В целях обеспечения государственного регулирования внешнеторговой деятельности в России был принят Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», который заменил Федеральный закон от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».
Принятие нового закона обусловлено интенсивным развитием внешнеторговых связей Российской Федерации, ее интеграцией в мировую экономику и необходимостью вследствие этого формирования современных инструментов реализации государственной торговой политики на основе общепризнанных норм и правил международной торговли, в первую очередь норм и правил Всемирной торговой организации. При разработке Федерального закона учитывались основные положения Генерального соглашения по тарифам и торговле, Генерального соглашения по торговле услугами, а также Соглашения по процедурам импортного лицензирования. Эти нормы и правила либо уже используются в отечественной практике, либо вопрос об их освоении и включении в арсенал российской внешнеторговой политики должен быть решен в ближайшее время. Отличительными особенностями Закона являются более точное разграничение положений, касающихся государственного регулирования внешнеторговой деятельности в области международной торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью, а также наличие обособленного понятийного аппарата.
Федеральным законом определяются основные цели, методы и формы государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Он направлен на обеспечение благоприятных! условий для внешнеторговой деятельности как российских, так и иностранных предпринимателей, на защиту экономических интересов Российской Федерации. В Законе уточняются определения основных понятий (внешнеторговая деятельность, импорт, экспорт и другие) и вводится ряд новых понятий (транзит, зона свободной торговли, таможенный
союз). Законом предусматривается также возможность применения иных мер, которые не противоречат общепризнанным нормам и принципам международной торговли.
В его основу были положены принципы и нормы, используемые и международных торгово-экономических отношениях.
В соответствии с данным Законом основными целями государственного регулирования внешнеторговой деятельности России являются: защита экономического суверенитета и обеспечение экономической безопасности государства, стимулирование развития национальной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности, обеспечение условий для эффективной интеграции экономики государства в t мировую экономику.
Государственное регулирование внешнеторговой деятельности, с одной стороны, должно привести к прогрессивным изменениям в структуре производства и потребления товаров, повышению конкурентоспособности отечественных товаров, а с другой стороны - обеспечить защиту экономики страны от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции.
Данный Закон определяет меры тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности. Это прежде всего:
· установление и отмена импортных и экспортных таможенных пошлин;
· установление и отмена запретов и ограничений в международной торговле товарами, услугами и интеллектуальной собственностью;
· установление и отмена мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности; заключение международных торговых договоров и договоров о таможенных союзах, зонах свободной торговли, региональной экономической интеграции, поощрении и защите капиталовложений, о приграничной торговле.
В Федеральном законе предусмотрена также возможность применения иных мер, которые не противоречат общепризнанным нормам и принципам международной торговли. Более точно сформулированы основания для установления запретов и ограничений в международной торговле товарами, услугами и интеллектуальной й собственностью в целях обеспечения международного мира и безопасности, защиты прав и законных интересов России, субъектов Федерации, муниципальных образований и российских участников внешнеторговой деятельности.
Федеральный закон обеспечит максимальную свободу действий при принятии соответствующих ответных и защитных мер во внешнеторговой деятельности, усовершенствует законодательство Российской Федерации в указанной области и приведет его в соответствие с нормами и правилами ВТО.