Тема 3. Конкурентная среда предприятия
1. Сущность конкурентной среды, общие особенности анализа.
2. Особенности оценки конкуренции в отрасли (по М. Портеру).
3. Особенности построения карты стратегических групп.
4. Сущность конкурентного преимущества и особенности определения.
5. Конкурентоспособность: сущность, определение, повышение.
Сущность конкурентной среды, общие особенности анализа.
Микросреда фирмы — это система отношений фирмы с ее непосредственным окружением.
Управляемость микросреды фирмы зависит от того, насколько эффективны выбранные фирмой механизмы взаимодействия с каждым из субъектов микросреды.
Возможности фирмы во многом зависят от силы рыночной позиции каждого из субъектов рынка и степени противоречивости их хозяйственных интересов.
В совокупности сложившаяся система отношений всех субъектов рынка формирует конкурентную среду фирмы.
Эффективная адаптация фирмы к изменениям микросреды требует:
♦ понимания структуры отношений субъектов непосредственного
окружения (наличие стратегических альянсов, возможностей лоббирования, сговора, финансовой цоддержки, давления на СМИ);
|
|
♦ анализа силы их рыночной позиции и возможностей влияния на
условия функционирования фирмы (оценка степени противоречивости хозяйственных интересов и зависимости рыночных результатов деятельности фирмы от поведения субъектов ее непосредственного окружения).
Анализ конкурентной среды включает:
1) выявление доминирующей модели рынка;
2) определение силы входных и выходных барьеров рынка;
3) оценку условий конкуренции в базовой отрасли и смежных с
нею отраслях;
2 и 3 – объединено в модели конкуренции М. Портера;
4) анализ рыночных стратегий партнеров и конкурентов, оценку их слабых и сильных сторон (SWOT), для чего необходимо:
а) выяснить, кто является основными конкурентами фирмы на
рынке (к примеру – метод КСГ).
б) описать базовые стратегии основных конкурентов.
Информация о компания х подразделяется на:
♦ справочную информацию;
♦ финансовую информацию.
В справочниках о компаниях-производителях обычно содержатся основные сведения о фирмах (полное название, адрес, телефоны, основные торговые марки, сведения о руководителях и собственниках). Такие справочники составляются по отраслям и рынкам.
Финансовая информация, связанная с торговой деятельностью компании, обычно представляет собой финансовые отчеты компании за год или за несколько лет, которые содержат:
отчеты совета директоров и баланс компании;
отчет о прибылях и убытках;
реестр закладных;
|
|
заявка на регистрацию и устав акционерного общества;
изменения в уставе или названии компании;
сведения о судебных разбирательствах в связи с банкротством. Крупные корпорации и небольшие компании в соответствии с законодательством предоставляют различный объем информации о своей деятельности, поэтому при получении данных о функционировании последних нередко возникают проблемы.
в) выявить сильные и слабые стороны конкурентов относительно
стратегии самой фирмы (SWOT);
5) оценку собственной конкурентной позиции, анализ конкурентных преимуществ фирмы.
Исходным в анализе конкурентной среды фирмы является определение доминирующего на рынке типа отношений:
♦ чистая конкуренция;
♦ монополистическая конкуренция;
♦ олигополия;
♦ монополия.
Результаты анализа удобно представлять в табличной форме, используя базовые характеристики типологии рынка. Каждой из выделенных характеристик соответствует свой показатель ее количественной оценки (Приложение, табл.)
Анализ колеблемости цен в динамике важен при различении высокого уровня ценового давления, характерного для рынков чистой конкуренции и олигополии. В случае олигополии небольшой ценовой разброс складывается на фоне общей повышательной тенденции цены (рис. 5.1) при устойчивой привязке роста цены к изменению качества товаров (психологическая цена), в то время как на рынке чистой конкуренции колеблемость цен происходит, как правило, вокруг постоянного среднего (рис. 5.2).
Дифференциация продукта при совершенной конкуренции лишь увеличивает издержки в рамках неизменного спроса. Отсюда выигрывает тот производитель, который минимизирует издержки за счет стандартизации продукта. По мере насыщения спроса растет потребность в дифференциации продукции путем ее модификации, расширения ассортимента, присвоения марочных названий, создания уникальных продуктов. Фирма выбирает свою стратегию дифференциации продукта в зависимости от силы своей рыночной позиции.
Высокий уровень неценовой конкуренции характерен для рынков монополистической конкуренции и олигополии.
Т.о. Доминирующая на рынке ценовая политика зависит, с одной стороны, от чувствительности спроса к изменениям цены (ценовая эластичность), а с другой — от потенциальной реакции конкурентов на возможные изменения цены («дилемма заключенных»).
Задача. Определить эластичность спроса по цене, если:
А) при росте цен на товар А на 6% объем его потребления упал на 10%;
Б) при снижении цены на товар Б на 3% объем потребления повысился на 7%.
EDр = (ΔQD / QD) / (ΔР / Р),
где EDр - коэффициент эластичности спроса по цене; ΔQD - изменение объема
спроса; QD - первоначальный объем спроса; ΔР - прирост цены; Р – первоначальная
цена.
EDр> 1 - спрос эластичен; EDр <1 - спрос неэластичен; EDр = 1 - единичная эластичность спроса; EDр = 0 - абсолютно неэластичный спрос.
Индекс концентрации Херфиндаля-Хиршмана (Герфинделя (1г)) представляет собой сумму квадратов доли рынка каждой крупной фирмы:
Используя индекс концентрации Герфинделя, можно оценивать степень стратегической взаимозависимости фирм и их потенциальную склонность к стратегическим альянсам, характерным для рынков олигополии.
В практике анализа уровня концентрации рынка используют так называемый 5-фирменный или 40-фирменный показатели концентрации, т. е. доля 5 или 40 крупнейших фирм в общем объеме выпуска отрасли или промышленности в целом.
Прямая конкуренция наиболее понятна для предпринимателя • и по этой причине учитывается достаточно просто. В этом случае бывает достаточно позиционировать себя по отношению к своим прямым конкурентам. Для этого по уже выявленным характеристикам товара целесообразно произвести анализ рыночных стратегий конкурентов, дать оценку как их сильных и слабых сторон, так и своих собственных.
|
|
Косвенная конкуренция: Удовлетворение тех же потребностей другими способами, Удовлетворение части потребностей, Конкуренция за ресурсы.