Структура себестоимости издательской продукции

Реформирование всех сторон жизни российского общества, переход к рыночным отношениям весьма отчетливо сказываются в книгоиздании и книгораспространении. В условиях рынка книга становится товаром, а издательская деятельность превращается в издательский бизнес.

В издательском бизнесе осуществляется предпринимательская деятельность, которая представляет собой самостоятельную инициативную инновационную экономическую деятельность по производству и распространению с целью получения прибыли и удовлетворения общественного спроса и связанную с вложением денежных средств и риском их потерять[50].

Основным для всякого рода предпринимательской деятельности является понятие прибыли.

Прибыль – это превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на производство и продажу этих товаров.

Прибыль исчисляется как разность между выручкой от реализации продукта издательской деятельности и суммой затрат факторов производства на эту деятельность в денежном выражении[51].

Совокупность затрат на производство и реализацию продукции называют себестоимостью [52]. Это относится и к издательской себестоимости. Специфика книжной продукции отражается в составе и структуре ее себестоимости.

 

 

В состав себестоимости издательской продукции входят:

1. Расходы на авторский гонорар и художественно-графические работы.

2. Редакционные расходы (затраты, связанные с получением рукописи от автора, обработкой и оформлением оригиналов, подготовкой оригинал-макетов и передачей их в типографию):

– оплата труда работников аппарата управления (заведующих технической редакцией, отделом художественного оформления, корректорской, фотолабораторией, отдела перепечатки и подготовки оригиналов, главных редакторов и работников редакций журналов, заведующих книжными редакциями и отделом подготовки оригинал-макетов);

– оплата труда редакционно-производственного персонала (редакторов всех категорий, включая художественных и технических, графиков, фотолаборантов, корректоров);

– суммы ЕСН и взносов на обязательное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, начисленные на суммы оплаты труда;

– расходы на приобретение готовых оригинал-макетов, диапозитивов, художественных и графических материалов;

– периодические отчисления от стоимости продукции, произведенной по лицензионному соглашению;

– амортизация основных средств производственного назначения, расходы на их ремонт;

– расходы на содержание и ремонт оборудования и инвентаря редакций;

– отчисления на создание резервов;

– отчисления на ремонт основных средств;

– отчисления на оплату отпусков;

– платежи на обязательное страхование основных средств и другого имущества редакций;

– стоимость материалов, бумаги и другие расходы, не предусмотренные предыдущими статьями.

3. Расходы на бумагу и переплетные материалы.

Выбор бумаги для книги определяют четыре фактора:

– характер издания;

– категория читателя;

– технология полиграфического процесса;

– способ доставки потребителю.

Для определения количества бумаги на издание необходимы следующие исходные данные:

– масса 1 м2 бумаги, на которой предполагается выпускать книгу;

– формат книги;

– объем книги в печатных листах;

– тираж издания;

– нормы отходов бумаги на технологические нужды полиграфического производства (они регламентированы действующими в отрасли технологическими инструкциями на различные процессы, а также особенностями применяемого оборудования, характером и тиражами выпускаемой продукции и другими факторами).

4. Расходы на типографские работы.

Они определяются по договору с типографией в зависимости от тиража, способа печати, формата издания и других производственных факторов.

5. Общеиздательские расходы:

– оплата труда персонала издательства (дирекции, канцелярии, бухгалтерии, отделов: производственного, распространения и рекламы, экономического, кадров, административно-хозяйственного, юридического, снабжения, работников охраны, младшего обслуживающего персонала);

– суммы ЕСН и взносов на обязательное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний;

– расходы на служебные командировки, служебные разъезды, содержание легкового автотранспорта;

– канцелярские, почтово-телеграфные, телефонные расходы, типографские расходы для собственных нужд;

– стоимость подписки;

– оплата услуг консультационных, информационных, аудиторских служб;

– расходы на содержание и ремонт зданий, сооружений, инвентаря, издательской техники;

– амортизационные отчисления по основным средствам общеиздательского характера, в том числе предназначенным для ведения культурно-просветительской, оздоровительной работы, расходы на их ремонт;

– отчисления на создание резервов (на ремонт основных средств; на оплату отпусков);

– расходы на аренду и содержание помещений или вневедомственной охраны, содержание и ремонт противопожарного оборудования;

– расходы на охрану труда;

– расходы на подготовку кадров (оплату стоимости обучения, стипендии учащимся высших и средних специальных учебных заведений, оплату отпусков на период сдачи зачетов, экзаменов, защиты дипломных проектов, другие затраты согласно действующему законодательству);

– прочие расходы.

6. Коммерческие расходы:

– расходы на рекламу (в том числе в собственных изданиях);

– расходы на упаковку, транспортировку, пересылку, экспедирование;

– расходы на распространение печатных изданий по подписке;

– комиссионное вознаграждение распространителям изданий;

– стоимость обязательных бесплатных экземпляров и расходы по их рассылке;

– стоимость бесплатных авторских экземпляров.

На себестоимость издательской продукции особое влияние оказывают:

– объем и оформление издания (влияют на размер гонорара автора и художника-оформителя);

– тираж (отражает величину расходуемых ресурсов, затрат факторов производства, произведенного продукта, спроса и предложения; кроме того, тираж позволяет понять деление затрат на постоянные и переменные).

Различают полную и общеиздательскую себестоимость. Полная себестоимость издательской продукции включает в себя затраты на производство издания (общеиздательскую себестоимость) и внепроизводственные (коммерческие) затраты на него. Соответственно общеиздательская себестоимость исключает коммерческие затраты.

Цена продукции складывается из полной плановой себестоимости и размера прибыли.

Средняя структура себестоимости издательской продукции, как примерное соотношение различных видов затрат в общей их сумме, может быть представлена следующим образом:

– авторский гонорар – 15%;

– редакционные расходы – 10%;

– расходы на типографские работы, а также на бумагу и переплетные материалы – 55%;

– общеиздательские расходы – 15%;

– коммерческие расходы – 5%.

И хотя понятие «средняя структура себестоимости» в достаточной мере условно, все же оно дает представление о месте отдельных видов затрат в издательской практике.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: