Билет № 19
1. Понятие и признаки государственного органа. Классификация государственных органов.
«Клеточкой, единицей государственного аппарата является государственный орган. Он весьма существенно отличается, например, от политических партий, хозяйственных организаций, социально-культурных учреждений. Во-первых, государственный орган призван выполнять управленческую деятельность, отвечающую интересам если не всех, то многих граждан. Во-вторых, он наделяется компетенцией, т. е. кругом целей и задач. В-третьих, он имеет властные полномочия в определенной сфере общественной жизни. Властные полномочия — это право давать указания (конкретные, или индивидуальные, либо нормативные), имеющие обязательный характер. Например, предписание санэпидстанции закрыть столовую, не отвечающую санитарным требованиям, вызов в суд для дачи показаний следует отнести к индивидуальным указаниям, распоряжениям, а такие, как установление оплаты проезда в транспорте, налогов, обязанности регистрации вновь организуемой фирмы, — к числу нормативных. В-четвертых, за нарушения распоряжений компетентных государственных органов могут применяться санкции, т. е. неблагоприятные последствия (штраф, лишение свободы, конфискация имущества и др.). В-пятых, каждый государственный орган имеет: а) государственное, казенное имущество, которое находится в его оперативном управлении; б) финансовые средства (свой счет в банке), основной источник которых — государственный бюджет; в) установленную для него организационную структуру, связанную с ней систему служебной подчиненности и служебную дисциплину». Т.В.Кашанина
|
|
Государственный орган — это звено (элемент) механизма государства, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями.
Классификация органов государства.
Государственные органы многообразны. Они могут подразделяться в зависимости от следующих критериев[7]:
1. По порядку образования органы государства классифицируются на органы, избираемые непосредственно народом (Президент РФ, Государственная Дума РФ, законодательные органы субъектов Федерации), и органы, формируемые другими государственными органами (Правительство РФ, Конституционный Суд РФ и пр.);
2. По форме реализации государственной деятельности – на законодательные (представительные), исполнительно-распорядительные, судебные, контрольно-надзорные органы.
3. По принципу разделения властей – на законодательные, исполнительные и судебные;
4. По иерархии – на центральные, республиканские и местные;
|
|
5. По характеру подчинённости – на органы исключительно "вертикального" подчинения (прокуратура, суд и т.п.) и органы "двойного", или "вертикально-горизонтального", подчинения (милиция, государственные банки и т.д.);
6. По срокам полномочий – на постоянные, которые создаются без ограничения срока действия (прокуратура, милиция, суд), и временные, которые создаются для достижения краткосрочных целей (временная администрация в условиях режима чрезвычайного положения);
7. По порядку осуществления компетенции – на коллегиальные и едино начальные;
8. По правовым формам деятельности – на правотворческие, правоприменительные и правоохранительные;
9. По характеру компетенции – на органы общей компетенции, которые в пределах своих полномочий принимают решения по любым вопросам (правительство), и органы специальной компетенции, осуществляющие деятельность в какой-либо одной сфере общественной жизни (министерства).
Таким образом, существует большое количество классификаций государственных органов, каждая из которых позволяет познать определённую группу подобных органов.
2. Реализация права: понятие, формы.
Реализация правовых норм - это такое поведение субъектов права, которое полностью согласуется с предписаниями правовых норм и исходит из них (правомерное поведение), практическая деятельность по приобретению, использованию прав и выполнению юридических обязанностей. Реализация права составляет непосредственный результат правового регулирования, конкретное его проявление.
Нормы права реализуются в различных формах. Так, одна из форм реализации норм права - воздержание от действий, запрещенных правом (соблюдение). Нормы права могут реализоваться и в форме активных действий субъектов права по осуществлению некоторых предусмотренных нормами права правомочий (использование) и исполнению юридических обязанностей. Например, участие в демонстрации (реализация правомочия) или исполнение обязанности по оказанию лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии, необходимой помощи (реализация обязанности). В перечисленных случаях реализации правовых норм правоотношения не возникают. То есть в некоторых случаях правовые нормы могут реализоваться и вне правоотношений. В результате реализации субъектами права предписаний правовых норм в указанных выше формах не возникает юридически значимых последствий. Правовые нормы могут реализоваться также посредством правоотношений. В зависимости от характера связи субъектов правоотношений, различаются два самостоятельных вида реализации права через правоотношения. Во-первых, правоотношения могут возникнуть между субъектами, отношения между которыми основаны на юридическом равенстве сторон, их автономном положении по отношению друг к другу. Здесь нет элемента подчиненности одного другому. В таких отношениях участвуют граждане, юридические лица, которые заключают разного рода сделки, договоры между собой. Эту форму реализации права можно условно назвать гражданско-правовой, автономной. Вторая форма - так называемая административная или властная. В этом случае властный орган либо сам выступает одной из сторон в правоотношении (отношение по поводу назначения пенсии), либо своим властным, авторитарным решением устанавливает право либо обязанность конкретного лица (установление факта отцовства). Такая форма реализации права называется применением права.
ИЛИ ТАК:
Соблюдение норм права имеет место тогда, когда субъекты воздерживаются
от совершения действий, запрещаемых правом. Это пассивная форма поведения
субъектов в сфере правового регулирования. В большинстве случаев,
соблюдение права происходит незаметно, обычно не фиксируется. Именно
|
|
поэтому его юридический характер ярко не проявляется. В этой форме
реализуются запрещающие нормы.
Исполнение норм права происходит, когда субъекты исполняют возложенные
на них юридические обязанности. В этих случаях они действуют активно. В
данной форме реализуются обязывающие нормы права. Например, пассажир
общественного транспорта, пробивая талон, выполняет юридическую
обязанность - оплачивает проезд, следовательно, исполняет норму права.
Использование норм права - когда субъекты по своему усмотрению, желанию
используют предоставленные им права. В отличии от соблюдения и исполнения,
связанных с реализацией запретов и юридических обязанностей, использование
представляет собой совершение дозволяемых правом действий. Путем
использования реализуются управомочивающие нормы.
Эти три формы реализации, в ходе которых юридические нормы
претворяются в жизнь непосредственно действиями самих субъектов
общественных отношений, принято называть формами непосредственной
реализации права.