Вопрос 30. Понятие и признаки права, отличающие его от иных социальных норм

 

Право есть универсальный социальный регулятор, функционирующий во всех типах цивилизованного общества. Право неотделимо от государства. И в то же время это составная часть многообразной, разветвленной системы социальных норм.

Существует множество научных определений понятия «право», отражающих особенности той или концепции правопонимания. Одно из наиболее полных определений дается в рамках институционального подхода – определение права как социального института.

Право – это система общеобязательных, формально определенных норм, установленных и обеспечиваемых государством и опирающийся на них порядок регулирования социальных отношений.

Понятие права раскрывается через его признаки: общие для всех социальных регуляторов и собственно юридические признаки.

Как разновидности социальных регуляторов (наряду с религией, моралью, обычаем и др.) праву присущи такие признаки как: социальный характер (т.е. нацеленность на регулирование поведения субъектов в интересах общества); нормативность (выраженность в конкретных правилах поведения); системность (внутренняя организованность); объективность (обусловленность исторической обстановкой – конкретно-историческими условиями существования общества, его потребностями).

Социальный характер права. Основной смысл права заключается в его регулировании, упорядочивании общественных отношений. Оно служит средством организации государственной и общественной жизни, в чем собственно и выражается его инструментальная ценность.

Нормативность права можно рассматривать с узких (собственно юридических) и широких (общесоциальных) позиций. Нормативность права в узком смысле – это проявление сбалансированной воли общества вовне, в качестве системы необходимых, общеобязательных, официально действующих юридических норм, закрепленных в предусмотренных в том или ином государстве формах.

Правовому регулированию подлежат наиболее типичные, устойчивые общественные отношения, характеризующиеся повторяемостью и всеобщностью. Из этих качеств нормативности вытекает неперсонифицированность права и распространение его действия на неопределенное количество случаев.

Нормативность в широком смысле – это реализация потребности общества в упорядочивании и организации общественных отношений и формировании ответственного правомерного поведения, выступающая как необходимость и закон общественного развития.

Системность права также имеет свои особенности. Нормы права всегда строго взаимосвязаны между собой, находятся в различных зависимостях, подчинении, соподчинении и взаимодействии. Так, административно-правовые и уголовно-правовые санкции (нормы, устанавливающие ответственность за правонарушения) охраняют правовые нормы, регулирующие налоговые, трудовые, земельные и многие другие правоотношения.

К собственным признакам права, которые как раз и отличают его от других социальных регуляторов, относятся его непосредственная и тесная связь с государством (в том числе обеспеченность государственным принуждением), общеобязательность, государственно-волевой характер, формальная определенность.

Наиболее значимым признаком права, включенным в определение его понятия, выступает его тесная связь с государством, которая выражается по нескольким направлениям.

Во-первых, государство официально устанавливает правовые нормы, обеспечивает их исполнение, в том числе и с помощью государственного принуждения (для этого существует специальный аппарат надзора и контроля, пресечения нарушений, судебного рассмотрения, наказания виновных и т. п.). Следовательно, право – это такой регулятор общественных отношений, который обеспечен государством. Кроме принуждения, государство обеспечивает исполнение предписаний посредством убеждения, воспитания и стимулирования.

Во-вторых, право, будучи нормативным выражением государственной воли, регулирует отношения как в общесоциальных интересах, так и в интересах конкретных социальных групп (классов). К примеру, установление налоговых обязанностей выражает не только государственный интерес (собрать налоги, сформировать бюджет), но и общественный интерес, заключающийся в финансировании социальных программ, создании благоприятных экономических условий, поддержании обороноспособности страны, стабильности отечественной валюты и т. п.

В-третьих, право выступает в качестве особого социального регулятора, который оценивает участников общественных отношений с помощью критерия правомерного и неправомерного поведения.

В-четвертых, специфика регулятивной роли права связана с представительно-обязывающим содержанием большинства составляющих его норм.

Общеобязательность. В обществе действуют различные социальные регуляторы: профессиональные, этические, политические, религиозные, корпоративные, значение и сфера распространения которых различна. Данные разновидности систем социального регулирования обязательны только определенной части населения, а право представляет собой единственную систему норм, которая обязательна для всего населения, проживающего на территории определенного государства. Так, общеобязательность права ясно выражена в Конституции Российской Федерации: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы» (ч. 2 ст. 15).

Государственно-волевой характер. В цивилизованном государстве право гармонично выражает волю всего общества, в нем сочетаются интересы государства, классов, отдельных слоев населения, а государство в этом случае выполняет подчиненную роль, т. е. служит средством выражения согласованной воли, но эта согласованная воля одновременно исходит от специального аппарата государства и находит свое выражение в системе нормативно-правовых актов, принятых государством. Таким образом, воля, найдя свое выражение в нормативных источниках, начинает обладать чертами государственной воли и не зависит от воли отдельных индивидов, их объединений и является обязательной для всего общества.

Формальная определенность. Означает, что для правовых предписаний характерна четкая определенность их действия во времени, пространстве и по субъектам, которая находит закрепление в том или ином источнике права (законе, нормативном договоре, указе Президента и т. д.). Формальная определенность предполагает ясность, недвусмысленность, четкость и детализированность правовой нормы. Нарушение признака формальной определенности, которую иногда допускает законодатель, приводит к негативным последствиям в правоприменительной деятельности.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: