Вопрос 41. Типы правового регулирования. Правовой режим

 

В юридической литературе и на практике приводятся две формулы, на основе которых выделяют два типа правового регулирования:

Первая формула: «разрешено все, что прямо не запрещено законом». Соответственно в правовом регулировании выделяют общедозволительный тип. По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты, объем которых, как правило, невелик. Объем же дозволений не определен, то есть, возможно, все, что не запрещено. Общедозволительный тип применяется при регулировании правового статуса личности, реализации ею своих прав и свобод, и характерен для отраслей частного права.

Вторая формула: «запрещено все, что не разрешено законом». Соответственно выделяют запретительный тип правового регулирования. Участник правовых отношений подобного типа может совершать только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены. Таким образом регулируются правовой статус государственных органов и отношения между ними. В законе указывается точный, строго ограниченный объем полномочий государственных органов и должностных лиц, они не вправе произвольно расширять свою компетенцию, даже если это прямо не запрещено законом или должностной инструкцией. Иной тип регулирования неизбежно привел бы к анархии и произволу. Данный тип правового регулирования некоторые авторы называют разрешительным, но от этого его суть на меняется. Он присущ отраслям публичного права.

Но, безусловно, для отраслей права характерно сочетание обоих типов правового регулирования. Например, в гражданском праве доминирующим является общедозволительный тип правового регулирования, но присутствует и запретительный тип, когда мы говорим об институте опеки и попечительства.

Слово «режим» (от латинского - «управление») обозначает совокупность средств, мероприятий, норм для достижения кокой - либо цели. Поэтому правовой режим с точки зрения информационного подхода можно рассматривать как специфический вид правового регулирования, который выражен в своеобразном комплексе правовых стимулов и правовых ограничений.

Правовое ограничение - это правовое сдерживание противозаконного деяния, создающее условия для удовлетворения интересов контрсубъекта и общественных интересов в охране и защите.

Правовой стимул - это правовое побуждение к законопослушному поведению, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режима благоприятствования.

В зависимости от доминирующих в правовом режиме средств, он может быть либо:

- стимулирующим, который создает благоприятные условия для удовлетворения конкретной группы интересов, а иногда и сверхблагоприятные (режим наибольшего благоприятствования);

- либо ограничивающим, который нацелен на их комплексное сдерживание.

Правовое регулирование во многом «складывается» из определенных правовых режимов для тех или иных субъектов. Своеобразие правовых режимов наблюдается как внутри каждой отрасли, так и в правовой системе в целом. Правовой режим может включать все способы, методы, типы, но в различном сочетании, при доминирующей роли одних и вспомогательной роли других.

До недавнего прошлого в отношении человека и хозяйствующих структур в сфере экономики действовали в основном весьма жесткие правовое режимы ограничения, в которых господствующее место занимали нормы административного и уголовного права, состоящее преимущественно из запретов, обязанностей и наказаний, то есть правовых ограничений.

В современных условиях ясно, что только комплексное и доминирующее использование правовых стимулов увеличит шансы эффективного правового воздействия на сознание и поведение субъектов, на достижение ими социально полезного результата.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: