Раздел 2. Групповые и личностные различия между людьми

Форма организации: учебная конференция (4 часа).

 

Задание:

1. Выполните реферативную работу, выбрав тему теоретического мини-исследования из предложенного ниже списка. Особое внимание обратите на соответствие текста работы предлагаемым в методических рекомендациях требованиям.

2. Подготовьте выступление (7-10 мин.) по материалам исследования.

 

 

Список тем рефератов:

1. История становления дифференциальной психологии.

2. Взаимосвязь дифференциальной психологии с другими отраслями психологической науки и другими науками.

3. Основные направления дифференциально-психологических исследований.

4. Индивидуальность как системное образование.

5. Когнитивная психология: различия в познавательных процессах.

6. Школы дифференциальной психологии и психофизиологии (Б.Г. Анаьева, В.Д. Небылицина, В.М. Русалова, В.С. Мерлина).

7. Темперамент – психодинамическая основа личности.

8. Взаимосвязь свойств темперамента с успешностью и эффективностью ведущих видов деятельности.

9. Наследственность и среда в детерминации интеллектуальных различий.

10. Общие и специальные способности: понятие, теория, уровни, проявления в индивидуальных различиях человека.

11. Социально-психологический статус характера в структуре основных индивидуальных свойств личности.

12. Воля и ее индивидуальные характеристики.

13. Эмоциональная индивидуальность человека.

14. Социоэкономический статус индивидуальности в группе.

15. Половой диморфизм в межличностных отношениях.

16. Влияние семейной среды на физическое, эмоциональное и социальное развитие.

17. Социальные стереотипы индивидуальности человека (образование, деньги, здоровье, престижность, работа, мода).

18. Гармоничная и дисгармоничная индивидуальность в конфликтных, трудных, проблемных ситуациях.

19. Личностный и индивидуальный подход в развитии человека.

20. Теории гениальности (теория «ребенка», теория «важных качеств», теория «медиума», теория «воображения», теория «патологичности» и др.).

21. Индивидуально-психологический стиль деятельности (понятие, подходы, школы).

22. Проблема одаренности в дифференциальной психологии.

23. Аспекты полоролевой дифференциации (половая идентификации и полорелевое поведение).

24. Проблема самосознания и «Я концепция» в дифференциальной психологии.

25. Стилевая концепция организации индивидуальных различий: понятие стиля, пространство стилевых характеристики.

26. Психофизиологический уровень индивидуальности.

27. Межполушарная организация мозга.

28. Связь темперамента с особенностями познавательной деятельности.

29.  Латерализация межполушарной асимметрии - сенсорная, моторная и психическая.

30. Методы изучения личностных различий (факторный анализ, клинический метод и др.).  

 

 

Рекомендации по написанию реферата по разделу 2. «Групповые и личностные различия между людьми» (рубежный контроль)

Целью реферативной работы является сопоставительный анализ различных научных направлений и подходов к исследуемой проблеме, основная задача – умение анализировать литературу по дифференциальной психологии.

Структура реферата

Реферат имеет следующую стандартную структуру, т.е. состоит из нескольких взаимосвязанных частей текста:

1. Титульный лист.

2. Оглавление.

3. Введение.

4. Теоретическая глава.

5. Заключение.

6. Список литературы.

7. Приложения (если они имеются).

Начальный этап работы.

Начальным этапом написания реферата является работа с литературой (составление библиографии по избранной теме исследования). Некоторые исходные данные к поиску литературы Вы может получить у преподавателя. Однако основная работа должна выполняться Вами на основании использования систематических, алфавитных и предметных каталогов, имеющихся в библиотеках города. Следует помнить, что в любом изучаемом источнике могут быть ссылки на другие работы, относящиеся к теме работы. Их необходимо учитывать. Все это и есть библиографический поиск.

Введение.

Введение отражает основные характеристики работы: проблему исследования; ее актуальность, научную новизну и практическую значимость. Общий текст введения не должен превышать 2 страниц.

Проблема исследования. Формулировка проблемы исследования направляет его планирование и объясняет, зачем исследование вообще было проведено. Проблема есть осознание какого-то противоречия (например, между наличными условиями анализируемой ситуации и предъявляемыми к ней требованиями, между различными точками зрения на изучаемое явление или процесс, наконец, это может быть диалектическое противоречие в самой природе явления или объекта).

Актуальность. Обоснование актуальности работы – это ответ на вопрос о том, почему именно сейчас необходимо данное исследование. Актуальность может быть теоретической, т.е. обнаруженная проблема находится на переднем крае науки, разрабатывается современными учеными и т.п., или практической, т.е. вытекающей из злободневных запросов практики в той области общественной жизни, где Вы проводите свое прикладное исследование. Основными аспектами актуальности реферативного исследования могут быть:

§ необходимость дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению;

§ потребность в новых фактах, которые позволят расширить теорию и сферу ее применения;

§ потребность в более эффективных психодиагностических исследовательских методах, способных обеспечить получение новых данных;

§ потребность в разработке методов (технологий), имеющих более широкие возможности (эффективности психологического воздействия, обучения, тренировки, реабилитации и т.д.);

§ потребность в разработке психологических рекомендаций или в решении практических проблем на основе использования психологических знаний.

Новизна. Все, что предпринимается в Вашем исследовании впервые, характеризует его новизну. Научная новизна исследования означает вклад в науку, открывающий новые исследовательские перспективы.

Практическая значимость исследования связана с той конкретной, ощутимой пользой, которую могут принести его результаты, помочь кому-либо в его практической деятельности. Это обычно также один из пунктов выводов.

Теоретическая глава.

Теоретический раздел является основной частью работы и может состоять из одного-двух-трех разделов. Данный раздел включает рассмотрение опубликованных работ по теме проведенных исследований, посвящен изучению истории вопроса. Анализировать публикации можно группируя их по научным направлениям, или в хронологическом порядке. Анализ обязательно предполагает оценку Вами научного положения, соотнесение его с Вашей личной точкой зрения. Обзор литературы должен дать полное представление о состоянии данного вопроса на современном уровне развития психологической науки, о степени его научности.

Существующие формы научной деятельности предполагают, что прежде чем заявить о своем желании сделать вклад в науку, автор должен продемонстрировать значение того, что было известно еще до него. Наиболее прямой способ демонстрации этого – полный литературный обзор в избранной предметной области «своей» науки, а также в смежных областях других наук. Выполнение этой сложной и серьезной задачи невозможно без умения работать с научной литературой.

Собранные литературные материалы могут быть скомпонованы по хронологическому принципу, описывая этапы исследования проблемы отечественными и зарубежными авторами. Однако, логическое построение предпочтительнее. Тогда структура текста может быть примерно такой:

1. Феноменологическое описание предмета изучения (н-р темперамента, характера, ИСД и т..д.): область проявлений, частота, временные параметры или признаки интенсивности и другие качественные характеристики.

2. Место изучаемого явления среди других, т.е. его взаимосвязи и взаимовлияния, а также факторы, его обусловливающие.

3. Рассмотрение с опорой на избранный методологический подход. Выделяемая структура изучаемого феномена.

4. Сущность, природа данного феномена. Имеющиеся в литературе определения данного явления; разнообразие в его понимании.

5. Закономерности, которым подчиняется явление.

Обнаруженные Вами в ходе такого анализа малоизучаемые вопросы, противоречивость теоретических представлений различных авторов, противоречия в имеющихся эмпирических данных и т.п. создают предпосылки для формулирования научной проблемы и для обоснования целей дальнейшего эмпирического исследования.

 

Заключение.

Заключение должно содержать общую оценку результатов проделанной работы, т.е. ее теоретической частей. По своему содержанию заключение обычно «симметрично» введению, т.е. в нем Вы еще раз как бы напоминаете смысл и содержание выполненной работы, определяет ее место среди других направлений психологических исследований и психологической практики. В заключении намечаются пути и цели дальнейших исследований и подчеркиваются практические рекомендации (если есть).

Обязательная часть заключения – это выводы. Выводы являются наиболее важной частью всей работы. Они подводят итог исследования, показывая, насколько Вы способны обобщить полученные результаты, обосновать свои обобщения с позиции избранной теоретической концепции, связать их с уже имеющимися аналогичными результатами других исследователей. Общее число выводов не должно превышать 5-7.

В случае прикладного характера исследования выводы дополняются практическими рекомендациями, они должны быть адресными (т.е. предназначаться конкретным специалистам в той области общественной практики).

Список использованной литературы

Список литературы  включает все работы, рассмотренные в литературном обзоре по теме. Список литературы в реферативной работе должен включать не менее 5 наименований.

При составлении списка использованной литературы следует придерживаться библиографических норм описания (образцы см. ниже).

В любом случае (нумерованный список или нет) источники располагаются по алфавиту фамилий авторов, а при их отсутствии – по названию книги. Фамилии и инициалы редакторов научных сборников отделяются от названия одной косой чертой. Если приводится статья из журнала или сборника, то название журнала (сборника) обязательно приводится после двух косых черт.

Сначала приводятся работы, опубликованные на русском языке, затем – на иностранных языках (если есть).

Кроме печатных публикаций в список литературы могут быть включены и рукописи, в том числе дипломные и диссертационные работы. На все помещенные в список литературы источники должны быть ссылки в тексте.

Образцы библиографического описания литературы:

1. Книга под фамилией автора.  Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М., 2001.

2. Книга под заглавием. Конфликтология. / Под ред. А.С. Кармина. – СПб., 1999.

3. Статья из журнала. Лозовцева В.Н. Роль учителя в преодолении конфликтов между подростками – одноклассниками // Вопросы психологии, 1986. - №1. – С.4-8.

4. Статья из сборника. Фестингер Л. Введение в теорию диссонанса // Современная зарубежная социальная психология: Тексты. - М., 1984. - С. 97-110.

5. Произведение из собрания сочинений. Выготский Л. С. Проблема возраста // Собр. соч.: В 6 т. - М., 1994. - Т.4: Детская психология. - С. 248-265.

6. Автореферат диссертации. Гозман Л. Я. Теоретические предпосылки и методы эмпирического исследования межличностной аттракции: Автореф. дис. … канд. психол. наук. - Л., 1983. - 21 с.

 

Правила цитирования литературы.

1. Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в которой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания. Обязательно указание номеров страниц в источнике.

2. Цитирование должно быть полным, без произвольного сокращения цитируемого фрагмента и без искажения смысла. Пропуск второстепенных слов обозначается многоточием. Если Вы, приводя цитату, выделяете в ней какие-то слова, важные для Вашего текста, то после выделения вы сообщаете в скобках об этом вмешательстве: (курсив мой. Д.Б.), (подчеркнуто мною. Д.Б.). Инициалы при этом означают первую букву Вашего имени и первую букву Вашей фамилии.

Каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, библиографическое описание которого приводится в соответствии с требованиями библиографических стандартов.

 

Оформление приложения

Приложение оформляется как продолжение реферата. Каждое приложение начинается с новой страницы; в правом верхнем углу пишется слово «Приложение», а затем – тематический заголовок. Если имеется несколько приложений, то они последовательно нумеруются арабскими цифрами, например: «Приложение 1», «Приложение 2» и т. д. Иллюстративный материал, помещенный в приложении, нумеруется арабскими цифрами в пределах каждого приложения, например: «рис. П.3.2.» (второй рисунок третьего приложения).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: