Реформирование всех сторон жизни российского общества, переход к рыночным отношениям весьма отчетливо сказываются в книгоиздании и книгораспространении. В условиях рынка книга становится товаром, а издательская деятельность превращается в издательский бизнес.
В издательском бизнесе осуществляется предпринимательская деятельность, которая представляет собой самостоятельную инициативную инновационную экономическую деятельность по производству и распространению с целью получения прибыли и удовлетворения общественного спроса и связанную с вложением денежных средств и риском их потерять[50].
Основным для всякого рода предпринимательской деятельности является понятие прибыли.
Прибыль – это превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на производство и продажу этих товаров.
Прибыль исчисляется как разность между выручкой от реализации продукта издательской деятельности и суммой затрат факторов производства на эту деятельность в денежном выражении[51].
|
|
Совокупность затрат на производство и реализацию продукции называют себестоимостью [52]. Это относится и к издательской себестоимости. Специфика книжной продукции отражается в составе и структуре ее себестоимости.
В состав себестоимости издательской продукции входят:
1. Расходы на авторский гонорар и художественно-графические работы.
2. Редакционные расходы (затраты, связанные с получением рукописи от автора, обработкой и оформлением оригиналов, подготовкой оригинал-макетов и передачей их в типографию):
– оплата труда работников аппарата управления (заведующих технической редакцией, отделом художественного оформления, корректорской, фотолабораторией, отдела перепечатки и подготовки оригиналов, главных редакторов и работников редакций журналов, заведующих книжными редакциями и отделом подготовки оригинал-макетов);
– оплата труда редакционно-производственного персонала (редакторов всех категорий, включая художественных и технических, графиков, фотолаборантов, корректоров);
– суммы ЕСН и взносов на обязательное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, начисленные на суммы оплаты труда;
– расходы на приобретение готовых оригинал-макетов, диапозитивов, художественных и графических материалов;
– периодические отчисления от стоимости продукции, произведенной по лицензионному соглашению;
– амортизация основных средств производственного назначения, расходы на их ремонт;
– расходы на содержание и ремонт оборудования и инвентаря редакций;
– отчисления на создание резервов;
|
|
– отчисления на ремонт основных средств;
– отчисления на оплату отпусков;
– платежи на обязательное страхование основных средств и другого имущества редакций;
– стоимость материалов, бумаги и другие расходы, не предусмотренные предыдущими статьями.
3. Расходы на бумагу и переплетные материалы.
Выбор бумаги для книги определяют четыре фактора:
– характер издания;
– категория читателя;
– технология полиграфического процесса;
– способ доставки потребителю.
Для определения количества бумаги на издание необходимы следующие исходные данные:
– масса 1 м2 бумаги, на которой предполагается выпускать книгу;
– формат книги;
– объем книги в печатных листах;
– тираж издания;
– нормы отходов бумаги на технологические нужды полиграфического производства (они регламентированы действующими в отрасли технологическими инструкциями на различные процессы, а также особенностями применяемого оборудования, характером и тиражами выпускаемой продукции и другими факторами).
4. Расходы на типографские работы.
Они определяются по договору с типографией в зависимости от тиража, способа печати, формата издания и других производственных факторов.
5. Общеиздательские расходы:
– оплата труда персонала издательства (дирекции, канцелярии, бухгалтерии, отделов: производственного, распространения и рекламы, экономического, кадров, административно-хозяйственного, юридического, снабжения, работников охраны, младшего обслуживающего персонала);
– суммы ЕСН и взносов на обязательное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
– расходы на служебные командировки, служебные разъезды, содержание легкового автотранспорта;
– канцелярские, почтово-телеграфные, телефонные расходы, типографские расходы для собственных нужд;
– стоимость подписки;
– оплата услуг консультационных, информационных, аудиторских служб;
– расходы на содержание и ремонт зданий, сооружений, инвентаря, издательской техники;
– амортизационные отчисления по основным средствам общеиздательского характера, в том числе предназначенным для ведения культурно-просветительской, оздоровительной работы, расходы на их ремонт;
– отчисления на создание резервов (на ремонт основных средств; на оплату отпусков);
– расходы на аренду и содержание помещений или вневедомственной охраны, содержание и ремонт противопожарного оборудования;
– расходы на охрану труда;
– расходы на подготовку кадров (оплату стоимости обучения, стипендии учащимся высших и средних специальных учебных заведений, оплату отпусков на период сдачи зачетов, экзаменов, защиты дипломных проектов, другие затраты согласно действующему законодательству);
– прочие расходы.
6. Коммерческие расходы:
– расходы на рекламу (в том числе в собственных изданиях);
– расходы на упаковку, транспортировку, пересылку, экспедирование;
– расходы на распространение печатных изданий по подписке;
– комиссионное вознаграждение распространителям изданий;
– стоимость обязательных бесплатных экземпляров и расходы по их рассылке;
– стоимость бесплатных авторских экземпляров.
На себестоимость издательской продукции особое влияние оказывают:
– объем и оформление издания (влияют на размер гонорара автора и художника-оформителя);
– тираж (отражает величину расходуемых ресурсов, затрат факторов производства, произведенного продукта, спроса и предложения; кроме того, тираж позволяет понять деление затрат на постоянные и переменные).
Различают полную и общеиздательскую себестоимость. Полная себестоимость издательской продукции включает в себя затраты на производство издания (общеиздательскую себестоимость) и внепроизводственные (коммерческие) затраты на него. Соответственно общеиздательская себестоимость исключает коммерческие затраты.
|
|
Цена продукции складывается из полной плановой себестоимости и размера прибыли.
Средняя структура себестоимости издательской продукции, как примерное соотношение различных видов затрат в общей их сумме, может быть представлена следующим образом:
– авторский гонорар – 15%;
– редакционные расходы – 10%;
– расходы на типографские работы, а также на бумагу и переплетные материалы – 55%;
– общеиздательские расходы – 15%;
– коммерческие расходы – 5%.
И хотя понятие «средняя структура себестоимости» в достаточной мере условно, все же оно дает представление о месте отдельных видов затрат в издательской практике.