Под сущностью права понимается, прежде всего, совокупность наиболее важных свойств и отношений, выражающих глубинные закономерности права, его качественную определенность и социальное назначение.
Сущность права, его предназначение – регулирование общественных отношений посредством установления определенного порядка, нормативно выраженного через систему устанавливаемых, гарантируемых и охраняемых государством правил поведения участников общественных отношений.
Творцом и гарантом правовых норм выступает государство. Провозглашаемая им цель правотворчества – защита прав личности (субъективного права) и справедливости. Но между провозглашаемым идеалом и его воплощением в жизни всегда существует определенная дистанция. К тому же право – это не только нормы в полном смысле этого слова. Это еще и признанные и охраняемые государством социальные притязания людей (например, право на жизнь), а также те или иные возможности.
Ученые отмечают, что сущность права многоаспектна: через систему гарантированных государством юридических норм оно может выражать и защищать интересы экономически господствующего класса (классовый или марксистский подход) или выражать компромисс между социальными слоями (общечеловеческий подход). То есть сущность права заключается в его способности выступать инструментом согласования интересов отдельных личностей, социальных групп, противоборствующих классов.
|
|
Как сложнейшее явление человеческой цивилизации, общесоциальная ценность сущность, назначение права никогда не понимались одинаково на разных этапах его развития. Но стремление объяснить его сущность было всегда. Поскольку право, как и государство, исторически постоянно меняется, трансформируется, естественным является наличие различных концепций правопонимания. В теорию правопонимания наиболее заметный вклад внесли естественно-правовая концепция, историческая школа права, нормативистская, и социологическая теории права.
Естественно-правовая теория. Логически наиболее завершенный вид приобрела в период буржуазных революций XVII-XVIII вв. Ее представителями: Т. Гоббс, Дж. Локк, А.Н. Радищев и другие мыслители.
Основные идеи:
1) в рамках данной доктрины разделяются право и закон (наряду с позитивным правом, т. е. законами, принимаемыми государством, существует «естественное», неписанное право, свойственное человеку от рождения. Эта совокупность естественных и неотъемлемых прав человека выступает критерием оценки позитивного права, так как не всякий закон содержит в себе право);
2) отождествляется право и мораль (по мнению представителей данной теории, такие абстрактные нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство, составляют ядро права, определяют правотворческий и правоприменительный процессы);
|
|
3) источник прав человека находится не в законодательстве, а в самой «человеческой природе», права приобретаются от рождения либо от бога.
Достоинства теории:
- это революционная, прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались буржуазные революции, приводившие на смену феодальным отношениям новый, более свободный строй;
- она отмечает, что законы могут быть неправовыми, что они должны приводиться в соответствие с такими общечеловеческими ценностями, как справедливость, свобода, равенство и т. п.;
- она провозглашает источником прав человека природу либо бога и тем самым «выбивает» теоретическую почву у произвола чиновников и государственных структур.
Слабые стороны:
- такое понимание права (как абстрактных нравственных ценностей) «уменьшает» его формально-юридические свойства, в результате чего теряется четкий критерий законного и противозаконного, ведь определить это с позиций справедливости, неодинаково понимаемой разными людьми, очень сложно;
- такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием.
Историческая школа права. Сложилась в конце XVIII - начале XIX в. Представители: Гуго, Ф.К. Савиньи, Г.Ф. Пухта и др.
Основные идеи:
1) право – историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно, незаметно, стихийно;
2) право – это, прежде всего, правовые обычаи (исторически сложившиеся правила поведения, влекущие за собой юридические последствия). Законы же производны от права обычного, которое произрастает из недр «национального духа», глубин «народного сознания»;
3) представители этой теории, которая возникла еще в феодальную эпоху, отрицали права человека, так как в обычаях той сословной эпохи не могли найти отражения никакие его «естественные» права.
Достоинства:
- впервые обращено серьезное внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необходимость их учета в правотворческом процессе;
- справедливо подчеркивается естественность развития права, т. е. тот факт, что законодатель не может творить нормы права по своему усмотрению;
- отмечаются преимущества правовых обычаев как проверенных временем и стабильных норм поведения.
Слабые стороны:
- данная теория во время своего возникновения выступила как реакция на естественно-правовую доктрину, как идеология отживающего феодального строя;
- ее представители переоценивали роль правовых обычаев в ущерб законодательству, в то время как в новых экономических условиях обычаи уже не справлялись с регулированием рыночных отношений.
Нормативистская теория права. Логически завершенную форму обрела в XX в. Представители: Р. Штаммлер, П.И. Новгородцев, Г. Кельзен и др.
Основные идеи:
1) исходным является представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится «основная (суверенная) норма», принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме более значительной юридической силы;
2) бытие права, согласно точке зрения Г. Кельзена, принадлежит к сфере должного, а не сущего. Оно, таким образом, не имеет обоснования вне сферы долженствования, и его сила зависит от логичности и стройности системы юридических правил поведения. Следовательно, юридическая наука должна изучать право в «чистом виде», вне связи с политическими, социально-экономическими (и другими сущими) оценками;
3) в основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты решения судов, договоры, предписания администрации, которые тоже включаются в понятие права и тоже должны соответствовать основной (прежде всего конституционной) норме.
|
|
Достоинства:
- теория подчеркивает такое определяющее свойство права, как нормативность, и убедительно доказывает необходимость соподчинения правовых норм по степени их юридической силы;
- нормативность органически связана с формальной определенностью права, что существенно облегчает возможность руководствоваться юридическими требованиями (в силу более четких критериев) и позволяет субъектам знакомиться с содержанием последних по тексту нормативных актов;
- признаются широкие возможности государства влиять на общественное развитие, потому что именно государство устанавливает и обеспечивает основную норму.
Слабые стороны:
- слишком большое внимание к формальной стороне права повлекло игнорирование его содержательной стороны (прав личности, нравственных начал юридических норм, соответствия их объективным потребностям общественного развития и т. п.). Отсюда представители данной теории недооценивают связь права с социально-экономическими, политическими и духовными факторами;
- признавая тот факт, что основную норму принимает законодатель, Кельзен преувеличивает роль государства в установлении эффективных юридических норм. Недооценивается роль правового обычая, а также упускается из внимания возможность установления произвольных и потому неэффективных норм.
Социологическая теория права. Логически оформилась в XX в. Представители: Эрлих, Ф. Жени, С.А. Муромцев и др.
Основные идеи:
1) разделяют право и закон, хотя и не так, как идеологи естественно-правовой доктрины. Право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации последних. Если закон находится в сфере должного, то право – в сфере сущего;
2) под правом, следовательно, понимаются юридические действия, юридическая практика, правопорядок, применение законов и т. п. Право – это реальное поведение субъектов правоотношений – физических и юридических лиц. Отсюда другое название данной доктрины – теория «живого» права;
|
|
3) формулируют «живое» право, прежде всего, судьи в процессе юрисдикционной деятельности. Они «наполняют» законы правом, вынося соответствующие решения и выступая в этом случае субъектами правотворчества.
Достоинства:
- такое понимание ориентирует на практическую реализацию права;
- совершенно обоснованно отмечается приоритет общественных отношений как содержания над правовой формой;
- теория хорошо согласуется с ограничением государственного вмешательства в экономику, с децентрализацией управления.
Слабые стороны:
- если под правом понимать реализацию законов, реальный правопорядок, то теряются четкие критерии правомерного и неправомерного, ибо сама по себе реализация может быть как законной, так и противозаконной;
- в силу переноса центра тяжести правотворческой деятельности на судей и администраторов увеличивается опасность некомпетентного и откровенного произвола со стороны нечистоплотных должностных лиц.
Ряд современных ученых-юристов пытается обобщить наиболее ценные выводы и наблюдения, содержащиеся в различных концепциях правопонимания при помощи так называемого широкого или интегративного подхода. Право с этой точки зрения есть правовая идея, воплощенная в норме и фактических правомерных действиях – правовом порядке, то есть в понятие права включается и естественное право, и юридические нормы (то есть позитивное право), и правосознание, и даже правовые отношения.