Вопрос 10. Природа государства, его понятие, сущность и социальное назначение

 

Государство по своей природе – сложная, динамичная, внутренне противоречивая система. Поскольку является формой политической организации общества и, в то же время, обособившейся от него корпорацией.

Соответственно невозможно и единственно верное определение государства.

Так, для Канта это – «… объединение множества людей, подчиненных правовым законам»; для Ленина – «… машина для поддержания господства одного класса над другим».

Понятие государства включает верховный политический институт, выступающий от имени того или иного суверенного народа и посредством права интегрирующего в единую систему: публичную власть, территорию и население.

Сущность государства, его социальное назначение отражает внутренние противоречия любого цивилизованного общества. Прежде всего, его разделение на классы, слои, этнические и религиозные группы – конфликтующие, но и взаимосвязанные, взаимообусловленные.

Отсюда два основных подхода к сущности государства.

Первый подход – классовый, абсолютизирующий социальный раскол и отводящий государству роль аппарата господства и насилия. Государство рассматривается как машина для поддержания господства одного класса над другим, причем меньшинства над большинством. А сущность такого государства заключается в диктатуре экономически и политически господствующего класса. Такой подход отражает идею государства в собственном смысле слова, которое является орудием диктатуры этого класса, который и определяет основные цели, задачи и функции этих государств.

Второй подход – общесоциальный, воспринимающий государство как национального арбитра с общечеловеческих, общесоциальных начал. К выполнению общих дел относится прежде всего осуществление разнообразных коллективных потребностей общества: организация здравоохранения, образования, социального обеспечения, строительство ирригационных сооружений, борьба с эпидемиями, обеспечения мира и т.п. Общечеловеческое предназначение государства в более широком смысле состоит в том, чтобы быть инструментом социального компромисса, смягчения и преодоление противоречий, поиска согласия и сотрудничества различных слоев населения и общественных сил.

Оба подхода – в разных обществах, в разные эпохи – по-своему правомерны. Но относительно современного государства (аттестующего самого себя в качестве «социального», «демократического», «правового») можно утверждать: явно или скрыто сохраняя, поддерживая преимущества тех или иных верхушечных, элитарных групп, оно все более адекватно выражает интересы всего социума. Регулируя важнейшие сферы (экономику, политику), обеспечивая партнерство всех слоев и классов, утверждая правовой порядок, государство гарантирует само выживание общества и его прогресс. Тем не менее, только учитывая общечеловеческое и классовое в государстве, можно достигнуть научной объективности в его изучении, рассматривая его таким, каково оно есть в действительности.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: