Сущность конкурентной среды, общие особенности анализа

Тема 3. Конкурентная среда предприятия

1. Сущность конкурентной среды, общие особенности анализа.

2. Особенности оценки конкуренции в отрасли (по М. Портеру).

3. Особенности построения карты стратегических групп.

4. Сущность конкурентного преимущества и особенности определения.

5. Конкурентоспособность: сущность, определение, повышение.

 

Сущность конкурентной среды, общие особенности анализа.

 

Микросреда фирмы — это система отношений фирмы с ее непосред­ственным окружением.

Управляемость микросреды фирмы зависит от того, насколько эф­фективны выбранные фирмой механизмы взаимодействия с каждым из субъектов микросреды.

Возможности фирмы во мно­гом зависят от силы рыночной позиции каждого из субъектов рынка и степени противоречивости их хозяйственных интересов.

В совокупности сложившаяся система отношений всех субъектов рынка формиру­ет конкурентную среду фирмы.

Эффективная адаптация фирмы к изменениям микросреды требует:

♦ понимания структуры отношений субъектов непосредственного
окружения (наличие стратегических альянсов, возможностей лоб­бирования, сговора, финансовой цоддержки, давления на СМИ);

♦ анализа силы их рыночной позиции и возможностей влияния на
условия функционирования фирмы (оценка степени противоречивости хозяйственных интересов и зависимости рыночных результатов деятельности фирмы от поведения субъектов ее не­посредственного окружения).

Анализ конкурентной среды включает:

1) выявление доминирующей модели рынка;

2) определение силы входных и выходных барьеров рынка;

3) оценку условий конкуренции в базовой отрасли и смежных с
нею отраслях;

2 и 3 – объединено в модели конкуренции М. Портера;

4) анализ рыночных стратегий партнеров и конкурентов, оценку их слабых и сильных сторон (SWOT), для чего необходимо:

а) выяснить, кто является основными конкурентами фирмы на
рынке (к примеру – метод КСГ).

б) описать базовые стратегии основных конкурентов.

Информация о компания х подразделяется на:

♦ справочную информацию;

♦ финансовую информацию.

В справочниках о компаниях-производителях обычно содержат­ся основные сведения о фирмах (полное название, адрес, телефоны, основные торговые марки, сведения о руководителях и собственниках). Такие справочники составляются по отраслям и рынкам.

Финансовая информация, связанная с торговой деятельностью компании, обычно представляет собой финансовые отчеты компа­нии за год или за несколько лет, которые содержат:

отчеты совета директоров и баланс компании;

отчет о прибылях и убытках;

реестр закладных;

заявка на регистрацию и устав акционерного общества;

изменения в уставе или названии компании;

сведения о судебных разбирательствах в связи с банкротством. Крупные корпорации и небольшие компании в соответствии с законодательством предоставляют различный объем информации о своей деятельности, поэтому при получении данных о функциони­ровании последних нередко возникают проблемы.

в) выявить сильные и слабые стороны конкурентов относительно
стратегии самой фирмы (SWOT);

5) оценку собственной конкурентной позиции, анализ конкурентных преимуществ фирмы.

 

Исходным в анализе конкурентной среды фирмы является определе­ние доминирующего на рынке типа отношений:

♦ чистая конкуренция;

♦ монополистическая конкуренция;

♦ олигополия;

♦ монополия.

Результаты анализа удобно представлять в табличной форме, используя базовые характеристики типологии рынка. Каждой из выделенных характеристик соответствует свой показатель ее количе­ственной оценки (Приложение, табл.)

Анализ колеблемости цен в динамике важен при различении высокого уровня ценового давления, характерного для рынков чистой конкуренции и олигополии. В случае олигополии небольшой ценовой разброс скла­дывается на фоне общей повышательной тенденции цены (рис. 5.1) при устойчивой привязке роста цены к изменению качества товаров (психологическая цена), в то время как на рынке чистой конкуренции колеблемость цен происходит, как правило, вокруг постоянного сред­него (рис. 5.2).

Дифференци­ация продукта при совершенной конкуренции лишь увеличивает издержки в рамках неизменного спроса. Отсюда выигрывает тот производитель, который минимизиру­ет издержки за счет стандартизации продукта. По мере насыщения спроса растет потребность в дифференциации продукции путем ее модификации, расширения ассортимента, присвоения марочных на­званий, создания уникальных продуктов. Фирма выбирает свою стратегию дифференциации продукта в зависимости от силы своей рыночной позиции.

Высокий уровень неценовой конкуренции характерен для рынков монополистической конкуренции и олигополии.

Т.о. Доминирующая на рынке ценовая политика зависит, с одной сто­роны, от чувствительности спроса к изменениям цены (ценовая элас­тичность), а с другой — от потенциальной реакции конкурентов на воз­можные изменения цены («дилемма заключенных»).

 

Задача. Определить эластичность спроса по цене, если:
А) при росте цен на товар А на 6% объем его потребления упал на 10%;
Б) при снижении цены на товар Б на 3% объем потребления повысился на 7%.

EDр = (ΔQD / QD) / (ΔР / Р),

где EDр - коэффициент эластичности спроса по цене; ΔQD - изменение объема

спроса; QD - первоначальный объем спроса; ΔР - прирост цены; Р – первоначальная

цена.

EDр> 1 - спрос эластичен; EDр <1 - спрос неэластичен; EDр = 1 - единичная эластичность спроса; EDр = 0 - абсолютно неэластичный спрос.

 

Индекс концентрации Херфиндаля-Хиршмана (Герфинделя (1г)) представляет собой сумму квадратов доли рынка каждой крупной фирмы:


 

   Используя индекс концентрации Герфинделя, можно оценивать степень стратегической взаимозависимости фирм и их потенциальную склонность к стратегическим альянсам, характерным для рынков оли­гополии.

В практике анализа уровня концентрации рынка используют так называемый 5-фирменный или 40-фирменный показатели концентра­ции, т. е. доля 5 или 40 крупнейших фирм в общем объеме выпуска от­расли или промышленности в целом.

 

Прямая конкуренция наиболее понятна для предпринимателя • и по этой причине учитывается достаточно просто. В этом случае бывает достаточно позиционировать себя по отношению к своим прямым кон­курентам. Для этого по уже выявленным характеристикам товара це­лесообразно произвести анализ рыночных стратегий конкурентов, дать оценку как их сильных и слабых сторон, так и своих собственных.

Косвенная конкуренция: Удовлетворение тех же потребностей другими способами, Удовлетворение части потребностей, Конкуренция за ресурсы.

 










Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: