в повышении качества и уровня жизни населения.

Адаптационная – в интеграции в мировую экономику как полноправного игрока мирового рынка.

Одной из важнейших характеристик и составляющих государственного регулирования ВЭД является его целевая направленность, которая приобретает все большее значение в условиях происходящих преобразований в российской экономике.

Учитывая, что внешнеэкономическая сфера является органичной частью экономики государства, общая стратегическая цель социально-экономического развития страны включает и стратегическую цель развития внешнеэкономической сферы. А чтобы достичь определенных целей во внешнеэкономической сфере необходимы средства - и таким средством служит внешнеэкономическая политика.

Основной целью ВЭП является развитие внешнеэкономической сферы страны. В свою очередь, как было уже сказано выше развитие ВЭ сферы не возможно без вмешательства государства, без применения мер государственного регулирования. Таким образом, государственное регулирование ВЭД – основной инструмент ВЭП.

Механизм государственного регулирования ВЭД призван обеспечить баланс взаимных интересов, согласование функций, прав и ответственности субъектов внешнеэкономического комплекса на макро, мезо и микро уровнях.

ВЭП государства представляет собой целенаправленную комплексную программу действий законодательной и исполнительной власти по развитию и повышению эффективности внешнеэкономических связей страны.

Разработка ВЭП государства должна осуществляться на основе анализа и учета ряда внутренних и внешних факторов.

К группе основных внутренних факторов следует отнести:

· уровень развития и структуру производительных сил страны;

· состояние природных ресурсов и климатические условия;

· количественный и структурный баланс внутреннего производства и потребления;

· валютно-финансовое положение страны;

· количественный и профессиональный состав экономически активного населения.

Анализ перечисленных внутренних факторов дает все основания для формирования самых общих принципов ВЭП по следующим направлениям:

а) экспортная политика, включая нормы, регулирующие экономическое и техническое сотрудничество.

б) импортная политика;

в) валютное регулирование;

г) регулирование российских инвестиций за рубежом;

д) принципы финансирования экспортных и импортных операций.

Кроме того, действуют и внешние факторы, к важнейшим из которых относятся:

· глобализация мировой экономики;

· тенденция либерализации международной торговли и роста степени открытости стран;

· функционирование региональных интеграционных группировок (ЕС, ШОС и пр.);

· регулирующая роль международных организаций.

Внешние факторы учитываются в принципах взаимодействия РФ с каждой конкретной страной:

· во взаимодополняемости экономики России и экономики рассматриваемой страны;

· в уровне производительных сил страны и их структуре;

· экономической и социально- политической ситуации в стране-партнере;

· в объеме и структуре внутреннего производства и потребления;

· состоянии платежного баланса рассматриваемой страны;

· особенностях финансово-кредитных отношений РФ с этой страной;

· особенностях правового регулирования ВЭД страны-партнера.

Основными принципами ВЭП являются:

· открытость;

· независимость;

· равноправие;

· признание приоритета международных договоров.

  Структурообразующими элементами ВЭП страны, образующими единую систему воздействия государства на различные виды ВЭД, являются:

1) внешнеторговая политика – целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами для:

· обеспечения доступа национальных субъектов к мировым рынкам с целью удовлетворения потребности страны в необходимых ресурсах и товарах;

· изменения масштабов и структуры экспорта и импорта товаров и услуг;

· оказания политической, финансовой, информационной поддержки в продвижении товаров и услуг на мировые рынки;

· защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;

· поддержания равновесия платежного баланса;

2) валютно-кредитная политика – совокупность долгосрочных и краткосрочных мер, направленных на создание нормальных условий функционирования национальной валютной системы;

3) внешняя инвестиционная политика – совокупность нормативных правовых актов и инструментов государственного воздействия на экспортно - импортные потоки инвестиций с целью их эффективного использования во внутреннем соц/эк развитии страны;

4) научно-техническая политика – создание благоприятных условий взаимодействия субъектов различных стран в сфере научно-технического и инновационного сотрудничества;

5) миграционная политика – целенаправленное воздействие государства на эмиграцию и иммиграцию рабочей силы для устранения дисбаланса в демографической сфере.

 

2.2. Субъекты государственного регулирования и управления ВЭД в Российской Федерации.

 

Процесс управления предполагает его организацию, т.е. создание определенной структуры органов управления, разграничение их прав, полномочий, обязанностей и ответственности, соподчиненность и взаимодействие с целью повышения эффективности ВЭД.

Система органов государственной власти, предусмотренная Конституцией РФ, включает три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную.

Законодательная власть - Федеральное собрание (Парламент РФ), которое состоит из двух палат: Совет Федерации и Государственная Дума.

К ведению законодательной власти относится помимо других функций принятие законов, в том числе и во внешнеэкономической сфере, обязательных к применению на всей территории РФ.

  Судебная власть: Конституционный суд, Верховный суд, Высший арбитражный суд. Основное назначение этой ветви власти – защита прав и охраняемых законом интересов участников ВЭД: предприятий и предпринимателей, причем не только отечественных, но и зарубежных. Суд независим и подчиняется только закону.

Наиболее разнообразной системой специализированных органов государственной власти, принимающих участие в управлении ВЭД в России обладает исполнительная ветвь, возглавляемая Президентом и Правительством РФ.

В соответствии с законодательством Президент России в области управления и регулирования ВЭД может:

· осуществлять общее руководство государственной ВЭП, в частности подписывать законы и издавать указы по ключевым ее направлениям;

· подписывать международные соглашения, представлять Россию на международных форумах;

· регулировать военно-техническое сотрудничество;

· определять условия экспорта драгоценных, камней, металлов, делящихся и радиоактивных материалов.

Структура федеральных органов исполнительной власти утверждается Указом Президента РФ и состоит из двух уровней: правительство РФ и федеральных органов исполнительной власти(федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти - федеральных служб и федеральных агентств и пр.).

Правительство во внешнеэкономической сфере выполняет

следующие функции:

· проводит в стране единую ВЭП, осуществляет разработку соответствующих программ;

· участвует в организации и проведении международных переговоров;

· в формировании экспортного и импортного режимов;

· осуществляет управление федеральной российской собственностью за рубежом;

· регулирует величины ставок таможенного тарифа;

· принимает конкретные меры по защите внутреннего рынка от массированного импорта;

· разрабатывает и осуществляет мероприятия по реализации указов Президенте РФ.

В управлении ВЭД наибольшее значение имеют следующие федеральные органы исполнительной власти: Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии РФ и др..

На Министерство экономического развития возложена координация и регулирование ВЭД как части общих отношений с иностранными государствами, а также координация деятельности федеральных органов исполнительной власти в области внутренней торговли.

Основными задачами Минэкономразвития России в области регулирования ВЭД являются:

· разработка предложений по государственной ВЭП РФ и ее реализация, осуществление государственного регулирования ВЭД;

· участие в реализации государственной стратегии и разработка мер по предотвращению угрозы экономической и продовольственной безопасности РФ, а также мер по защите экономических интересов, ее субъектов, российских участников ВЭД, отечественных производителей и потребителей на внутреннем и внешнем рынках;

· обеспечение благоприятных условий для доступа и увеличения объемов экспорта российских товаров и услуг на внешний рынок, включая  разработку и реализацию мер по обеспечению эффективной интеграции экономики РФ в мировую экономику;

· координация и контроль внешнеторговой деятельности по вопросам совместного ведения РФ и ее субъектов;

· разработка предложений о заключении международных договоров РФ по вопросам внешнеэкономических связей, обеспечение выполнения обязательств российской стороны по этим договорам и осуществление вытекающих из них прав российской стороны, а также наблюдение за выполнением другими участниками договоров их обязательств;

· содействие привлечению иностранных инвестиций, участие в разработке и реализации механизма регулирования валютно-кредитных отношений с иностранными государствами;

· разработка предложений по формированию единой государственной политики в области экспортного контроля и ее реализации и многое другое.

Министерство финансов РФ обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ.

В части ВЭД в функции Минфина входит:

· внесение в Правительство РФ предложений об изменении ставок импортных и экспортных таможенных пошлин;

· регулирование системы налогообложения, в том числе и при осуществлении ВЭД;

· осуществление сотрудничества с международными финансовыми организациями;

· подготовка предложений по совершенствованию валютных, финансовых, кредитных и таможенных отношений с иностранными государствами и пр.

Федеральная налоговая служба РФ – осуществляет:

· контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов участниками ВЭД;

· учет налогоплательщиков;

· участие в разработке и осуществлении налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды налогов, сборов и других обязательных платежей в полном объеме;

· валютный контроль за соответствием проводимых валютных операций законодательству РФ;

· разработку предложений по совершенствованию налоговой политики, развитию налогового законодательства и пр.

Центральный банк РФ  - независим от распорядительных и исполнительных органов государственной власти и в своей деятельности руководствуется законом №86-ФЗ от 10 июля 2002г «О Центральном банке РФ».

Основные задачи банка России:

· регулирование денежного обращения;

· обеспечение устойчивости рубля, единой федеральной денежно-кредитной политики;

· организация расчетов и кассового обслуживания;

· надзор за деятельностью коммерческих банков;

· осуществление операций по ВЭД.

ВЭД банка России сводится к тому, что он представляет интересы страны в центральных банках других стран, международных банках, выдает лицензии на осуществление ком.банками операций в иностранной валюте и на открытие представительств иностранных банков и иных ф/кр учреждений на территории РФ. Кроме того, ЦБ РФ управляет золотовалютными резервами РФ, определяет и публикует официальный курс рубля к денежным единицам других государств.

Федеральная таможенная служба – центральный правоохранительный орган в сфере ВЭД, участвующий в разработке и реализации таможенной политики страны. ФТС, совместно с таможенными органами (РТУ, таможни) выполняет следующие основные функции(определены статьей 403 ТК РФ):

· обеспечивает в пределах своей компетенции экономическую безопасность, защищает экономические интересы России;

· обеспечивает соблюдение законодательства, ведет борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещающимся через таможенную границу РФ;

· применяет средства таможенного регулирования торгово-экономических отношений, взимает таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи;

· осуществляет и совершенствует таможенный контроль и таможенное оформление, создает условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу РФ;

· обеспечивают соблюдение установленных законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами ВФ запретов и ограничений в отношении товаров, перемещающихся через таможенную границу РФ;

· ведет таможенную статистику внешней торговли и товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности;

· обеспечивает выполнение международных обязательств Российской Федерации в части, касающейся таможенного дела, участвует в разработке международных договоров РФ, затрагивающих таможенное дело;

· осуществляет сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международных организаций, занимающихся вопросами таможенного дела;

· выполняет другие функции в организации таможенного дела в России.

На региональном уровне мы имеем следующую систему органов управления и регулирования ВЭД (собственно те же ветви власти):

1) представительства общегосударственных органов власти;

2) представительства функциональных и отраслевых органов власти;

3)собственно региональные органы власти;

4)региональные подразделения общественных организаций, содействующих развитию ВЭД;

Президент – аппарат Полномочного представителя Президента.

МИД – представительства МИД в регионах – координируют международные и внешнеэкономические связи.

Минэкономразвития РФ - Управления уполномоченного Минэкономразвития и торговли (оформление паспортов бартерной сделки, лицензий, регистрация контрактов и пр.)

ФТС России – Региональное таможенное управление выполняет функции, возложенные на ФТС России в рамках определенной территории.

Как правило, при администрациях субъектов власти действуют специализированные министерства и ведомства, регулирующие ВЭД на данной территории: Министерства ВЭС, МИВЭС, министерства экономики и торговли и пр. –выполняют одни и те же функции – обеспечение единой государственной политики в сфере ВЭД.

  Кроме ветвей власти в управлении ВЭД участвуют общественные организации, содействующие развитию ВЭД.

  Торгово-промышленная палата РФ (1991 г.), в которую входят 87 региональных ТПП и 51 местная ТПП.

В большинстве стран мира ТПП выступают гарантом торговых правил и обычаев, организаторами хозяйственной жизни, представляют интересы деловых кругов в органах власти.

В целом задача общественных организаций:

· Организация ВЭД;

· Поддержка предпринимательства;

· Защита интересов потребителей;

· Создание условий для эффективной ВЭД;

· Подготовка кадров ВЭД и их проф.переподгоотовка;

· Организация приграничной торговли.

Крупнейшей является Международная торговая палата - ТПП России является ее членом.

 

2.3.Правовые основы государственного регулирования ВЭД в РФ.

Правовое регулирование ВЭД представляет собой совокупность нормативных актов, в рамках и на основе которых осуществляется деятельность ее участников –как равноправных партнеров по бизнесу, связанных гражданско-правовыми отношениями, так и государственных органов, устанавливающих административно-правовые отношения.

  К числу норм регулирования ВЭД относятся нормы прямого действия (императивные) и коллизионные нормы (диспозитивные).

Если норма гражданского права содержит в себе правило, которое участники гражданского оборота не могут изменять по своему усмотрению, то данная норма является императивной. Если же норма гражданского права содержит в себе правило, которое участники гражданского оборота могут менять по своему смотрению, то такая норма – диспозитивная.

Совокупность нормативных актов правового регулирования включает:

· международные акты;

· внутренне законодательство;

· деловые обычаи;

· судебную практику.

Международные акты, включенные в систему правового регулирования ВЭД, подразделяется на международные договоры и акты международных организаций. В соответствии с ч.4 ст.15 Конституции РФ межд.договора являются составной частью ее правовой системы.

      Международные договоры вступают в силу и применяются только после их ратификации и официального опубликования.

   Международные договоры по своей структуре отражают условия, которые страны партнеры предоставляют друг другу на взаимной основе и которые определяют правовые особенности их взаимоотношений во внешнеэкономической сфере. По количеству участников международные договора подразделяются на двусторонние и многосторонние (ГАТТ, ГАТС).

  Другая составляющая международного права, включенного в правовую систему государства – акты межд.организаций, членом которых она является. По своей юридической природе акты МО делятся на прямые, обязательные для выполнения странами-участницами, к которым, например относятся нормы ВТО и рекомендательные, например Конвенция ООН о международных договорах купли-продажи (Венская конвенция).

  Наибольшее место в правовом регулировании ВЭ сферы отводится национальному законодательству, включающему общие нормы и специальное законодательство.

К общему законодательству относятся:Конституция РФ, ГК РФ, НК РФ, Гражд.Процесс. Кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс регулируют различные сферы жизнедеятельности, в том числе и внешнеэкономическую.

В то же время Конституцией РФ и Гражданским кодексом предусмотрена возможность специального регулирования внешнеэкономической сферы, что происходит посредством специального законодательства. 

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изм. от 14.10.2005).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 21.07.2005)
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 18.07.2005)
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 02.11.2004)
5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 20.10.2005)
6. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 N 61-ФЗ (принят ГД ФС РФ 25.04.2003) (ред. от 18.07.2005)
7. Конвенция Организации объединенных наций о договорах международной купли-продажи товаров (заключена в Вене 11.04.1980) (вместе со Статусом конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров (по состоянию на 30 октября 2001 г.))
8. Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 173-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.11.2003) (ред. от 18.07.2005)
9. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 164-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.11.2003) (ред. от 22.07.2005)
10. Закон РФ «О таможенном тарифе» от 21.05.1993 5003-1 (ред. от 21.07.2005, с изм. от 08.11.2005 в ред.закона №144-ФЗ)
11. Федеральный закон «Об экспортном контроле» от 18.07.1999 183-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.06.1999) (ред. от 18.07.2005)

12. Федеральный закон О транспортно-экспедиционной деятельности от 30.06.2003 87-ФЗ (принят ГД ФС РФ 11.06.2003)
13. Международные правила толкования торговых терминов ИНКОТЕРМС (публикация Международной торговой палаты 2000 г.,)

      

Составляющей правовой системы государства, носящий диспозитивный характер, являются обычаи, которые включают в себя международные торговые обычаи и проформы коммерческих договоров (типовые договоры).

     Обычаи образуют так называемое экономическое и торговое право. Согласно ГК РФ, сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано оно в каком-либо документе, признается обычаем делового оборота.

В качестве примеров деловых обычаев можно указать Международные правила толкования международных коммерческих терминов Инкотермс-2000, Принципы международных коммерческих договоров Международного института по унификации частного права (УНИДРУА 1994 г.).

Особое место в правовой системе регулирования ВЭД занимает судебная практика. В частности, в качестве норм права могут рассматриваться решения Конституционного суда РФ, пленумов Верховного и Высшего Арбитражного суда при условии их официального опубликования.

2.4.Основные цели и принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.













Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: