Вопрос 12. Понятие формы государства. Особенности формы современного российского государства

 

Форма государства является одной из важнейших научных категорий теории государства и права. Любое государство есть единство его сущности, содержания и формы. Форма государства отвечает на такие вопросы: на каких принципах основана и как территориально организована государственная власть, как создаются высшие органы государства, как они взаимодействуют между собой и с населением, какими методами осуществляется государственная власть.

Таким образом, форма государства представляет собой устройство (строение) государства, в котором проявляются его основные характеристики и которое обеспечивает в системе организацию государственной власти, методы, приемы и способы осуществления государственной власти, территориальную организацию населения, т.е. соответственно форму правления, форму государственного устройства и политический (государственный) режим.

 Понятие «форма государства» очень близко по содержанию понятию «государственный строй», что позволяет некоторым ученым (И.А. Ильин) отождествлять их.

Форма правления характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением. В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские.

Форма государственного устройства отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами. По форме государственного устройства различают унитарные, федеративные и конфедеративные государства.

Политический (государственный) режим представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти. В зависимости от особенностей набора данных приемов различают демократические и антидемократические политические режимы.

Форма современного российского государства получила закрепление в Конституции Российской Федерации 1993 года. В ее первой статье сказано, что Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканскойформой правления. После распада Советского Союза Россия вступила в эпоху построения нового демократического государства с социально ориентированной рыночной экономикой. Этот исторический процесс продолжается и сегодня.

По форме правления Российская Федерация представляет собой смешанную (парламентско-президентскую) или полупрезидентскую республику, в которой властные институты образующие три ветви государственной власти, еще несовершенны, а взаимоотношения законодательной и исполнительной властей недостаточно сбалансированы. Российская модель президентской власти демонстрирует избыточность функций и полномочий главы государства, которые приводят к зависимости общества и государства от личных качеств, состояния здоровья и политической принадлежности главы государства. Соответственно, появляется функциональная недостаточность других институтов власти – Федерального Собрания и Правительства. Заимствованный у парламентской республики принцип ответственного правительства во многом формален, так как опосредован решением Президента, который, выступая арбитром в таких случаях, оставляет за собой последнее слово (ст.111, 117 Конституции РФ). Все это дает основания некоторым исследователям считать российский вариант республики «закамуфлированной» моделью президентской или даже суперпрезидентской республики. Одновременно исследователи отмечают, что определенная авторитарность управления в переходный период неизбежна, и, чем она более легальна (конституционно регламентирована), тем лучше.

По форме государственного устройства Россия относится к числу сложных федераций. Россия является конституционной федерацией (т.е. её федеративное устройство закреплено в Основном законе, а заключенный еще в 1992 г. Федеративный договор действует в той мере, в какой не противоречит Конституции), образованной по национально-территориальному принципу. Последнее означает наличие в составе Российской Федерации субъектов образованных как по национальному принципу (т.е. по территории компактного проживания определенной нации, являющейся для данного субъекта титульной – это республики, автономная область и автономные округа), так и по территориальному (в результате превращения крупных административно-территориальных единиц бывшего РСФСР в области, края, города федерального значения Российской Федерации). Российский федерализм развивается неоднозначно. После принятия Конституции РФ был период децентрализации государственного управления, которая привела к порочной практике объявления некоторыми субъектами о собственном суверенитете. В последние годы наблюдается обратный процесс – централизация. Она проявляет себя и в укрупнении субъектов, в результате объединения краев и областей с автономными округами, входящими в их состав (первоначально в составе РФ было 89 субъектов, к началу 2009 г. – 83). Усиливается также контроль федеральной власти за органами государственной власти субъектов РФ.

Следует также отметить, что Россия, несмотря на закрепленное конституционно равноправие субъектов (по предметам ведения и в отношениях с федеральными органами государственной власти), все же может быть отнесена к числу ассиметричным федераций – республики в составе РФ по Конституции обладают рядом характеристик, недоступных другим субъектам Федерации (они являются государствами, вправе устанавливать свой государственный язык наряду с русским, принимают собственные конституции, в порядке, устанавливаемом ими самостоятельно)

Своеобразен и политический (государственный) режим современный России. Конституция провозглашает режим демократического социального правового государства (ст.ст. 1, 7, 8, 10, 13, 14 и др.). Однако реальный государственный режим России содержит в себе элементы всех разновидностей режима, кроме тоталитарного.

Есть элементы авторитарного режима, если принять во внимание нарушение принципа разделения властей и фактическое доминирование Президента в политическом процессе, доминирование «административного ресурса» над демократией.

Есть элементы режима социальной демократии, если исходить из объема социальных задач, поставленный перед собой государством, многообразия групп населения, которые в соответствии с законом могут претендовать на социальную помощь и поддержку.

Также можно говорить и об элементах сверхлиберального режима, поскольку государство зачастую не выполняет не только свои продекларированные социальные функции, но даже и роль «ночного сторожа», не обеспечивает безопасность своих граждан, охрану собственности и др.

Ученые указывают, что для государства, переживающего переходный период, это естественная практика. Однако это также означает, что конституционная модель формы Российской Федерации может развиваться по различным вариантам, как в направлении демократического правового государства, так и в направлении монополизации государственной власти, установлении авторитарного режима.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: