Правотворческая деятельность представляет собой определенную юридическую процедуру, то есть урегулированную правом последовательность тех или иных правотворческих действий, направленных на достижение конкретного правотворческого результата. Будучи процедурой сложной и длящейся во времени, она имеет определенные промежуточные этапы, называемые стадиями. На каждой стадии правотворческого процесса решаются конкретные задачи.
В Российской Федерации наиболее распространенной является такая форма правотворчества, как принятие нормативно-правовых актов органами государства. В рамках этой правотворческой процедуры наиболее разработана процедура принятия законов – она зафиксирована в Конституции РФ (глава 5). Рассмотрим систему стадий правотворчества на примере федерального законодательного процесса в Российской Федерации.
Законодательный процесс в Российской Федерации имеет несколько стадий:
1. законодательная инициатива (подготовка законопроекта и внесение его в Государственную Думу);
|
|
2. обсуждение законопроекта в Государственной Думе Федерального Собрания РФ и последующее принятие либо отклонение;
3. одобрение Советом Федерации Федерального Собрания РФ принятого Государственной Думой закона либо его отклонение;
4. подписание закона либо его отклонение (наложение вето) Президентом РФ;
5. опубликование закона - промульгация.
Кроме того, существует несколько дополнительных стадий, связанных с отклонением Советом Федерации или Президентом принятого Государственной Думой закона:
1. обсуждение Государственной Думой поправок Совета Федерации к принятому Государственной Думой закону, их отклонение и принятие закона в прежнем виде либо принятие этих поправок;
2. обсуждение Государственной Думой поправок Президента в случае отклонения принятого Федеральным Собранием закона, их отклонение и принятие закона в прежнем виде либо принятие этих поправок;
3. обсуждение Советом Федерации закона, который принят Государственной Думой способом, указанным в предыдущем пункте; его принятие, либо отклонение, либо отклонение вслед за Государственной Думой поправок Президента.
Таким образом, можно сделать вывод, что в правотворческом процессе присутствуют следующие общие стадии:
1) подготовка проекта нормативного правового акта и выдвижение инициативы его принятия;
2) рассмотрение проекта нормативного правового акта и его согласование с разными участниками данного процесса
3) промульгация нормативного правового акта (подписание и, при необходимости, опубликование).
Вопрос 55. Исторический тип права. Формационный и цивилизационный подходы к типологии права
|
|
Исторический тип права – это совокупность признаков, свойственных тем или иным правовым системам или правовым семьям в ходе поступательного развития человечества.
Типология права – как и государства – представлена двумя основными подходами: формационным и цивилизационным.
В рамках марксистской теории исторические типы права соотнесены с историческими типами государства, которые, в свою очередь, выделяются на основе формационной теории.
Здесь исторический тип государства и права выводится из определенного общественно-экономического строя, порожденного особым способом производства, и порождающего, в свою очередь, специфическую классовую структуру общества. Постулируется существование пяти формаций (первобытной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической) и четырех типов государства (рабовладельческого, феодального, капиталистического и социалистического). Поэтому различают рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое право. Право в полном смысле этого слова – «воля господствующего класса, возведенная в закон». Его не было в первобытном обществе – не будет и в идеальном коммунистическом. Подобная типология достаточно ограничена, так как оказывается не в состоянии охватить все многообразие исторических типов права. Например, религиозные модели права - мусульманское, индусское право - не могут быть отнесены ни к одному из перечисленных типов права.
Формационный подход, разработанный марксизмом, слишком категоричен, содержит элементы утопии.
Цивилизационный подход полагает, что каждое зрелое общество представляет собой цивилизацию – сложную систему взаимодействия экономики, культуры, религии и так далее. Такой поход позволяет учесть множество факторов, воздействующих на государство и право. Но цивилизационный подход обернулся избыточным плюрализмом. Так, если выстраивать типологию цивилизаций, исходя из технологических критериев, их будет три (аграрная, индустриальная и постиндустриальная). Если считать центральным элементом цивилизации религию, их будет не меньше шести (западная, православно-христианская, исламская, индуистская, дальневосточная, африканская). Наконец, если цивилизацию определять через тот или иной этнос, внесший заметный вклад в мировую историю, то счет пойдет на десятки угасших и еще живых локальных цивилизаций.
Современное правоведение все более тяготеет к различного рода цивилизационным теориям, в рамках которых право рассматривается в «связке» с определенным типом цивилизации. Много говорят о романо-германском праве, англосаксонском праве, славянском праве и т.д.
Стройную, четкую типологию права – да и государства – при таком подходе не выстроить.
По-видимому, необходим синтез различных способов познания государства и права, предполагающий основательную их переработку, сохранение достоинств и преодоление односторонностей, слабостей.