double arrow

Вопрос 31. Сущность права. Концепции правопонимания

 

Под сущностью права понимается, прежде всего, совокупность наиболее важных свойств и отношений, выражающих глубинные закономерности права, его качественную определенность и социальное назначение.

Сущность права, его предназначение – регулирование общественных отношений посредством установления определенного порядка, нормативно выраженного через систему устанавливаемых, гарантируемых и охраняемых государством правил поведения участников общественных отношений.

Творцом и гарантом правовых норм выступает государство. Провозглашаемая им цель правотворчества – защита прав личности (субъективного права) и справедливости. Но между провозглашаемым идеалом и его воплощением в жизни всегда существует определенная дистанция. К тому же право – это не только нормы в полном смысле этого слова. Это еще и признанные и охраняемые государством социальные притязания людей (например, право на жизнь), а также те или иные возможности.

Ученые отмечают, что сущность права многоаспектна: через систему гарантированных государством юридических норм оно может выражать и защищать интересы экономически господствующего класса (классовый или марксистский подход) или выражать компромисс между социальными слоями (общечеловеческий подход). То есть сущность права заключается в его способности выступать инструментом согласования интересов отдельных личностей, социальных групп, противоборствующих классов.

Как сложнейшее явление человеческой цивилизации, общесоциальная ценность сущность, назначение права никогда не понимались одинаково на разных этапах его развития. Но стремление объяснить его сущность было всегда. Поскольку право, как и государство, исторически постоянно меняется, трансформируется, естественным является наличие различных концепций правопонимания. В теорию правопонимания наиболее заметный вклад внесли естественно-правовая концепция, историческая школа права, нормативистская, и социологическая теории права.

Естественно-правовая теория. Логически наиболее завершенный вид приобрела в период буржуазных революций XVII-XVIII вв. Ее представителями: Т. Гоббс, Дж. Локк, А.Н. Радищев и другие мыслители.

Основные идеи:

1) в рамках данной доктрины разделяются право и закон (наряду с позитивным правом, т. е. законами, принимаемыми государством, существует «естественное», неписанное право, свойственное человеку от рождения. Эта совокупность естественных и неотъемлемых прав человека выступает критерием оценки позитивного права, так как не всякий закон содержит в себе право);

2) отождествляется право и мораль (по мнению представителей данной теории, такие абстрактные нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство, составляют ядро права, определяют правотворческий и правоприменительный процессы);

3) источник прав человека находится не в законодательстве, а в самой «человеческой природе», права приобретаются от рождения либо от бога.

Достоинства теории:

- это революционная, прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались буржуазные революции, приводившие на смену феодальным отношениям новый, более свободный строй;

- она отмечает, что законы могут быть неправовыми, что они должны приводиться в соответствие с такими общечеловеческими ценностями, как справедливость, свобода, равенство и т. п.;

- она провозглашает источником прав человека природу либо бога и тем самым «выбивает» теоретическую почву у произвола чиновников и государственных структур.

Слабые стороны:

- такое понимание права (как абстрактных нравственных ценностей) «уменьшает» его формально-юридические свойства, в результате чего теряется четкий критерий законного и противозаконного, ведь определить это с позиций справедливости, неодинаково понимаемой разными людьми, очень сложно;

- такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием.

Историческая школа права. Сложилась в конце XVIII - начале XIX в. Представители: Гуго, Ф.К. Савиньи, Г.Ф. Пухта и др.

Основные идеи:

1) право – историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно, незаметно, стихийно;

2) право – это, прежде всего, правовые обычаи (исторически сложившиеся правила поведения, влекущие за собой юридические последствия). Законы же производны от права обычного, которое произрастает из недр «национального духа», глубин «народного сознания»;

3) представители этой теории, которая возникла еще в феодальную эпоху, отрицали права человека, так как в обычаях той сословной эпохи не могли найти отражения никакие его «естественные» права.

Достоинства:

- впервые обращено серьезное внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необходимость их учета в правотворческом процессе;

- справедливо подчеркивается естественность развития права, т. е. тот факт, что законодатель не может творить нормы права по своему усмотрению;

- отмечаются преимущества правовых обычаев как проверенных временем и стабильных норм поведения.

Слабые стороны:

- данная теория во время своего возникновения выступила как реакция на естественно-правовую доктрину, как идеология отживающего феодального строя;

- ее представители переоценивали роль правовых обычаев в ущерб законодательству, в то время как в новых экономических условиях обычаи уже не справлялись с регулированием рыночных отношений.

Нормативистская теория права. Логически завершенную форму обрела в XX в. Представители: Р. Штаммлер, П.И. Новгородцев, Г. Кельзен и др.

Основные идеи:

1) исходным является представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится «основная (суверенная) норма», принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме более значительной юридической силы;

2) бытие права, согласно точке зрения Г. Кельзена, принадлежит к сфере должного, а не сущего. Оно, таким образом, не имеет обоснования вне сферы долженствования, и его сила зависит от логичности и стройности системы юридических правил поведения. Следовательно, юридическая наука должна изучать право в «чистом виде», вне связи с политическими, социально-экономическими (и другими сущими) оценками;

3) в основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты решения судов, договоры, предписания администрации, которые тоже включаются в понятие права и тоже должны соответствовать основной (прежде всего конституционной) норме.

Достоинства:

- теория подчеркивает такое определяющее свойство права, как нормативность, и убедительно доказывает необходимость соподчинения правовых норм по степени их юридической силы;

- нормативность органически связана с формальной определенностью права, что существенно облегчает возможность руководствоваться юридическими требованиями (в силу более четких критериев) и позволяет субъектам знакомиться с содержанием последних по тексту нормативных актов;

- признаются широкие возможности государства влиять на общественное развитие, потому что именно государство устанавливает и обеспечивает основную норму.

Слабые стороны:

- слишком большое внимание к формальной стороне права повлекло игнорирование его содержательной стороны (прав личности, нравственных начал юридических норм, соответствия их объективным потребностям общественного развития и т. п.). Отсюда представители данной теории недооценивают связь права с социально-экономическими, политическими и духовными факторами;

- признавая тот факт, что основную норму принимает законодатель, Кельзен преувеличивает роль государства в установлении эффективных юридических норм. Недооценивается роль правового обычая, а также упускается из внимания возможность установления произвольных и потому неэффективных норм.

Социологическая теория права. Логически оформилась в XX в. Представители: Эрлих, Ф. Жени, С.А. Муромцев и др.

Основные идеи:

1) разделяют право и закон, хотя и не так, как идеологи естественно-правовой доктрины. Право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации последних. Если закон находится в сфере должного, то право – в сфере сущего;

2) под правом, следовательно, понимаются юридические действия, юридическая практика, правопорядок, применение законов и т. п. Право – это реальное поведение субъектов правоотношений – физических и юридических лиц. Отсюда другое название данной доктрины – теория «живого» права;

3) формулируют «живое» право, прежде всего, судьи в процессе юрисдикционной деятельности. Они «наполняют» законы правом, вынося соответствующие решения и выступая в этом случае субъектами правотворчества.

Достоинства:

- такое понимание ориентирует на практическую реализацию права;

- совершенно обоснованно отмечается приоритет общественных отношений как содержания над правовой формой;

- теория хорошо согласуется с ограничением государственного вмешательства в экономику, с децентрализацией управления.

Слабые стороны:

- если под правом понимать реализацию законов, реальный правопорядок, то теряются четкие критерии правомерного и неправомерного, ибо сама по себе реализация может быть как законной, так и противозаконной;

- в силу переноса центра тяжести правотворческой деятельности на судей и администраторов увеличивается опасность некомпетентного и откровенного произвола со стороны нечистоплотных должностных лиц.

Ряд современных ученых-юристов пытается обобщить наиболее ценные выводы и наблюдения, содержащиеся в различных концепциях правопонимания при помощи так называемого широкого или интегративного подхода. Право с этой точки зрения есть правовая идея, воплощенная в норме и фактических правомерных действиях – правовом порядке, то есть в понятие права включается и естественное право, и юридические нормы (то есть позитивное право), и правосознание, и даже правовые отношения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: