Тема 3. Патологическое развитие индивидуальности (2 часа)

ТЕМЫ, ВЫНОСИМЫЕ НА САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ

Б.3.25 «Дифференциальная психология»

Направление подготовки «Психология»

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

 

 

Утверждено на заседании кафедры «____» ___________2012 г., протокол № __



Раздел 1. Индивидуально-психологические различия между людьми

Тема 1. Введение в дифференциальную психологию:

 Современные исследования индивидуально-психологических различий

(1 час)

Форма организации: другое (конспектирование материалов, опубликованных в специализированных периодических изданиях).

 

Задания для подготовки:

1. Познакомьтесь с научными исследованиями по дифференциальной психологии, опубликованными в ведущих периодических изданиях по психологии (н-р, «Вопросы психологии», «Психологическая наука и образование», «Вестник МГУ. Серия 14» и др.) за последние 5 лет.

2. Подготовьте библиографию по дифференциально-психологической проблематике.

3. Законспектируйте одну из статей (на Ваш выбор).

 

Тема 2. Индивидуальность как системное образование (2 часа)

 

Форма организации: контрольная работа (письменное выполнение практического задания).

 

Вопросы для теоретической подготовки:

1. Понятие «индивидуальность» в психологической науке;

2. Современные подходы к определению структуры индивидуальности:

- концепция Б.Г. Ананьева;

- теория интегральной индивидуальности В.С. Мерлина;

- подход Э.А. Голубевой;

- специальная теория индивидуальности В.М. Русалова;

- представление о структуре индивидуальности М.К. Тутушкиной.

Практическое задание:

На основании теоретического анализа литературных источников выделите наиболее полную, адекватную и научно обоснованную концепцию, раскрывающую структуру индивидуальности. При обосновании собственной точки зрения рекомендуется акцентировать внимание на следующих моментах:

§ определение понятия индивидуальности в данной концепции;

§ методологические положения на основании которых построена концепция;

§ уровни в структуре индивидуальности и входящие в них свойства;

§ системообразующее свойство индивидуальности, согласно данной концепции;

§ особенности данной концепции, отличающие ее от других рядоположенных;

§ сильные и слабые стороны подхода;

§ Ваши предложения по модификации представленной концепции (если есть).

 

Основная литература

1.  Ахвердова, О.А. Дифференциальная психология: теорет. и приклад. аспекты исслед. интеграл. индивидуальности: Учеб. пособие для студентов вузов / О.А. Ахвердова, Н.Н. Волоскова, Т.В. Белых. - СПб.: Речь, 2004. - 168 с. С. 21-24, 33-47.

2. Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2004. - 701 с. С.209-221.

3. Либин, А.В. Дифференциальная психология на пересечении европейских, российских и американских традиций: учеб. пособие для студентов вузов / А.В. Либин; ред. Н.В. Крылова. - 3-е изд., испр. - М.: Смысл. Академия, 2004. С. 45-58.

4. Практическая психология / Под ред. М.К. Тутушкиной. – М., 1997. С.24-29.

5. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов н/Д, 2002. С. 264-269.

 

Дополнительная литература

 

1. Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы современного человекознания. – М., 1996. С. 337-367.

2. Егорова, М.С. Психология индивидуальных различий. - М., 1997. - С. - 13-27.

3. Мерлин, В.С. Психология индивидуальности. – М., 1996. С. 20-131

 

Рубежный контроль 1.

 

Раздел 1. Индивидуально-психологические различия между людьми

Форма организации: контрольная работа (4 часа).

 

Вопросы для теоретической подготовки:

 

1. Основные свойства индивидуальности – темперамент.

Подходы к исследованию темперамента в отечественной и зарубежной науке. Группы теорий темперамента. Гуморальные теории Гиппократа, Галена, И. Канта, В. Вундта, И.П.Павлова. Конституциональная гипотеза. Конституциональные теории Э. Кречмера, У. Шелдона. Критика конституциональных теорий темперамента. Психологические теории Я. Стреляу, Б.М. Теплова, В.Д. Небылицына, В.С. Мерлина, В.М. Русалова, В.В. Белоуса.

2. Характер в структуре индивидуальности

Попытки построения типологий характера в психологии (Э. Фромм, К. Юнг, Э. Лоуэн, Э. Шостром, А.Ф. Лазурский, Б.С. Братусь, типология психосоциотипов, сенсорная и психогеометрическая типологии и др.). Клинико-экзистенцианальный подход М.Е. Бурно и П.К. Волкова. Типологии акцентуации личности и характера (К. Леонгард, А.Е. Личко).

3. Проблема способностей и интеллекта в дифференциальной психологии

Понятие и основные характеристики способностей как индивидуально-психологических особенностей человека. Качественная характеристика способностей: общие и специальные способности. Количественная характеристика способностей: репродуктивный, творческий уровни, талант, гениальность.

Основные понятия: темперамент, гуморальные теории, конституциональные теории, психологические теории, индивидуальный стиль деятельности;       

характер, психосоциотип, психогеометрия, акцентуация характера, психопатия;

способности, задатки, обучаемость, креативность, интеллект, мудрость, гениальность.

 

 

Раздел 2. Групповые и личностные различия между людьми

Тема 3. Патологическое развитие индивидуальности (2 часа)

Форма организации: коллоквиум.

Вопросы для теоретической подготовки:

1. Формы индивидуальной дезадаптации:

а)когнитивно-эмоциональные девиации;

б) психосоматические расстройства;

в) патология стилей жизни.

2. Проблема личностных деформации:

а) предпосылки личностных деформаций;

б) аномалии личности и антисоциальное поведение.

3. Механизмы образования патологических черт.

4. Механизмы целевой регуляции деятельности в норме и при аномальном развитии.

Практические задания:

1. Сформулируйте 5-7 проблемных вопросов по изучаемой теме.

2. Представьте графические соотношение понятий «цель», «потребность», «мотив», «значение», «культура», «личностный смысл»

3. Приведите конкретные примеры феномена «сдвига мотива на цель»

 

Основная литература

1.  Либин, А.В. Дифференциальная психология на пересечении европейских, российских и американских традиций: учеб. пособие для студентов вузов / А.В. Либин; ред. Н.В. Крылова. - 3-е изд., испр. - М.: Смысл. Академия, 2004. С. 321-339.

2.  Братусь, Б.С. Аномалии личности. - М., 1988. С. 175-223.

 

Дополнительная литература

1. Бурачук, Л.Ф., Коржова, Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. - М., 1998. С. 61-72.

2. Психология индивидуальных различий: Хрестоматия /Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б. - М., 2000.

3. Рыбалко, Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. – СПб., 2001. С. 78-90.

4. Хьел, Л., Зиглер, Д. Теории личности. - СПб., 1997. С. 253-267.

 

Рубежный контроль 2.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: