Цели и задачи государственного регулирования внешнеторговой деятельности

Торговая политика — составная часть экономической политики Российской Федерации, основной целью которой является создание благоприятных условий для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг. Она строится на основе соблюдения нашей страной общепризнанных принципов и норм международного права, а также обязательств, вытекающих из международных договоров.

Внешняя торговля как одна из форм внешнеэкономической дея­тельности занимает особое место в торгово-экономической политике России. Пожалуй, нигде столь отчетливо не проявляются узловые проблемы развития экономики и бизнеса как во внешнеэкономиче­ской сфере.

Несмотря на имеющиеся трудности и противоречия в развитии российской экономики, внешняя торговля приобрела более дина­мичный характер, что позволяет решать неотложные социально-экономические задачи, поддерживать реальный сектор экономики, создавать условия для более полного удовлетворения потребностей населения.

Внешняя торговля определяет динамику многих макроэкономи­ческих параметров, усиливая роль внешнеэкономической составля­ющей в развитии экономики страны.

За счет экспорта формируется значительная часть производствен­ного плана большинства добывающих отраслей и отраслей первичной переработки сырья и материалов, обеспечивается занятость в экспор­тирующих секторах экономики.

За счет импорта улучшается наполняемость внутреннего рынка инвестиционными и потребительскими товарами. Вместе с тем, более низкие темпы роста импорта по сравнению с темпами роста экспорта явились следствием сокращения государственных расходов на централизованные закупки и ужесточением таможенно-тарифной политики и налоговой системы.

Существующий у государства обширный арсенал инструментов внешнеторговой политики (ВТП) позволяет оказывать активное влия­ние па формирование структуры и направлений развития отечествен­ной экономики.

Первоочередными целями современной ВТП России являются:

• обеспечение доступа отечественным предприятиям к мировым рынкам машин и оборудования, технологий и информации, капиталов, минерально-сырьевых ресурсов, к транспортным коммуникациям;

• оказание политической, финансовой, информационной поддержки  в продвижении продукции российских предприятий на рынки, контролируемые  транснациональными корпорациями или защищенные протекционистскими барьерами зарубежных государств и их союзов;

• разработка и применение системы методов и инструментов,
обеспечивающих достижение государственных целей, включая меры по поддержке отечественного бизнеса, и защиту национальной эко­номики от негативного влияния внешних факторов;

• защита за рубежом законных интересов участников внешне­торговой деятельности и содействие укреплению их позиций на миро­вых рынках;

• достижение благоприятного торгово-политического режима в отношениях с зарубежными странами и их торгово-экономическими группировками, организациями и союзами, снятие имеющихся и потенциальных дискриминационных ограничений;

• устранение различных торгово-экономических барьеров в отно­шениях с республиками бывшего СССР;

• долгосрочное урегулирование валютно-финансовых проблем во взаимоотношениях со странами-кредиторами, международными организациями и должниками России.

Реализуя перечисленные функции, государство не допускает воле­вого администрирования, а опирается на законодательные и другие нормативные акты, определяющие принципы и условия осуществле­ния внешнеэкономических связей.

Активная роль государства во внешнеэкономической сфере осо­бенно важна для России, обладающей огромной территорией, бога­тейшими природными ресурсами, а также имеющей определенные геополитические интересы.

Потребность в таком подходе ощущается все острее в процессе формирования новой системы регулирования и организации внешне­торговой деятельности.

Государство стремится регулировать внешнеторговую деятель­ность, как правило, не административными запретами и ограниче­ниями, а путем создания благоприятных экономических условий для осуществления тех внешнеторговых операций, которые способствуют повышению эффективности экономики, реализации конкретных задач социально-экономического развития страны. В этих целях использу­ются экономические инструменты внешнеторгового регулирования — понижение или повышение ставок импортного таможенного тарифа, изменение порядка совершения валютных операций, установление исключительного права государства на осуществление отдельных видов внешнеторговой деятельности и т.п.

Административные меры применяются только в том случае, если с помощью экономических мер не удается достичь поставленных целей.

Внешнеторговая деятельность реализуется не только на уровне органов государственной власти, но и субъектов хозяйствования. Она проявляется в заключении и исполнении гражданско-правовых договоров.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности не означает, что допускается неоправданное вмешательство государ­ства во внешнеторговую деятельность, нанесение ущерба участникам внешнеторговой деятельности.

Государство при осуществлении регулирования ВЭД не может исходить из индивидуальной или коллективной позиции отдельных хозяйствующих субъектов. Необходимо достижение компромисса между многочисленными и разнообразными интересами участников ВЭД при соблюдении общенациональных интересов.

Таковы допустимые пределы государственного вмешательства в рыночную экономику для решения основных социально-экономиче­ских проблем современного общества.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: