Вопрос 43. Подходы к природе прав человека. Гарантии прав человека и гражданина

 

История правовых учений знает немало различных объяснений природы прав человека. Но все эти подходы можно свести к двум основным: позитивистскому и естественноправовому.

Согласно позитивистскому подходу человек получает свои права от государства, природа прав патерналистская (лат. - pater - отец) – т.е права есть результат опеки государством своих граждан. Такой подход ведет к предельному умалению роли человека в его отношениях с властью, которая весома не только в охране прав и свобод человека, но и в придании им законодательной, т.е. общеобязательной формы. Здесь права человека не могут быть противопоставлены государству, которое должно брать на себя не только функцию их защиты и обеспечения, но и их законодательного формулирования. Эта концепция воплотилась в практике тоталитарных государств.

Естественноправовой подход исходит из того, что права человека принадлежат ему от природы, они естественны и неотчуждаемы, задача государства и общества защищать и охранять их. Данный подход воплощается, конечно, в практике демократического государства. Ценность данного подхода состоит в его опоре на нравственные принципы и категории свободы, справедливости, человеческого достоинства и т.п. Однако данный подход не отвергает позитивного оформления прав человека, но указывает, что закрепление этих прав в законах, принимаемых государством, преследует цель их защиты, обеспечение государственным принуждением на случай их нарушения, а никак не вводит права человека в рамки, угодные государственной власти.

В современном мире оба подхода не являются антиподами. Они уравновешены практикой конституционного регулирования развитых государств. Оба подхода акцентируют внимание на разных аспектах природы прав человека. Естественноправовая доктрина акцентирует истоки происхождения прав человека как его неотъемлемых, неотчуждаемых свойств. Она ставит права человека превыше государства, пафос ее направлен на ограничение правами человека тоталитарных притязаний государства. Вместе с тем, не находя закрепления в позитивном законодательстве, права человека выступают весьма неопределенно, размыто, и это затрудняет осуществление государством функции их обеспечения и защиты.

В свою очередь позитивистский подход в области прав человека неизбежно должен опираться на нравственные категории всеобщего блага, добра, для того чтобы законодательно выразить их в определенном каталоге прав человека. Обретая законодательное выражение, права человека получают дополнительную «энергию», а государство, законодательно закрепляя их, обязывает себя гарантировать и обеспечивать права и свободы.

Преодоление противостояния между этими подходами выразилось и в понятии «поколения прав человека», которое связано с основными изменениями в отношениях между личностью и государством и в содержании правового статуса личности, происходившими в Европе на протяжении последних трех столетий.

Первым поколением признаются естественные права, неотъемлемость и неотчуждаемость которых, а также обязанность государства их охранять были подтверждены в ходе буржуазных революций в Западной Европе в XVII-XVIII вв.

Второе поколение прав – это социальные права (право на труд, право на справедливое вознаграждение за труд, право на государственную поддержку в связи с утратой рабочего места, достижения возраста нетрудоспособности и т.д.). Они нашли закрепление в социальном законодательстве европейских государств и государств Северной Америки в XIX- первой половине XX вв. Для реализации второго поколения прав (позитивных по природе) требуется организационная, координирующая и иная деятельность государства по их обеспечению.

В период после Второй мировой войны стало формироваться третье поколение прав человека – коллективных прав, т.е. прав каких-либо общностей людей (народов, детей, женщин и т.п.).

В последнее время некоторые ученые стали говорить о формировании четвертого поколения прав человека, т.е. прав всего человечества (право на мир, экологические, информационные права, право на ядерную безопасность и т. д.), которые являются достижением конца XX начала XXI вв.

Как указывалось выше и естественные и позитивные права нуждаются в эффективном механизме их обеспечения, которое может заключаться либо в их охране, либо создании материальных и организационных условий для их реализации. Решению данной проблемы служит институт гарантий. Назначение гарантий состоит в том, что они призваны обеспечить возможно более благоприятную обстановку, в атмосфере которой записанные в Конституции и законах права и свободы становились бы фактическим положением каждого отдельного человека.

Под гарантиями понимаютсяусловия и средства, обеспечивающие фактическую реализацию и всестороннюю охрану прав и свобод всех и каждого.

Система гарантий включает в себя: общие, юридические, организационные. В свою очередь общие гарантии делятся по социальной направленности на материальные, политические и духовные.

К материальным гарантиям относятся единство экономического пространства, свобода экономической деятельности, признание и защита равным образом всех видов собственности и т.д.

Политические гарантии – это система народовластия, возможность личности принимать участие в управлении делами государства и общества.

Духовные гарантии – это система культурных ценностей, основанных на любви и уважении к Отечеству, вере в добро и справедливость; это общественная сознательность и образованность человека.

Юридические гарантии представляют собой систему юридических средств и способов охраны и защиты прав человека и гражданина. Различают гарантии реализации и гарантии охраны.

К гарантиям реализации относятся: пределы прав и свобод, их конкретизация в текущем законодательстве; юридические факты, с которыми связывается их обладание и непосредственное пользование; процессуальные формы реализации; меры поощрения и льготы для стимулирования правомерной и инициативной их реализации.

 К гарантиям охраны относятся: конституционный контроль и надзор; меры защиты и меры ответственности виновных за нарушение прав и свобод личности; процессуальные формы осуществления контроля и надзора; средства предупреждения и профилактики нарушений прав личности и пр.

Юридические гарантии можно также классифицировать по характеру проявления на общие и специальные.

Общие гарантии вытекают из юридической природы и свойств тех источников права, в которых они закрепляются. Например, общими конституционными гарантиями являются:

- закрепление основных прав и свобод личности актом высшей юридической силы – конституцией;

- незыблемость основ конституционного строя.

Специальные гарантии делятся на внесудебные и судебные.

В Российской Федерации к внесудебным гарантиям относятся такие закрепленные Конституцией РФ гарантии, как:

1. запрет на применение любых нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15);

2. обеспечение государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ (т.е. защиты со стороны всех органов государства, ч. 1 ст. 45);

3. предоставление каждому права защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом;

4. запрет на издание законов отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55 КРФ)

и другие.

К судебным гарантиям (гарантиям правосудия) относятся:

1. равенство перед законом и судом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ);

2. гарантия подсудности (т.е. гарантия рассмотрения дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых рассмотрение данного дела отнесено законом, ч. 2 ст. 47 КРФ);

3. гарантии права на получение квалифицированной юридической помощи, а в случаях, предусмотренных законом, бесплатной юридической помощи (ст. 48 КРФ).

4. презумпция невиновности (ст. 49 КРФ);

5. запрет повторного осуждения за одно и то же преступление (ч. 1 ст. 50);

6. недопустимость принуждения к свидетельствованию против самого себя, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом ч. 1 ст. 51);

7. запрет обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность (ст. 54)

и другие.

Гарантии прав личности также классифицируют по сфере действия на внутригосударственные и международные.

Внутригосударственные гарантии – это система социально-экономических, политических, нравственных и правовых средств и условий, обеспечивающих непосредственную защиту прав человека и гражданина. Они закрепляются, прежде всего, в конституции государства и в правовых актах, имеющих конституционное значение.

Международные гарантии – это коллективные меры мирового сообщества, экономического, политического, идеологического, организационного характера, обеспечивающие охрану и защиту прав человека и гражданина. Политико-правовую систему данных гарантий составляют: Всеобщая Декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года; Международные Пакты о гражданских и политических правах, социальных, экономических и культурных правах (1966 г.); Европейская конвенция прав человека (1950 г.) и ряд дополнительных протоколов, другие международные документы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: