Новые медиа и практики «культуры участия» (participatory culture)

 

· Рецепция продуктов популярной культуры (блокбастеров, сериалов, музыки) в различных формах пользовательского творчества (видеоролики, мемы, группы и паблики в социальных сетях, фандомы)

 

· Культура коммуникации сетевых сообществ (городские/локальные группы; сообщества, посвященные историческому прошлому; флешмобы). Последний сюжет мне особенно интересен, потому что тема моей собственной кандидатской диссертации, над которой я продолжаю работать, связана с культурой коммуникации локальных сетевых сообществ (прежде всего, городских групп в социальных сетях).

 

Что касается конкретных тем, то пока под моим руководством была защищена лишь одна диссертация – «Сценические интерпретации европейского авторского кино в трилогии Гоголь-центра («Братья», «Идиоты» и «Без страха»)».

 

 

Темы конкурсных и 8-кредитных работ 2015-2016 года, которые были написаны под моим руководством (и в перспективе могли бы быть темами диссертаций):

«Репрезентации народов Крайнего Севера в советском и постсоветском кино»,

«Колониальный дискурс в кинематографе первой пятилетки»,

 «Репрезентации провинциального пространства в российском игровом кино 2000-2010-х»,

«Образы «народа» и «власти» в современном российском кино: конструирование культурной дистанции»,

«Женские образы в советских «истернах».

 

Тема, по которой я сам защитил магистерскую диссертацию во ВШЕК в 2011 году – «Репрезентация этнокультурных «других» в советском неигровом кино 1920-30-х годов».

 


Ксения Ельцова

 

Приблизительные темы для научного руководства

 

· Репрезентации стиля жизни различных социальных групп в современной российской медиа-культуре.

 

· Медиа-репрезентации (проблем) социального неравенства в современном российском обществе.

 

· Медиа-репрезентации городского пространства.

 

· Мода как социальная практика конструирования социально-групповой и индивидуальной идентичности.

 

· Образ профессионального ученого (академического исследователя) в современной российской культуре.

 


Любовь Артемьева

Дорогие друзья!

Сейчас перед вами стоит сложная задача – выбрать дисциплинарную область и те исследовательские проблемы, которыми вы будете заниматься. В идеале ваш собственный исследовательский проект должен соответствовать основным правилам создания магистерской работы, обладать научной новизной и актуальностью, т.е. быть интересным для научного сообщества, а для вас ‑ быть основанным на вашей увлеченности материалом или на интересе к новым для вас явлениям.

                          

Моя исследовательская работа охватывает следующие дисциплинарные области:

1. история культуры XX века;

2. история искусства XX века;

3. теория и философия визуальных образов различных типов;

4. социология искусства и кино, а именно:

5. изучение зрительской аудитории и адресованных ей арт-объектов и кинолент,

6. изучение арт-институций и специфики их функционирования.

В разделе 1 я предлагаю вам круг исследовательских проблем в этих областях, руководить и участвовать в работе над которыми мне будет интересно, 

далее в разделе 2 в качестве примеров указаны темы защищавшихся ранее во ВШЕК дипломных и магистерских работ. Пожалуйста, обратите внимание, что приведенные ниже проблемные комплексы предполагают работу с различными типами источников: искусство, фотография, кино, образы массовой культуры.

 

Раздел 1. Круг исследовательских проблем:

- Визуальные образы и исследование их восприятия

- Восприятие визуальных образов: основные концепции и метафоры визуального в современной культуре, в научном знании. Эксперименты с образами и зрительским восприятием в искусстве, в кино арт-хауса, интернете и т.д.

 

- Исследование практик искусства XX-XXI вв.

- Специфика образов и бытования современного искусства, проблемы завершения истории современного искусства. Создание новых проектов, находящихся на границе масс-медиа, интернета и других электронных форм передачи информации, и их влияние на восприятие зрителя.

- Современное восприятие и трактовка в истории искусства и в арт-критике широко известных образов классического искусства, например картин итальянского возрождения, работ художников русского авангарда и др., их представление в популярных программах и кинофильмах.

 

- Исследования города в социологии и истории

- Изучение процессов формирования облика современного города, включая архитектуру, реставрацию, их историческое и современное восприятие.

- Город в фотографии и кино.

- Город, городские путешествия, индустрия туризма.

- Современные проекты по преобразованию города: арт-центры, реставрация промышленных зон и др., архитектурные новации и стили проектов.

- Создание новых эстетических пространств, структурирующих и трансформирующих город, изменяющих представления о качестве жизни в обществе.

- Городская архитектура и публичные пространства в городе 2000-х: музеи современного искусства и организация коммуникации в городе.

- Реконструкция современной Москвы: использование построек и пространств советского времени.

 

- Социология и антропология визуальных образов

- Теории и образы, представляющие общество эпохи глобализации.

- Проблемы идентификации (социальной, национальной, гендерной) в современном обществе и в истории. Их отражение в искусстве, кино, архитектуре.

- Семантика образов массовой культуры. Образы как образцы самоидентификации и социальных действий.

- Теории, осмысляющие перевороты в стратегиях восприятия. Образы и бытование фотографии, кино, электронных средств информации (интернет, мобильный телефон и т.д.).

- Представления о теле, облике человека на материале искусства, фотографии, модных журналов, кино.

Раздел 2. Примеры тем дипломных и магистерских работ:

- Визуальные образы и исследование их восприятия:

- Феномен Ларса фон Триера: зрительское восприятие и стратегии самореализации.

- Пространство в кинематографе Вима Вендерса: опыт культурного анализа.

- Проблема «зрения» в современном европейском интеллектуальном кинематографе (на материале фильмов Ларса фон Триера).

- Исследование практик искусства XIX-XX вв.

  - Философские и эстетические практики русского символизма:

феноменологический анализ.

- Проблема репрезентации реальности в творчестве М. Шагала первой трети ХХ века.

 

- Территория актуальности. К вопросу об идентификации современного искусства.

- Артрынок как модель (отражение) постсоветского общества.

- «Новые дикие» Германии как феномен культуры ХХ века.

- Проблема примитивизма в русском искусстве начала ХХ века.

- «Сакральное» в художественной культуре ХХ века.

- Художник и институции современного искусства в России конца ХХ века.

- Фигура художника в современном российском арт-сообществе (на примере А. Бартенева).

- Российский пластический перформанс 2000-х гг.: история и социальные практики.

- Специфика бытования неофициального русского искусства в 1970-е - 1980-е гг.

- Саморепрезентация художественного сообщества в России 2000-х годов: группа «Escape».

 

- Исследования города и туризма в социологии и истории культуры:

- Образ Германии на российском телевидении (передачи о путешествиях).

- Современные мифологии города в “ альтернативных” путеводителях.

- Центры искусства и культуры в современном городе: организация публичного пространства и общественный резонанс.

- Действующие монастыри Москвы (социо-культурная ситуация).

- Особенности культурной реинтерпретации русской усадьбы в последней трети XIX - начале XX веков.

- Социокультурное пространство города: Москва 1990-х годов.

- Конструирование «других» культур: страноведческие передачи на российском телевидении.

- Образ города в современной культуре (Барселона, Мадрид, Лиссабон).

- Образ города в виртуальном пространстве (на материале русских и немецких Интернет-сайтов).

- Промышленная архитектура в современной городской среде: проблема адаптации.

- Новостройки в советских визуальных дискурсах 1960-х годов.

- Городской текст и культурная память: московская архитектура 1960-х годов.

 

- Социология и антропология визуальных образов:

- Человек в современной фотографии: возможность культурно-антропологического подхода.

- Семейный альбом в культуре Серебряного века: поэтика фотографии.

- Образы телесности в европейской культуре 1990-х годов.

- Феномен лица в культуре ХХ века (на материале фотографии).

- Антропологическая реальность в современном американском кинематографе.

- Советская военная фотография как социокультурный феномен.

- Изучение образов массовой культуры:

- Глянцевый журнал как артефакт современной визуальной культуры.

- Комиксы 1980-х – 1990-х годов: трансформация жанра.

- Семантика товарных знаков и логотипов в России 1990-х годов.

- Конструирование «общественного человека» в российской социальной рекламе 2000-х годов.

- Представление жизни «звезды» в популярных журналах.

- Антиреклама в Интернете: специфика бытования.

 

- Проблемы социальной, национальной, гендерной идентификации в современном обществе:

- Способы конструирования национальной идентичности в музеях провинции Квебек.

- Конструирование «других» культур: страноведческие передачи на российском телевидении.

 

 


Татьяна Дашкова

- Дорогие друзья!

- Я, как и мои коллеги, считаю, что магистерская диссертация в нашем институте должна быть работой исследовательской и творческой - т. е. написание развернутого реферата, даже качественно выполненного, на диссертацию не тянет. Поэтому мы все придаем столь большое значение постановке проблемы и формулировке темы: интересный и нетривиальный разворот темы не только даст вам возможность написать текст, обладающий научной новизной и актуальностью, но и в течение долгого времени получать удовольствие от самого процесса исследовательской работы.

- Ниже я перечислю большие тематические области, которые являются приоритетными в моей научной работе - поэтому темы в рамках этих областей предпочтительнее для руководства - и ряды проблем, связанных с этими темами. Все они напрямую стыкуются с моими сегодняшними научными интересами, поэтому именно на этом исследовательском пространстве мы можем быть друг другу максимально полезны. Из наиболее предпочтительных областей – кинематограф и периодическая печать. А также, повседневность - как «реальная» (т.е. историко-культурная реконструкция того, что (предположительно) «было»), так и ее репрезентации в фильмах, журнала, литературе и пр. Могу также руководить темами, связанными с литературой, театром, телевидением.

- Но это, разумеется, не значит, что я не возьму для руководства тему, не связанную с тематикой моих нынешних научных интересов! Кроме того, тематически «далекая» работа может быть методологически «близкой». Из методологических разворотов мне особенно близки визуальные, культурные и гендерные исследования, различные подходы к анализу повседневности и телесности – на различном историко-культурном материале. Здесь, «ключевыми словами» для определения моих интересов будем считать понятия «советское», «визуальное», «идеология», «телесность», «повседневность».

-

- Кино. Документальное/художественное, проблема достоверности, фальсификации, идеологической ангажированности.

- Конструирование кинематографической «реальности» и факторы, влияющие на ее «конструирование»: исторические события, политическая конъюнктура, визуальные каноны, стереотипы восприятия и др.

- Кино и идеология: политическая, моральная, изобразительная цензура; идеология жанров, типы персонажей, «доминирующие» и «отсутствующие» жанры в разные исторические периоды. Визуальные табу.

- Варианты тем:

- Конструирование «реальности» в советских кинокомедиях 1930-х годов (в военных фильмах 40-х, в «оттепельной» киноповести 60-х, в производственной драме 70-х, в перестроечном кинематографе и пр.)

- Идеология советского жанрового кинематографа (на примере «милицейского фильма», … кинофантастики, приключенческого фильма и пр.)

- Способы ухода от цензурных запретов в позднесоветском кинематографе («эзопов язык», авторская кинофантастика, историческое кино и пр.).

- Проблемы кинорепрезентации – т.е. как в (советском) кинематографе изображались/были представлены те или иные социальные, культурные, бытовые практики: труд, отдых, праздники, мода, спорт, бытовые процедуры, городская жизнь.

- Фильм как историко-культурный источник. «Реальная повседневность» и «образы повседневности» в кино. «Знаковая» и «незнаковая» повседневность. Работа с «советской повседневностью» в постсоветском кино.

- Варианты тем:

- Репрезентация труда (отдыха, …моды, спорта… быта …) в советском кинематографе 1930-х гг (40-х, 60-х…)

- Рождение повседневности в «оттепельном» кино (Л.Кулиджанов, А.Михалков-Кончаловский, М.Хуциев, К.Муратова…)

- Конструирование советской повседневности в современных ретро-фильмах (ретро-сериалах)

-

- «Нерепрезентативное» в кино – проблема времени и пространства в фильме, «атмосфера», ритм, музыка, звуковое пространство, цвет/его отсутствие и пр. Проблема «фотогении». Телесные проявления – актерская внешность, жесты, позы, взаимодействие «в кадре», умение/неумение вести себя, способы показа любовных/эротических сцен – и их культурная/идеологическая/моральная обусловленность.

- Варианты тем:

- Смыслообразующая роль времени в фильмах А.Тарковского (А.Сокурова, А.Германа)

- Лицо актера как элемент киноповествования (И.Бергман, А.Куросава, М.Антониони, А.Тарковский).

- «Эротические сцены» в советских фильмах 30-х (60-х,…90-х, 2000-х): опыт описания.

-

- Зарубежное кино на советском пространстве – «трофейные фильмы», «адаптация» иностранных фильмов для советского зрителя (пререозвучивание, сокращение/перемонтаж, вырезание «идеологически чуждых» сцен, нецветное копирование, временное запаздывание проката на 5-10 лет и пр.). «Образы Запада», полученные через кино, знаковые персонажи и их культурное бытование (Тарзан, Фантомас, Анжелика…). Наши (советские), снимающие про «гнилой/дикий Запад» и наши, играющие иностранцев. Современное зарубежное кино и его восприятие. Проблема культовости: фильмы, персонажи/актеры, сопутствующие культурные практики («коллекционные издания» на ДВД, фанатские сайты и ритуалы, циркулирование фрагментов в Интернете, переозвучка и перемонтаж и пр.). Сравнение жанровых стереотипов в советском и зарубежном кино. Предпочтительные (для меня) жанры: фантастика, фильм ужасов, мистический триллер: собственно кинематографические способы и приемы создания фантастического, ужасного, мистического. Проблема и значение спецэффектов.

- Варианты тем:

- «Адаптация» зарубежных фильмов в советском кинопрокате 40-х годов (60-х, 70-х).

- Репрезентация «заграницы» в советском кинематографе 70-х (30-х, 40-х, 80-х…)

- Идеология советской и американской кинофантастики (детектива, фильма-катастрофы…) 70-х (30-х, 60-х).

- Советское кино и проблема культовости.

- Рецепция советского (современного российского,…голливудского, европейского…) кинематографа в современных СМИ

-

- Журналы (периодическая печать): советские (предпочтительнее), постсоветские, зарубежные в различные исторические периоды – их сравнение. Типы изданий: (советские) общественно-политические журналы, научно-популярные журналы, «женские» журналы, журналы мод, детские журналы, современный «глянец», «желтая пресса» и пр. Понятие формата. Конструирование читателя. Связь текста и изображения в пространстве журнала.

- Роль визуального материала в пространстве журнала. Типы газетных или журнальных изображений. Фотографии, рисунки, карикатуры, коллажи. Журнальная реклама. Способы репрезентации мужского и женского тела: «советского», «постсоветского», «западного», «восточного», «идеального»/»требующего улучшения» и пр. Ситуации показа. Функция подписей к изображениям. Роль ретуши (раньше) и фотошопа (сейчас). Изобразительные каноны в журнальной фотографии в различные исторические периоды.

- Варианты тем:

- Типология женских образов (мужских образов, сравнение тех и других) в советской журнальной фотографии 30-х годов (50-х, 80-х).

- «Конструирование читательницы» в советских женских журналах 20-х (30-х, 50-х…): вербальный и визуальный аспекты

- Функции журнальной рекламы в период всеобщего дефицита (на материале журналов 30-х,… 60-х, 90-х)

- Модная индустрия и «телесный диктат» в современных глянцевых журналах (журналах о здоровье).

- Конструирование «события» в желтой прессе

-

- Примеры тематически близких работ дипломников/магистрантов ИЕКа/ВШЕКа:

- Лицо поколения. Типология красоты в западной моде 1960 годов.

- Легенды о короле Артуре: трансформация образов в массовой культуре последней трети ХХ века.

- Образ иностранца в литературе для детей советского периода.

- Образ Европы в кинематографе 1990-х годов.

- Модели и маркеры идентичности в прозе Бориса Поплавского.

- Создание образа элитарного театра(на примере театра "Школа драматического искусства" А. Васильева).

- Семейный альбом в культуре Серебряного века: поэтика фотографии.

- Представление картины мира в учебниках иностранного языка.

- Человек в современной фотографии: возможность культурно-антропологического подхода.

- “Метафорический” театр Э. Някрошюса как художественная целостность.

- Глянцевый журнал как артефакт современной визуальной культуры.

- Образы телесности в европейской культуре 1990-х годов.

- Личная фотография как “техника себя”.

- Жилой интерьер “обеспеченного человека”: проблемы самоидентификации в России 1990-х гг.

- Комиксы 1980-1990 годов. Трансформация жанра.

- Стратегии авторского успеха в русской литературе второй половины 19 века (на примере Е.Л. Маркова)

- Радиореклама в российской массовой культуре 2000-х годов: фигура слушателя.

- Представление жизни “звезды” в популярных журналах

- Принципы описания «страны» в научно-популярной периодике (на материалах журналов “Вокруг света” и “Гео”)

- Репрезентация будущего в фантастическом кино 1980-2000 гг.

- “Sex and the City”: социокультурный анализ телесериала и его рецепции в России

- Образ деревни в послевоенной детской литературе: литературная конструкция и социальный контекст

- Советское телевидение 60-х - 80-х гг.: структурирование "жизненного мира"

- Режиссерские работы Р. Литвиновой и проблема «женского взгляда»

- Конструирование и рецепция «страшного» в фильмах ужасов.

- Театр как антропологический проект: способы конструирования фигуры зрителя (на материале г. Москвы)

- Новостройки в советских визуальных дискурсах 1960-х годов

- Особенности описания советской моды (по материалам рубрики «Моды» журнала «Огонек» в 1955-1965 годах)

- Формирование идеологии куклы в советской культуре 1930-х годов

- Ностальгический дискурс о советском прошлом на российских тематических интернет-сайтах 2000-х годов

- Репрезентация этнокультурных «других» в советском этнографическом кино 1920-1930-х годов


Константин Цимбаев

 

Дорогие коллеги,

я бы хотел предложить Вам тему для курсовой работы – пожалуй, только одну, но с довольно широкими возможностями.

Тема в самом общем виде:

 

Юбилейная культура в России.

 

Содержательно:

основные периоды, которые мне кажутся наиболее интересными – рубеж XIX-XX и XX-XXI вв.

Т.е. это или поздняя императорская Россия и, в основном, начало ХХ в., перед Первой мировой войной. Это период настоящей юбилейной лихорадки, апофеоз которой – Столетие Отечественной войны и, особенно, Бородина в 1912 г. и 300-летие дома Романовых в 1913 г.

Или Россия постсоветская, причем основной всплеск юбилейной волны наблюдается, на мой взгляд, во второй половине 1990-х – первой половине 2000-х гг. (Но возможно, Вы придете к иным выводам, если займетесь этой темой.)

Советскими юбилеями я не занимался (и, признаться, не знаю, кто бы этим целенаправленно занимался, т.е. не в рамках общего изучения советской праздничной культуры), но это не значит, что тема неинтересная, напротив – полный простор творчества:)

 

Методологически речь идет о коллективной исторической памяти, причем о целенаправленном формировании этой самой коллективной памяти. Как мне представляется, в данные эпохи в России именно юбилеи получают особую функциональную нагрузку, оказываясь наиболее удобным инструментом насаждения той или иной идеологии в массовом общественном сознании. При этом важнейшая особенность именно российских юбилеев – инициатором и организатором большинства важнейших юбилеев выступает государство.

Соответственно, задачей любой потенциальной работы становится: на первом этапе – поиск самих юбилеев, т.е. что, когда, где, каким образом и насколько широко отмечалось. Мои базы данных обширны, но, конечно, неполны – особенно если речь идет не о Москве и Петербурге: юбилейные торжества вне столиц в любые эпохи и по любым поводам изучены существенно слабее и у Вас тут, опять же, максимальный простор.

И во-вторых, анализ материала: прежде всего, кто, зачем, с какой целью и что именно отмечает – почему те или иные даты и события, и почему порой не иные.

Т.е. проблематика конструирования реальности; вопрос о множественности исторических реальностей; изучение "мест памяти" и их трансформации во времени; проблема селекции мест памяти, событий, личностей; попытки организаторов через юбилейные мероприятия целенаправленно воздействовать на формирование или изменение коллективной памяти; юбилеи как инструмент актуально-политической борьбы и т.д. – всё это присутствует и в самих реалиях, и подразумевается в исследовательской работе. Как самый яркий пример последнего времени – выставка в Манеже к 400-летию династии Романовых.

 

Присоединяюсь к коллегам в требовании самостоятельности Вашей работы: компиляции и пересказа быть не должно, описание не должно превалировать над исследовательским анализом. В качестве источника должна использоваться не научная литература, а именно первоисточники: описания самих юбилеев – репортажи (газетные, ТВ, интернет), отчеты (то же + кино, журналы), визуальные источники – фотографии, открытки, зарисовки, карикатуры, материальные – памятники, игрушки, напитки, еда и т.д., архитектурные и пр. Если есть возможность – документы: материалы оргкомитетов, полицейские отчеты; мемуары…

 

Я совсем не склонен писать работу за студентов; но своими материалами готов делиться, равно как и методологической и практической литературой.

Поскольку в рамках научного семинара ВШЕК в этом уч.году предварительно планируется мое выступление примерно на эту тему, то вполне готов допустить идею нашего совместного доклада, или даже Вашего без меня, если Вы найдете достаточно интересного материала.

 

Конкретные темы, как именно могла бы называться Ваша работа, я специально не формулирую, возможности очень широкие. Это может быть и один из этих двух (для меня важнейших) периодов, и любые хронологические рамки советской эпохи; равно как и сравнение тех или иных аспектов в начале XX и XXI вв.

Как примеры возможностей, просто ключевыми словами:

Практика визуальной репрезентации в юбилейных церемониях …(такого-то периода).

Юбилей …(такого-то события) (или в городе N) как часть общероссийского юбилея.

Медиальные средства юбилейных кампаний.

Политические цели юбилейных кампаний.

Проблема массовости; восприятия реципиентами идеологического послания организаторов.

 

Или любые конкретные события, взятые отдельно: например, 10-летие СНГ, 20-летие Конституции РФ и т.д. – на широком общественно-политическом фоне.

 

В принципе, на юбилеях можно не зацикливаться, если Вас интересует праздничная культуры в широком понимании, это тоже вполне обсуждаемо, но об этом нужно говорить особо.

 

И тоже отдельный сюжет – если Вас интересуют юбилеи в Германии начала XX века – и там это тоже период т.н. "юбилеемании". Они интересны и сами по себе, и в сравнении с российскими. Как пример – 100-летие Лейпцигской битвы народов в 1913 г. Тут важно знание немецкого и тоже нужно обсуждать особо.

 

Успехов любом случае!:)

 


 Валерия Косякова

 

В качестве руководства меня интересует широкое направление междисциплинарных исследований, связанных с:

 

1. Теорией искусства и культуры XX-XXI вв.: от модерна к постмодерну.

2. Анализом визуальных текстов культуры.

Более специфические направления:

1. Интеллектуальная история искусства (искусство как история идей).

а. Техники и технологии визуального;

     б. Реальное и иллюзорное: оптика визуального.

 

2. Репрезентация власти в текстах культуры.

а. Утопическое, фантастическое, фантазматическое, апокалиптическое в культуре;

б. Официальные и маргинальные дискурсы.

 

3. Теории и практики modern art / contemporary art.

Современные музейные практики.

 

Исследовательский материал: кинематограф, живопись, иллюстрация, инсталляции, скульптура, городское пространство, арт-объекты, перфоманс, шоу, флешмоб, акция, современные и сверхсовременные формы и виды художественной активности в контексте актуальной теоретической мысли.

Более специфические направления, связанные с литературой:

 

1. Нарратологический анализ художественных текстов.

а. Теория литературы в XX-XXI вв.: формализм, семиотика, структурализм, постструктурализм.

 


Евгений Савицкий

Возможные исследовательские темы:

Актуальные теоретические дискуссии в исследованиях культуры, их социальные, культурные, политические импликации, их значение для практики научных исследований.

Имперские, колониальные и постколониальные аспекты культуры XIX-XXI вв., что включает в себя, среди прочего, способы репрезентации мигрантов, имперского прошлого, геноцидов, географических открытий; ориентализм, этнографическое воображение, колонизацию природы и мн.др.

Медиевализм, т.е. актуальные образы Средневековья в современной культуре.

 


[1]         В антропологии так называются представления примитивных народов о мироздании;
в науковедении так стали называть системы с функциями теоретических, которые создают для себя сами представители непрофессионально академических локальных сообществ – DIY-панки, футбольные фанаты или даже ходящие в турпоходы физики и романтические музыковеды.

[2]         Возможные темы, предложенные в рамках данных направлений, не исчерпывают, разумеется, всей широты их тематического репертуара, а отражают мои собственные интересы. Поэтому приведенные формулировки не стоит воспринимать в качестве буквальных тем для магистерских работ, а лишь как отправные пункты для собственных размышлений.










Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: