Синтетические органические пигменты

Эта важнейшая группа пигментов представляет собой сложные соединения углерода, которые не встречаются в естественной среде, а производятся в лабораторных условиях.

 

Светостойкие синтетические органические пигменты используются с 1935 года, когда были получены голубая ФЦ и зеленая ФЦ. Они сравнительно дешевы в производстве и отличаются превосходной интенсивностью. Похожими качествами обладают и пигменты недавних разработок — Quinacridones, Isoindolinones, дисазопигменты и многие азопигменты.

 

За исключением ализарина и индиго, эти синтетические пигменты не имеют отношения к натуральным красителям. Синтетические пигменты прошлых лет, производившиеся на основе каменноугольной смолы, обладали низкой светостойкостью и были заменены пигментами из нефтяных химических продуктов; многие из них чрезвычайно светостойкие.



Цветовой индекс.

Цветовой индекс включает в себя название краски, укрывистость(прозрачность)(квадратики)

Звездочки – светостойкость

Состав пигмента

Классификационный номер в общей таблице проз-ля

Ценовую категорию



Прозрачность.

 Световые лучи, на границе двух сред, разных по плотности (газ — жидкость, газ — твердое тело), изгибаются (преломляются) под различными углами. Это качество обозначается как показатель преломления относительно воздуха. Непрозрачность краски тем больше, чем больше разница в показателях преломления пигмента и связующего. Напротив, прозрачность краски повышается по мере уменьшения разницы между показателями преломления. Хорошим примером может служить мел, показатель преломления которого составляет 1,57. Частицы мела в масле образуют беловато-серый прозрачный слой, так как показатель преломления масла равен 1,48. Показатель преломления воды значительно ниже — 1,33, и, поскольку разница между показателями преломления в данном случае заметно больше по сравнению с маслом, мел в водном клеевом растворе обладает значительно большей степенью непрозрачности и имеет хорошую кроющую способность: это качество позволяет использовать его, например, для создания грунтовки gesso.



Светостойкость. Стандарты светостойкости.

Светостойкость

Светостойкость пигмента заключается в его способности сопротивляться изменениям под воздействием солнечного света. Это свойство зависит от химической природы пигмента, его концентрации и связующего вещества, в котором он находится. Пигмент в акварельных красках менее светостойкий, чем в масляных, а следовательно, очень важно защитить акварель от воздействия прямого солнечного света.

Многие пигменты — в чистом виде чрезвычайно светостойкие — теряют это качество в смесях с белилами.

Стандарты светостойкости.

Производители высококачественных художественных красок обычно присваивают своей продукции совершенно произвольный рейтинг, но между рейтингами различных производителей можно установить некоторое соответствие. Существуют четыре стандарта качества: D4302 — для художественных масляных красок и масла с содержанием смол и алкидных красок, D5067 — для художественной акварели, D5098 — для художественных акриловых эмульсионных красок и D5724 — для гуашевых красок. Каждый из стандартов включает и показатель светостойкости. В стандартах четко оговорено количество методов тестирования. За исключением акварели, все средства испытываются на снижение интенсивности добавлением белил; образцы подвергаются воздействию измеренного потока света, источниками которого могут быть ксенон, флуоресцентная трубка или естественное дневное освещение. Степень ослабления (изменения цвета) измеряется спектро-фотометрическим методом; при этом стандарт требует сопоставления результатов двух испытательных методов. Пигментам присваиваются рейтинги I, II, III и т. д., в соответствии со степенью изменения цвета.



Характеристики акварельных пигментов (грануляция,флокуляция).

Грануляцияю

Некоторые пигменты обнаруживают в работе характеристику, обозначаемую термином «грануляция» — она заключается в создании пестрого эффекта в результате особой манеры закрепления частиц пигмента на поверхности бумаги. Две краски при нанесении на бумажную основу «ведут» себя совершенно различно и поэтому могут применяться для образования разнообразных эффектов.

Флокуляция (образование хлопьев).

Иногда отдельные частицы пигментов притягиваются друг к другу, а не рассеиваются равномерно; это создает такой же пестрый эффект, как и при явлении грануляции. Частицы пигментов группируются во впадинах на поверхности основы. Причина флокуляции обычно состоит в серии реакций электрических зарядов в самих частицах пигмента, а не тенденции более грубых пигментов быстрее оседать на поверхности основы.

Следует заметить, что эффекты зернистости, создаваемые с использованием акварели, обусловлены как объемом используемой воды (необходимым для создания определенного эффекта), так и присущими краске пигментными характеристиками.



Практическое применение гуммиарабика, глицерина и бычьей желчи.

Гуммиарабик- камедь, экстрагируемая из некоторых видов акаций. Он усиливает яркость красок и создает глянец. А так же, ускоряет процесс высыхания красочного слоя, размазывание по поверхности готовой работы создает эффект сетки мелких трещин. Если немного добавить в воду, улучшится текучесть краски, чуть больше прозрачность, усиливает блеск. Если добавить еще больше – станет гуще, плотнее, менее прозрачным. Больше делает желеобразной и скользкой. Добавление непосредственно в краски уплотняет их. Потребление приводит к растрескиванию. Четкие мазки не дают пигменту растечься.

Глицерин – замедляет процесс высыхания, помогает пигментам растворяться в воде.

Бычья желчь - при добавлении в воду улучшает текучесть и смачивающую способность красок. Краски ложатся ровно. Входит в состав акварельных красок.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: