Вопрос 54. Стадии правотворческой деятельности

 

Правотворческая деятельность представляет собой определенную юридическую процедуру, то есть урегулированную правом последовательность тех или иных правотворческих действий, направленных на достижение конкретного правотворческого результата. Будучи процедурой сложной и длящейся во времени, она имеет определенные промежуточные этапы, называемые стадиями. На каждой стадии правотворческого процесса решаются конкретные задачи.

В Российской Федерации наиболее распространенной является такая форма правотворчества, как принятие нормативно-правовых актов органами государства. В рамках этой правотворческой процедуры наиболее разработана процедура принятия законов – она зафиксирована в Конституции РФ (глава 5). Рассмотрим систему стадий правотворчества на примере федерального законодательного процесса в Российской Федерации.

Законодательный процесс в Российской Федерации имеет несколько стадий:

1. законодательная инициатива (подготовка законопроекта и внесение его в Государственную Думу);

2. обсуждение законопроекта в Государственной Думе Федерального Собрания РФ и последующее принятие либо отклонение;

3. одобрение Советом Федерации Федерального Собрания РФ принятого Государственной Думой закона либо его отклонение;

4. подписание закона либо его отклонение (наложение вето) Президентом РФ;

5. опубликование закона - промульгация.

 Кроме того, существует несколько дополнительных стадий, связанных с отклонением Советом Федерации или Президентом принятого Государственной Думой закона:

1. обсуждение Государственной Думой поправок Совета Федерации к принятому Государственной Думой закону, их отклонение и принятие закона в прежнем виде либо принятие этих поправок;

2. обсуждение Государственной Думой поправок Президента в случае отклонения принятого Федеральным Собранием закона, их отклонение и принятие закона в прежнем виде либо принятие этих поправок;

3. обсуждение Советом Федерации закона, который принят Государственной Думой способом, указанным в предыдущем пункте; его принятие, либо отклонение, либо отклонение вслед за Государственной Думой поправок Президента.

 Таким образом, можно сделать вывод, что в правотворческом процессе присутствуют следующие общие стадии:

1) подготовка проекта нормативного правового акта и выдвижение инициативы его принятия;

2) рассмотрение проекта нормативного правового акта и его согласование с разными участниками данного процесса

3) промульгация нормативного правового акта (подписание и, при необходимости, опубликование).

 

 

Вопрос 55. Исторический тип права. Формационный и цивилизационный подходы к типологии права

 

Исторический тип права – это совокупность признаков, свойственных тем или иным правовым системам или правовым семьям в ходе поступательного развития человечества.

Типология права – как и государства – представлена двумя основными подходами: формационным и цивилизационным.

В рамках марксистской теории исторические типы права соотнесены с историческими типами государства, которые, в свою очередь, выделяются на основе формационной теории.

Здесь исторический тип государства и права выводится из определенного общественно-экономического строя, порожденного особым способом производства, и порождающего, в свою очередь, специфическую классовую структуру общества. Постулируется существование пяти формаций (первобытной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической) и четырех типов государства (рабовладельческого, феодального, капиталистического и социалистического). Поэтому различают рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое право. Право в полном смысле этого слова – «воля господствующего класса, возведенная в закон». Его не было в первобытном обществе – не будет и в идеальном коммунистическом. Подобная типология достаточно ограничена, так как оказывается не в состоянии охватить все многообразие исторических типов права. Например, религиозные модели права - мусульманское, индусское право - не могут быть отнесены ни к одному из перечисленных типов права.

Формационный подход, разработанный марксизмом, слишком категоричен, содержит элементы утопии.

Цивилизационный подход полагает, что каждое зрелое общество представляет собой цивилизацию – сложную систему взаимодействия экономики, культуры, религии и так далее. Такой поход позволяет учесть множество факторов, воздействующих на государство и право. Но цивилизационный подход обернулся избыточным плюрализмом. Так, если выстраивать типологию цивилизаций, исходя из технологических критериев, их будет три (аграрная, индустриальная и постиндустриальная). Если считать центральным элементом цивилизации религию, их будет не меньше шести (западная, православно-христианская, исламская, индуистская, дальневосточная, африканская). Наконец, если цивилизацию определять через тот или иной этнос, внесший заметный вклад в мировую историю, то счет пойдет на десятки угасших и еще живых локальных цивилизаций.

Современное правоведение все более тяготеет к различного рода цивилизационным теориям, в рамках которых право рассматривается в «связке» с определенным типом цивилизации. Много говорят о романо-германском праве, англосаксонском праве, славянском праве и т.д.

Стройную, четкую типологию права – да и государства – при таком подходе не выстроить.

По-видимому, необходим синтез различных способов познания государства и права, предполагающий основательную их переработку, сохранение достоинств и преодоление односторонностей, слабостей.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: