Синтетические неорганические пигменты

Данные пигменты не встречаются в естественной среде, а производятся промышленным способом. В настоящее время существует большое количество новых оксидов различных металлов, включая титанаты никеля и кобалъто-никелиевые смеси.

 

Белила. Белила свинцовые (основной свинцовый карбонат) были впервые получены в IV веке до нашей эры. Существуют ограничения в их использовании из-за высокой токсичности. Белила цинковые (оксид цинка) впервые получены в 1834 году, белила титановые (диоксид титана) — в 1918 году.

 

Желтые и красные. Неаполитанская желтая (антимонат свинца) впервые получена в XVIII веке: в настоящее время широко используются ее заменители. Обогащенные фракции свинцовых хроматов (и молибдатов) давали относительно дешевую желтую, но сейчас из-за токсичности практически не используются. Селенид и сульфид кадмия — вещества, которые применяются с 1910 года и предлагают альтернативный диапазон непрозрачных — от желтых до красных — пигментов: они относительно безопасны в использовании.

 

Синие. Железная лазурь была случайно открыта в 1704 году. В настоящее время широко используется ее синтетический органический заменитель — голубая ФЦ. Другие популярные синтетические минеральные пигменты — кобальт синий и церулеум — были впервые получены в XIX веке.

 

Зеленые. Кобальт зеленый представляет собой оксид кобальта, соединенный с окисью цинка. Безводный оксид хрома вместе со своим гидратированным аналогом — изумрудной зеленью — стали доступны в 1850 году.

 



Умбры.

Умбра — минеральный коричневый пигмент из глины, окрашенной о́кислами железа и марганца. По составу натуральная умбра близка к охре. Умбра устойчива к действию света и щёлочей, при нагревании темнеет. При прокаливании образуется жжёная умбра. Название происходит от названия горного региона центральной Италии Умбрия, по другим версиям — от латинского слова umbra — тень. Умбру используют в качестве пигмента ещё с доисторических времён.

Умбры бывают различных цветов, в зависимости от содержания окиси железа и силиката, например:

Умбра тёмно-зелёная — смесь из зелёных минеральных пигментов (шпинели зелёной, хромоксида зелёного) и талька.

Умбра жженая

Умбра коричневая

Умбра красная

Умбра светло-зелёная — натуральный земляной пигмент, красящие компоненты — гидраты железа с гидратами оксидов марганца и алюмосиликатами.

 



Натуральные органические пигменты.

Органическими называются пигменты, образованные из соединений углерода. Пигменты, полученные из натуральных источников, могут быть как животного, так и растительного происхождения. Многие существуют как красители — растворимые вещества; для использования в качестве пигментов они должны быть нерастворимыми. Это достигается в результате осуществления процесса, известного под названием «осаждение», где краситель осаждается на инертном пигменте или субстрате.

 

Краплак — красный пигмент растительного происхождения, по-прежнему используемый в наши дни, образуется из красителей ализарин и пурпурин (которые получаются из корня марены). Кармин, известный в Европе с середины XVI века, добывается из насекомого — тли Coccus cacti. Гуммигут — смола из дерева garcinia — как и ранее, используется в качестве пигмента для акварельных красок, несмотря на низкую светостойкость.

 

Среди традиционных, практически вышедших из употребления натуральных органических пигментов можно выделить:

индийская желтая — производилась из мочи коров, питавшихся листьями манго;

сепия — добывалась из чернильного мешка каракатицы или головоногих;

драконова кровь — красная смола из плодов пальмы ротанговой;

Mummy — битумный пигмент, когда то получаемый из телесных останков забальзамированных египетских мумий.



Добавки, используемые при изготовлении красок.

Поверхностно-активные вещества

Или ПАВ, применяются для уменьшения поверхностного натяжения на границе между пигментом и связующим или жидкой краской и основной. Действие ПАВ вызывает изменение таких характеристик, как смачивание, эмульгация (образование эмульсии), моющая способность и пенообразование. ПАВ —увлажнители — используются в акварельных, масляных и акриловых красках, способствуя рассеиванию пигмента и — особенно в акварельной технике — улучшению текучести краски.

Основным смачивателем в художественных акварельных красках является бычья желчь. В растворах содержится лишь 0.4 процента бычьей желчи, но даже ее одной капли в красках, воде или смеси для заливки бывает достаточно, чтобы существенно улучшить текучесть.

Наполнители.

Наполнители применяются для контроля интенсивности и консистенции тех красок, которые изначально — как пигменты в своем естественном состоянии — слишком интенсивны для того, чтобы использоваться в чистом виде. Наиболее типичные наполнители — осажденный мел, карбонат магния, гидроксид алюминия (для прозрачных красок), сульфат бария и каолин. Они используются в акриловых и масляных красках и, кроме того, в непрозрачной акварели — но только в том случае, если они абсолютно необходимы, так как образуют матовость и препятствуют созданию яркой прозрачной заливки.

Загустители.

Загустители применяются в масляных, акриловых и акварельных красках, чтобы придать им плотность и густоту, сделать более устойчивыми и стабильными в тубе и добиться консистенции, присущей только краскам в тубах. Некоторые пигменты в смесях с акварелью образуют слишком слабый раствор, поэтому нуждаются в добавлении загустителей. Грубые натуральные земли (пигменты) будут неизбежно выделяться из состава краски в тубе, если не добавлены загустители.



Консерванты,пластификаторы,сиккативы,поверхностно-активные вещества,наполнители,загустители.

Консерванты.

Консерванты добавляются в состав акварельных и акриловых красок и средств, чтобы не допустить образования плесени на поверхности и распространения бактерий в структуре краски.

В качестве антисептических и дезинфицирующих средств традиционно применялись камфара, тимол, эвгенол, фенол и формальдегид. Фенол и формальдегид, получившие широкое распространение в производстве акварельных красок, — чрезвычайно токсичные вещества; сейчас существуют строгие ограничения, касающиеся допустимого уровня их использования.

Пластификаторы.

Пластификаторы добавляются в связующие материалы, чтобы придать пленке краски эластичность. Наиболее часто используемый пластификатор в акварельных красках — глицерин, в более дешевых видах акварели применяется сорбит. Акварель в тубах требует большего объема глицерина по сравнению с акварелью в кюветах. Кроме того, глицерин применяется в плакатных или гуашевых красках, так как более толстой пленке краски необходима повышенная эластичность.

Сиккативы.

Сиккативы, или сушильные вещества, вводятся в состав определенных масляных красок, вспомогательных средств для масляной живописи и некоторых лаков. Как правило, они представляют собой соли свинца, кобальта или марганца.

Пигменты, высыхающие особенно медленно, подлежат модифицированию с применением сиккативов, чтобы сократить процесс их высыхания до указанного периода.

Сиккативы в основном используются во вспомогательных средствах только при работе с разбавленной краской — например, для нанесения лессировок.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: