Специализированные журналы строительной тематики на сегодняшний день занимают значительную нишу на рынке российской прессы. Более того, с каждым годом их количество неизменно растет, так же как их тиражи. Такая тенденция объясняется возросшей потребностью в информации, касающейся рынка строительства и сопутствующих услуг. Причем речь идет об информации узкопрофильного характера, то есть той информации, которая собрана в единое целое и приобретает универсальный характер. Именно потребность в детализированной информации по отдельным сегментам строительства, архитектуры и сопутствующих товаров, современных технологий, дизайна привела к бурному развитию специализированных журналов строительной тематики в России.
Особенно это стало заметно, что после преодоления экономического кризиса 1998 года, когда российская экономика начала постепенно оживляться. Стал остро чувствоваться дефицит профессиональных кадров во многих отраслях. Журналы строительной тематики в то время во многом стали выступать как «учителя», разъясняя своим читателям новые понятия, благодаря чему спрос на такие журналы существенно вырос. С каждым годом журнальная периодика пополняется новыми наименованиями журналов строительной тематики. Расширяется функциональное многообразие изданий. Появляется все больше публикаций по таким интересующим аудиторию темам, как строительство загородного дома, покупка недвижимости, дизайн интерьера и ландшафта.[18]
Основными читателями журналов строительной тематики являются руководители и топ-менеджеры строительных, ремонтных и торговых организаций, проектно-строительные организации, архитектурные мастерские, клиенты строительных фирм, дизайнеры интерьеров, производители и потребители. Это люди интересующиеся вопросами строительства, обустройства дома, загородного дома или офиса. Читательский адрес можно проиллюстрировать на примерах некоторых журналов строительной тематики.
Читательская аудитория журнала «Особняк» - мужчины и женщины от 30 лет; уровень дохода средний и выше среднего. Они уже вовлечены либо еще планируют заняться строительством и обустройством загородного жилья, а также прилегающей территории.
Читательская аудитория журнала «Строительство. Ремонт. Мебель» - это люди со средним и выше среднего уровнем достатка, планирующие реконструкцию, ремонт, дизайн интерьера своего жилья с привлечением квалифицированных специалистов. Здесь для них дается и реклама, в целом издание приобретает признаки специализированного рекламно-информационного издания.
У журнала «Идеи Вашего дома» адресатом являются читатели со средним и выше среднего уровнем достатка, планирующие реконструкцию, ремонт, дизайн интерьера своего жилья с привлечением квалифицированных специалистов.
Журнала «Vip интерьер и ремонт» ориентирован на всех, кто меняет или планирует изменить интерьер квартиры или офиса. Журнал доступен широкой аудитории с различной степенью дохода.
Принципиальным моментом здесь является то, что в журнале «Красивые дома» пишут о строительстве не так, как в журнале «Идеи вашего дома», потому что журнал «Красивые дома» ориентирован на специалистов и любителей, а журнал «Идеи вашего дома» - только на любителей, т.е. неспециалистов, думающих об обустройстве своего дома.
Проанализированный массив журналов строительной тематики («Особняк», «Строительство. Ремонт. Мебель», «Идеи Вашего дома», «Vip интерьер и ремонт», «Красивые дома», «Мир новосела») показывает, что они имеют несколько общих специфических особенностей:
1. Ориентация на человека с высоким доходом, обеспеченного, стремящегося через свой дом и его оформление доказать свою состоятельность, отстоять свой престиж; любой журнал представляет собой универсальную энциклопедию, что нужно покупать, что строить, какой интерьер должен быть. Журналы советуют, как нужно строить (с учетом мнения экспертов), где купить (адреса магазинов). В основном из журнала в журнал информация повторяется, особенно рекламная о товарах и услугах.
Например:
а) в журнале «Идеи Вашего дома» из номера в номер повторяется реклама электрических плит «Gefest». «Плиты Gefest готовить – одно удовольствие!». Салон элитных дверей и аксессуаров из Италии «Триумфальная марка» - «Двери для современного интерьера с долговечным ламинированным покрытием». Компания «AEG» - «Духовой шкаф. Автоматическое приготовление. Автоматическая очистка». [19]
б) в журнале «Мир новосела», часто публикуются материалы посвященные установке системы «Умный дом». «Что такое современный дом? Вы думаете, что это большие площади, множество комнат и высокие потолки? Нет! Современный дом – это, прежде всего технологии. Термином «умный дом» обозначаются управляющие системы, призванные обеспечить безопасность – вашу и вашего дома, создать комфортные условия для вашего проживания и сэкономить деньги». [20]
2. Глянцевый характер журналов строительной тематики отражает идеальный образ действительного положения дел, который говорит о том, что можно иметь самое лучшее, можно добиться всего, не утруждая себя. Читатель пытается идентифицировать себя с текстами и иллюстрациями журнала, не замечая при этом, что «глянцевый мир» представляет собой упрощенную, редуцированную и выхолощенную форму жизни. Акцент делается на ситуации «здесь и сейчас», и весь опыт прошлого как бы остается за кадром. Суть «глянцевой» жизненной установки — принципиальное отсутствие проблем, которые нельзя решить. Главное — позитивный и технологичный подход и целеустремленность. Весь «глянец» создает иллюзию удовлетворения желаний и победы над жизнью, максимально упрощает действительность, борясь с богатством и многообразием жизненных проявлений.
В журнале «Мир новосела» представлены авторские проекты загородных домов, что позволяет читателю представить себя обладателем такого загородного дома. В свою очередь журнал «Идеи Вашего дома» предлагает вниманию читателей каталоги товаров и услуг, которые он может представить и применить для своего дома.[21]
Потребность в получении новой информации по строительству и благоустройству дома или офиса побуждает читателей обращаться к журналам соответствующей тематики. Поэтому потребность является указанием на то, что – сегмент внутреннего мира человека, неосознанный побудитель активности, который относится к характеристике душевного мира субъекта деятельности. Например, по классификации А. Маслоу, который выделил пять уровней потребностей человека, выделим социальные потребности. Социальные потребности играют определенную роль в жизни человека и общества. Среди социальных потребностей можно выделить потребность в самоидентификации личности, потребность в защите прав и достоинств личности. Социальные потребности существуют в бесконечном многообразии форм. Потребность «для себя»: потребность самоутверждения в обществе, потребность самореализации, потребность самоидентификации, потребность иметь свое место в обществе, в коллективе.[22]
Потребности «вместе с другими» - это группа потребностей, выражающая побудительные силы многих людей или общества в целом: потребность безопасности, потребность свободы. Особенности потребностей «вместе с другими» состоят в том, что они объединяют людей для решения назревших задач. Самый уважаемый человек – это человек, обладающий богатством социальных потребностей и направляющий все усилия на удовлетворение этих потребностей. Любая потребность характеризуется направленностью на какой-либо предмет, побуждает человека к овладению этим предметом.[23]
Еще один уровень потребностей, сказывающийся на стремлении человека к чтению журналов строительной тематики - это личностные потребности. Они носят двойственный характер и чрезвычайно сложны. Во-первых, человек нуждается в самоуважении, которое часто является следствием совершенного овладения какой-либо деятельностью. Так формируется потребность в уверенности в своих силах, возможностях, способностях, знаниях, в независимости от других людей, в успехах и достижениях в работе. Во-вторых, человек нуждается в уважении со стороны других людей, в высокой оценке ими его деятельности, в признании другими его репутации, авторитета, статуса. К личностным потребностям относятся прежде всего стремление человека оценивать себя как активного субъекта жизнедеятельности, совершающего свободные выборы, и нести за них ответственность. Человек всегда стремится к саморазвитию, он воспринимает мир как пространство постоянно изменяющееся, а потому всегда новое и интересное для реализации своих возможностей.[24]
Стремящийся к самоидентификации в обществе человек реализует свои устремления в приобретении элитного жилья, престиж завоевывается и хорошим вкусом, реализованным в своем доме. Для современного человека является немаловажным то, насколько адекватно и беспристрастно его принимает современное общество.
Последней, но не по важности, хотелось бы назвать потребность любого человека в личностном росте, которая заключается в постоянном, неуклонном развитии его личностного потенциала, что относимо как в отношении мужчин, так и женщин. Определимся с понятием личностный потенциал. Это комплекс психологических свойств, дающий человеку возможность принимать решения и регулировать свое поведение, учитывая и оценивая ситуацию, но исходя, прежде всего из своих внутренних представлений и критериев. Как, например выбор мягкой мебели, она должна соответствовать внутреннему представлению о роскошной мягкой мебели в гостиную. Читатель может здраво оценить свои возможности и взять на себя ответственность именно за то, что от него реально зависит, а также планировать свою жизнь именно как свою, а не в соответствии с чужими, навязанными извне стереотипами.[25]
Таким образом, можно сделать определенные выводы: современные журналы строительной тематики освещают довольно широкий круг тем, интересующих современного читателя. В фокусе внимания этих журналов находятся вопросы, касающиеся архитектуры и строительства загородного дома, его отделки современными материалами, дизайна и интерьера. Наиболее полно в журналах отражена тема современного дома, построенного с учетом современных тенденций и представлений о престиже. Но, как правило, в них делается акцент не на естественное течение времени, а на остановке времен. Большинство изданий направлено на определенный сегмент – они создаются для тех читателей, кто обладает достаточными средствами и может позволить себе следить за основными модными тенденциями в этой области. Львиную долю в журналах строительной тематики занимают материалы, которые знакомят с дорогими проектами, дорогими материалами, дорогой мебелью и аксессуарами для дома. На периферии внимания находятся или вовсе отсутствуют вопросы, касающиеся практических вопросов читателя, ищущего ответы на практические вопросы относительно строительства, ремонта, покупки недорогих, но современных материалов.






