Вопрос 28. Понятие функций государства и их классификация. Правовые и организационные формы осуществления функций государства

 

Функции государства – основные направления его деятельности, выражающие его сущность и социальное назначение.

Они представляют собой устойчиво сложившуюся предметную деятельность государства в определенной сфере жизни общества

Функции государства многообразны и могут быть классифицированы по различным основаниям. Так, марксизм выделяет общесоциальные и классовые функции.

По значимости функции подразделяют на основные и вспомогательные.

Общепринято разграничение функций государства по предмету воздействия: экономическая, социальная, экологическая, охрана прав и свобод граждан, оборона страны, международное представительство, политическая, идеологическая, информационная.

По временному параметру подразделяют постоянные и временные функции.

В зависимости от задействованных ветвей государственной власти различают законотворческие, управленческие и судебные функции.

Простейшей классификацией, признаваемой всеми, является подразделение функций государства по сферам действия на внешние и внутренние функции.

Внутренние функции - это основные направления деятельности государства по отношению к обществу, особой организацией которого является государство. Среди внутренних функций необходимо выделить следующие:

- обеспечение народовластия, государственного суверенитета, защита конституционного строя;

- защита прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка, борьба с преступностью;

- экономическая - выработка экономической политики, формирование и контроль за расходованием государственного бюджета, установление системы налогообложения, ценовой политики, управление государственными предприятиями и т.д.;

- социальная - создание системы социальной защиты населения, здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения и т.д.;

- экологическая - деятельность, направленная на охрану, восстановление и улучшение природных условий проживания людей.

Внешние функции - это основные направления деятельности государства, проявляющиеся преимущественно вне государства и общества, во взаимоотношениях с международными организациями или другими государствами.

К внешним функциям относятся:

- защита общества, государства от внешней угрозы (создание вооруженных сил, ведение оборонительных войн, создание и деятельность контрразведки, пограничных войск и т.д.);

- взаимодействие с другими государствами и международными организациями (экономическое сотрудничество, участие в международных организациях, военно-политических блоках и союзах и т.д.);

- функция обеспечения мира и поддержания мирового порядка (деятельность по сохранению мира, разоружение, нераспространение ядерного оружия и т.д.)

В реальной жизни функции переплетаются и не всегда могут быть четко разграничены. Содержание функций видоизменяется на каждом новом этапе существования государства.

Реализация функций предполагает те или иные формы.

Под формами осуществления функций государства понимается однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.

Формы осуществления функций государства делятся на правовые и организационные.

Правовые формы включают самые разнообразные правотворческие (разработка и принятие юридических норм, издание нормативно-правовых актов), правоприменительные (принятие мер по исполнению норм права, издание индивидуальных актов применения права), и правоохранительные  (контроль и надзор за соблюдением и исполнением норм, а также применение принудительных мер к их нарушителям) средства.

Следует иметь ввиду, что государство может осуществлять свои функции и в так называемых внеправовых формах, то есть помимо права и даже вопреки ему, в частности, добиваться своих целей с помощью насилия, угроз, то есть не издавая и не реализуя правовые нормы. Для современных государств, однако, это не свойственно.

К организационным формам относятся:

- организационно-регламентирующая (текущая деятельность государственных структур по обеспечению функционирования органов государства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов и т.д.);

- организационно-хозяйственная (оперативно-техническая, хозяйственная работа, связанная с бухучетом, статистикой и т.д.);

- организационно-идеологическая (повседневная идеологическая работа, связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов и формированием общественного мнения).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: