Вопрос 27. Государственные органы власти РФ с особым конституционным статусом

 

1. В качестве самостоятельной группы органов государства выделяются органы прокуратуры. Они не входят в систему исполнительных органов, ни к судебной, ни к законодательной власти в РФ не относятся. Впервые прокуратура появилась во Франции в 1302 году как орган, представляющий интересы монарха. Россия созданием прокуратуры обязана Петру I. В своем указе 1722 года Император чётко обозначил функции этого органа: осуществление контроля за соблюдением законности в деятельности центральных и местных органов государственной власти, за соблюдением законности органами предварительного расследования и сыска, осуществление поддержания государственного обвинения в суде.

Сегодня прокуратура как часть государственного механизма в одних странах является составной частью суда (Испания, Италия), в других относится к органам исполнительной власти (США, Франция, Япония), в третьих выделена в отдельную систему и подотчётна парламенту (КНР, КНДР, Куба, Россия), в ряде стран отсутствует вообще (Великобритания). Функция прокуратуры заключается обычно в расследовании тяжких преступлений (в России в настоящее время эта функция формально изъята из ведения прокуратуры и передана специальному органу – Следственному комитету при прокуратуре РФ), санкционированию арестов (в России в настоящее время данная функция передана судам), поддержанию обвинения в судах, осуществлении надзора за соблюдением законности в стране.

В РФ в соответствии с Конституцией РФ прокуратура представляет собой единую централизованную систему органов, возглавляемую Генеральным прокурором РФ. Этот принцип означает единство целей и задач, стоящих перед прокуратурами всех звеньев и определяется общностью форм и методов осуществления надзора за исполнением законов, единством средств прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона, а также принятием мер по предупреждению нарушений закона. Также к функциям прокуратуры относятся: надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина всеми организациями и должностными лицами; координация деятельности всех правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

2. К органам с особым конституционным статусом относится и Центральный Банк РФ. Задачи и функции Банка России определены Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Основная цель деятельности Банка России - защита и обеспечение стабильности рубля. При этом Банк России выступает как единственный эмиссионный центр, а также как орган банковского регулирования и надзора. Банк России: во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля; монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение; устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации, правила проведения банковских операций; осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций, выдает им и отзывает лицензии и ряд других функций.

3. Счётная палата РФ является постоянно действующим государственным органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием и подотчётным ему. Этот орган, обладающий организационной и функциональной независимостью, осуществляет контроль за исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.

4. Центральная избирательная комиссия действует на постоянной основе и руководит деятельностью всех избирательных комиссий страны по выборам Президента РФ, депутатов Государственной Думы, а также по проведению референдумов РФ.

5. Уполномоченный по правам человека, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Государственной Думой, призван обеспечивать гарантии государственной защиты прав и свобод граждан. В России впервые этот орган начал действовать с января 1994 года, а 16 апреля 1996 года был принят Федеральный Конституционный закон “об Уполномоченном по правам человека в РФ”.

6. Академия наук и отраслевые академии наук имеют государственный статус, учреждаются, реорганизуются федеральными органами власти, финансируются из федерального бюджета. Академии наделяются правом управления своей деятельностью, правом владения, пользования и распоряжения переданным им имуществом, находящимся в федеральной собственности и другими правами.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: