Типологические характеристики журналов строительной тематики

За последнее десятилетие в системе российских СМИ произошли значительные перемены, связанные с внедрением новых технологий, большей интеграцией российских СМИ, в отличие от предшествующих им советских средств массовой информации и пропаганды, в европейский рынок. Отсюда появление множества типологически новых изданий. Система российской прессы, как отмечают авторы книги «Система средств массовой информации России», «приближается к европейской, частью которой она и является. За последние десять лет резко вырос информационный компонент российских СМИ, но важнейшей частью нашей журналистики остаются аналитика, интерпретация событий, публицистика».[1]

Типология помогает понять место изданий в системе СМИ, способствует их взаимодействию, указывает место СМИ в рамках географического, информационного, экономического, социального пространства, будь то пределы России, региона или города. Типология обеспечивает наиболее эффективную реализацию информационной политики в данных условиях, помогает выработать методы общения с аудиторией.

Однако в типологической системе российских СМИ, особенно в подсистеме журнальной периодики, имеются и другие существенные отличия от американской прессы, да и от европейской тоже. Это большой типологический отряд специализированных журналов строительной тематики. Американские исследователи различных систем СМИ отметили этот феномен в советской системе прессы. Уилбур Шрамм писал: «Для человека, привыкшего к американской прессе, советские журналы во многих отношениях выглядят странно и незнакомо. Прежде всего, эти журналы - специализированные. Наши журналы, по большей части, представляют собой прессу общего направления (с другой стороны, наша журнальная пресса более многочисленна и специализированна, чем советская).[2]

Типологический феномен в нашей журнальной периодике сохраняется и в значительной степени дополняется в системе современной российской прессы. Более того, роль и значение специализированной прессы, в том числе журнальной, повышается. «Если в советское время, - пишет А.А.Грабельников, - основное место занимала партийно-политическая печать, а отраслевые, научно-популярные издания находились как бы на втором плане, то в ходе перестройки и реформ политические издания были потеснены бурно растущей информационно-коммерческой прессой, отраслевой печатью динамично развивающихся секторов рынка - строительного, нефтегазового, автомобильного и других».[3]

Начальной точкой в определении типологии журналов строительной тематики служит деление печатных изданий, предложенной Л. Реснянской, согласно которому все печатные издания можно разделить на универсальные и специализированные.

Универсальные издания строятся по модели «для всех обо всем». Это издания, реализующие все базовые функции СМИ и охватывающие все сферы общественной жизни. Специализированные издания могут иметь модели:

 – «для всех не обо всем» (тематическая);

– «не для всех не обо всем» (ограничение аудитории и тематики – профессионально-отраслевые, женские, мужские, детские).

Помимо этого Л. Реснянская выделяет издания смешанного типа, объединяющие черты универсальных и специализированных: «обо всем для единомышленников.[4]

Следует более подробно рассмотреть понятие «специализированный», так как применительно к журналам строительной тематики мы относим их к этому типу изданий.

Понятие специализированный появилось в русском языке сравнительно поздно – впервые зарегистрировано в Словаре Ушакова в 1940 г. и дает следующее толкование этому слову: «Специализированный - предназначенный для работы или использования в какой-либо одной узкой области, отрасли; имеющий специальное, особое назначение»[5]. В определении важно отметить специальное назначение, т.е. имеется в виду характер информации и предназначенность этой информации определенному контингенту читателей. Журналы строительной тематики содержат информацию о строительной отрасли и близким к ней отраслям, связанным с ней – дизайну, интерьеру, технике. Термин «специализированный» оценивается как наиболее емкий для обозначения всей совокупности периодических изданий, целевое назначение которых состоит в распространении специальной, деловой информации.[6]

Типологию журналов можно определить на основе классификации периодических изданий, предложенной А.И. Акоповым. В основу типологии положены следующие признаки: целевое назначение, читательский адрес, тематическая направленность. Называют также характер информации, способ ее изложения, указывают на формирующее значение периодичности, внутренней структуры, авторского состава[7]. При всех различиях во взглядах на типоформирующие признаки журнала имеется, однако, сходство в том, что основными признаками следует считать целевую направленность и читательский адрес.

Читательский адрес журнала понимается достаточно широко, он зависит от разных факторов: профессии, рода деятельности, специализации читателя, возраста, пола, общей культуры, эрудиции, интересов. При всем при этом по читательскому адресу журналы делят на две группы: журналы, адресованные массовому читателю, или для читателей, являющихся специалистами по профилю издания. Для обозначения журналов первой группы в теоретических работах, в официальных документах, в профессиональной литературе пользуются термином «массовые», журналы второй группы относят к «специализированным».[8]

Основываясь на данном понимании понятий массовые и специализированные журналы, к массовым, нужно отнести научно-популярный, популярный, общественно-политический журналы. В принципе их достаточно широкий адрес может быть дифференцирован по более конкретным читательским группам с учетом, например, возраста, пола и других каких-либо признаков. Однако читателей массовых журналов всегда объединяет то, что они не являются специалистами по отношению к содержанию журнала.

В исследовании мы постарались показать такую типологию, которая бы наиболее полно и широко отражала все разнообразие специализированных журналов строительной тематики. В настоящее время журналы строительной тематики можно разделить на следующие виды: научно-популярные, производственно-технические, популярные.

 

Такое деление основывается на последних исследованиях и отражает практику, сложившуюся в области издания журналов строительной тематики.[9]

Научно-популярным является журнал, содержащий информацию об основах наук, о теоретических и (или) экспериментальных исследованиях в области науки, культуры и практической деятельности[10]. Его функциональное назначение - служить распространению знаний и самообразованию, способствовать формированию научного мировоззрения и расширению кругозора читателя, популяризировать достижения науки, техники, культуры, искусства. Наряду с информацией указанного характера научно-популярные журналы публикуют материалы практического, развлекательного содержания. Примерами научно-популярных журналов строительной тематики могут служить следующие издания: «Архитектура и строительство», «Популярное Бетоноведение».

С научно-популярными соседствуют популярные журналы строительной тематики (например, «Приватный дом», «Технологии строительства», «Murator», «ELLE Декор», «Любимая дача», «Идеи Вашего Дома» и другие), которые публикуют различные материалы по строительству, монтажу, отделке, декорированию, они ориентированы на широкую читательскую аудиторию. Они весьма разнообразны по способам оформления, рассчитанного на привлекательность и возможность практического использования (например, как загрунтовать стены, как выбрать декоративную штукатурку для ванной комнаты).[11]

Следует отметить производственно-технические журналы строительной тематики (например, «Снабженец», «Снабжение и сбыт» и другие), которых не так уж и много на рынке периодики, как научно-популярных и популярных изданий строительной тематики. Производственно-техническим является журнал, содержащий сведения, предназначенные для использования в сфере производства. Производственно-технические издания специализированы по отраслям производства и ориентированы на читателей с различным уровнем профессиональной подготовки.[12] Их отличают прикладной характер содержания, сочетание инструктивно-нормативных указаний и справочных данных, рубрикация, наличие приложений, таблиц, чертежей, схем. Производственно-технические издания представлены практическими пособиями для желающих повысить свою квалификацию или самостоятельно освоить новую специальность.[13]

Учитывая большой количественный объем специализированных журналов, для конкретного рассмотрения были выбраны пять отдельных, наиболее ярких представителей журналов строительной тематики, имеющие большой тираж и пользующиеся на рынке большим и устойчивым спросом. 

По периодичности современные журналы строительной тематики делятся на:

· Ежемесячные журналы («Красивые дома», «Мир новосела», «Особняк», «Весь дом», «Приватный дом» и др.).

· Выходящие раз в 2 недели («Строительство. Ремонт. Мебель», «Идеи вашего дома», «Vip интерьер и ремонт» и др.).

По читательскому адресу журналы строительной тематики можно квалифицировать:

1. Для специалистов в области строительства, архитектуры и дизайна;

2. Для любителей – имеется в виду людей с определенным достатком, занятые поиском оригинальных идей в связи с постройкой дома, ремонтом;

3. Смешанного типа, для специалистов и любителей.

Различия в понимании читательского адреса журналов строительной тематики будут существенно сказываться на содержании, и конкретизировать эти специализированные журналы, придавая им при однородности тематики индивидуальный облик.

Содержание журналов строительной тематики позволяет отнести их к журналам смешанного содержания, оно определяется целью и читательским адресатом журналов. Так, целью журнала «Красивые дома» является информирование читателей о строительстве дома, новинках в области технологий и отделки. Как позиционируют себя издатели журнала «Красивые дома», (на рынке с 1997 г.), журнал является помощником для специалистов – дизайнеров, ищущих оригинальные идеи, и для частного застройщика с собственным вкусом, стремящегося придать своему дому неповторимый облик. На страницах журнала «Красивые дома» можно найти красочно иллюстрированные, информационно насыщенные материалы о классических, традиционных и современных загородных домах, их планировке, строительстве, отделке, украшении интерьера, технологиях и материалах, аксессуарах. В каждом номере – 25 действительно красивых домов, – реализованные проекты со всего мира, с планами, экстерьером, фасадами и интерьером.

Журнал «Мир новосела» содержит информацию для тех, кто хочет приобрести или только что приобрел квартиру, строит или собирается строить дом: проекты коттеджей, дизайн - проекты квартир и загородных домов; экспертные оценки домашней техники, мебели, аксессуаров, материалов, технологий строительства и ремонта; советы юриста; рассказы об архитектурных и интерьерных стилях, известных дизайнерах, художниках, архитекторах; известные деятели культуры и бизнеса в окружении своего интерьера и много другое.[14]

Журнал «Особняк» для тех, кто планирует обзавестись загородным домом, коттеджем, дачей или уже является счастливым обладателем частной недвижимости вместе с заветным участком собственной земли. Описание технологий строительства, отдельным видам работ на участке или по отделке дома, новейшим технологиям и описанию современных строительных и отделочных материалов.

Журнал «Идеи Вашего Дома» предлагает большое количество планировочных и оформительских решений, обзоры ремонтно-строительных материалов, мебели, техники и оборудования. Читатель найдет в журнале достоверную и независимую информацию о новых товарах и услугах, современных материалах и известных торговых марках.[15]

Журнал «Строительство. Ремонт. Мебель» посвящен вопросам строительства, ремонта и благоустройства жилых и офисных помещений, мебельным технологиям и дизайну интерьеров и ландшафтов. Адресат – покупатель. Есть в журнале статьи – специализированная информация, содержащая мнение специалистом, экспертов в области строительства и интерьера.[16]

Журнал «Vip интерьер и ремонт» ориентирован на всех, кто меняет и планирует изменить интерьер квартиры или офиса. Содержит все последние новости строительной и мебельной индустрии Урала, а так же советы экспертов и интересные решения для Вашего дома.[17]

Указанные отличия свидетельствуют о том, что можно представить еще одну модель типологии, существующую внутри специализированных журналов. Причем критерием для определения в данной типологии служит именно характер аудитории как ключевая характеристика любого журнала. С этой точки зрения не суть важно, как журнал подает информацию, а важно то, на кого и кому он ее адресует. Этот момент, который может показаться несущественным, на самом деле является принципиальным - как с позиции определения редакционной политики (как подавать материал), так и с позиции модели продвижения и распространения журнала. Иными словами, будут принципиально отличаться и модели маркетинга журналов строительной тематики. Будет зависеть и финансовая модель функционирования журналов.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: