Теории возникновения и развития государства

Теологическая — возникновение государства объясняется волей сверхприродного существа (бога). Так, немецкий философ Г.В.Ф. Ге- гель (1770—1831) связывал возникновение государства с «шествием Бога в мире». Из божественного установления выводил генезис го- сударства К.П. Победоносцев (1827—1907), политический деятель России, ученый-правовед.

Патриархальная — ее автор — мыслитель XVIII в. Р. Филмер. По его теории государство возникло в процессе механического соедине- ния родов в племена, племен — в большие целостности — вплоть до государственных образований. На всех этапах сохраняется принцип патриархальной опекунской власти, характерной для первичных форм. Теорияобщественногодоговора —сформироваласьвXVII—XVIIIвв.

в условиях развития европейского абсолютизма. Называется Она так- же контрактной теорией государства. Зародились подобные взгляды в Древней Греции (Эпикур, 341—270 до н.э.). В более поздние вре- мена ее представителями были Г. Гроций (1583—1645), Ж.-Ж. Руссо (1712—1778) и Т. Гоббс (1588—1679). Теория общественного догово- ра исходит из того, что государство — результат своеобразного до- говора, заключенного между суверенным властителем и подданны- ми. Причины заключения такого договора объяснялись различно. По мнению Т. Гоббса, сильнейшим мотивом, побуждающим людей

1 Краснов Ю.К., Кривогуз И.М., Неминущий В.П. Основы науки о политике. Ч. I. М., 1993. С. 156.


(человека) к созданию государства, является страх перед агрессией со стороны других людей, опасение за свою жизнь, свободу и иму- щество. Поэтому люди сами пришли к необходимости облечь кого-то властью в целях обеспечения своей жизни. Гоббс первым выступил про- тив теории божественного происхождения королевской власти. Свою теорию он изложил в главном своем произведении «Левиафан» (1651).

Английский философ и политический мыслитель Дж. Локк (16321704) на первый план поставил человеческий разум, пришедший к пониманию необходимости создания специального органа — го- сударства, способного лучше обеспечить естественные права людей (такими он считал право на жизнь, свободу и собственность), чем их традиционные, догосударственные формы общежития1.

Выдающийся французский философ, моралист и политический мыслитель Ж.-Ж. Руссо признавал необходимыми коллективные фор- мы жизни, потому что в одиночку человек не может противостоять внешним факторам — стихийным бедствиям, нападению врагов, появлению частной собственности. Отсюда — «договор всех со все- ми», провозгласивший народ коллективным сувереном власти. Главный труд Руссо, в котором изложена эта теория, — «Общест- венныйдоговор» (1762).

Теории общественного договора (контрактные теории государ- ства) в определенной мере отражают исторические факты. Так, в Древнем Новгороде существовала договорная система княжения. Здесь с князем, который приглашался для правления, заключался договор с определением срока его действия. Невыполнение такого договора могло повлечь за собой изгнание князя.

Другим примером создания государства под прямым влиянием теории общественного договора являются США. Однако ученые- политологи считают, что контрактные теории государства преувели- чивают роль разума, договорных начал в его создании. Государство возникло, как показывает политическая антропология, не в результа- те добровольной передачи людьми части своих прав специально соз- данному для их защиты и общественного порядка органу, а в ре- зультате длительного естественно-исторического развития общества. Теория насилия — получила распространение в XIX в. Наиболее известные представители этого направления — австрийский уче- ный Л. Гумплович (1838—1909) и немецкий ученый Ф. Оппенгеймер (1864—1943). По Оппенгеймеру, государство возникает не вследствие внутреннего классового расслоения общества, а в результате внешних завоеваний, т.е. завоеваний одних народов другими, а также полити- ческого насилия, которые ведут к углублению социального нера- венства, образованию классов и эксплуатации. Согласно точке зре- ния Л. Гумпловича, государство в его первоначальной форме было организацией господства победителей над побежденными. Этих же взглядов придерживался немецкий философ Е. Дюринг (1833—1921).

1 Основы политологии. Краткий словарь. М., 1993. С. 69—70.


Насилие на государственном уровне может привести только к одному результату — к ответному насилию.

Нельсон Мандела

Завоевания, безусловно, влияли на образование и развитие го- сударства, но политологи считают, что их абсолютизировать не сле- дует, поскольку действовали и другие факторы.

Марксистская теория государства исходит из того, что государ- ство возникает в результате деления общества на классы; оно вы- ражает интересы господствующего класса. Но марксизм не отрицает и воздействие других факторов (восприятие чуждых образцов с уже наличными в них государственными структурами, внутриэтнические отношения единой государственной общности, наличие угрозы данной общности извне, географические факторы).

Марксизм признает государство основным элементом надстройки, концентрирующим в себе наибольшую совокупность свойств и средств, необходимых для реализации интересов экономически господствую- щих классов. Осуществляя власть этих классов, оно создает и под- держивает правовые, этические, идеологические, научные, эстетические и т.п. системы, назначение которых — обосновывать и оправдывать интересы этих классов. Это означает, что любая динамика государ- ственных институтов, их изменения в ходе эволюции и качественные преобразования объясняются динамикой общественно-экономичес- ких отношений. Поэтому в марксистской теории государства типы государства определяются базисом общества: рабовладельческое, фео- дальное, буржуазное и социалистическое государства (выделяется также и азиатский тип государства).

В марксистской теории государства поставлена проблема отми- рания государства. Однако ни в одном из ныне существующих го- сударственно-образованных обществ предпосылок отмирания госу- дарства не наблюдается.

Естественно-историческиеконцепции государстварассматривают его как органически присущую человечеству на определенной ста- дии развития форму общежития. Без такой формы общежития об- щество обречено на деградацию и распад. Такие концепции разра- батываются на современном этапе, хотя подобные идеи высказывал Аристотель (384—322 до н.э.).

Современная теория генезиса государства считает, что государст- во возникает «в результате разложения родоплеменного строя, по- степенного обособления от общества слоя вождей и их прибли- женных и средоточия у них управленческих функций, ресурсов власти и социальных привилегий под воздействием целого ряда факторов»1.

1 Основы политической науки: Учеб. пособие / Под ред. В.П. Пугачева. Ч. I. M., 1995. С. 204-205.


Помимо факторов, рассмотренных при характеристике различ- ных теорий происхождения государства, называют также следующие:

• развитие общественного разделения труда, выделение управлен- ческого труда, в целях повышения его эффективности, в специ- альную отрасль;

• возникновение в ходе развития общественного производства частной собственности, классов и эксплуатации;

• демографические факторы, изменения в воспроизводстве са- мого человека.

Рост численности и плотности населения, переход народов от кочевого образа жизни к оседлому, а также запрет кровосмешения и упорядочение брачных отношений между родами — все это по- вышало, по мнению политологов, потребности общества в регули- ровании взаимосвязей людей данной территории.

Антропологические факторы

Антропологические факторы означают, что государственная фор- ма организации коренится в самой общественной природе человека. Так, Аристотель в своем труде «Политика» писал, что государство, подобно семье и селению, «есть естественная форма общежития»1.

В научной литературе отмечаются и некоторые другие факторы, влияющие на образование государства и его особенности: геогра- фическое положение, наличие или отсутствие естественных границ, климатические условия, плодородные земли.

Многочисленные исследования государства показывают, что оно возникает и развивается под влиянием целого ряда факторов, среди которых выделить один в качестве определяющего невозможно.

В ходе общественного развития по мере стирания классовых противоположностей и демократизации общества государство все более становится надклассовой, общенациональной организацией.

Государство как образование существует уже на протяжении тыся- челетий (с IV тыс. до н.э.). Оно изменялось вместе с развитием все- го общества.

Формы государства Для определения формы государства приме- няют три критерия:

форма правления, или отношения между центральными органами государственного аппарата (например, правительство — парламент, президент — правительство, верховный суд — парламент);

политический режим, или совокупность средств и методов осу- ществления государственной власти (например, авторитарный, де- мократический, фашистский и т.п.);

структура государства, или отношение сфер компетенции меж- ду центральной властью и территориальными органами государст- венной власти (унитарный строй, федеральный, конфедерация).

1 Основы политической науки: Учеб. пособие / Под ред. В.П. Пугачева. Ч. I. M., 1995. С. 207.


1. По способу организации высшей власти (форме правления) госу- дарства подразделяются на монархии и республики.

В монархии формальным источником власти является одно лицо. Глава государства получает пост по наследству, независимо от из- бирателей или представительных органов власти.

Разновидности монархии:

1) абсолютная (Саудовская Аравия, Катар, Оман) — всевластие монарха, т.е. главы государства;

2) конституционная — полномочия монарха ограничены кон- ституцией. Различают монархию дуалистическую (Иордания, Ку- вейт, Марокко) — монарх наделен преимущественно исполнитель- ной властью и лишь частично законодательной;

3) парламентская — хотя главой государства считается монарх, он фактически обладает представительскими функциями и лишь частично исполнительными; иногда он имеет право вето на реше- ния парламента, которым практически не пользуется.

Монархия была господствующей формой правления на протяже- нии тысячелетий. В настоящее время монархий осталось немного, почти все они парламентские, и монархи в них царствуют, но не управляют. Правительство в них формируется парламентским боль- шинством и подчинено парламенту, а не монарху. Монархия сохраня- ется в таких европейских государствах, как Великобритания, Швеция, Дания, Испания и др. Фактически они мало отличаются от республик. В республике источник власти — народное большинство, ее выс-

шие органы избираются гражданами.

В монархиях раздоры легко прекращаются, потому что государь облада- ет принудительной властью, которая укрощает обе партии. В республи- ках они более длительны, потому что зло поражает обычно ту самую власть, которая могла бы его устранить (Монтескье Ш. Избранные про- изведения. Размышления о причинах величия и падения римлян. М.: Госполитиздат, 1955. С. 60).

Разновидности республик:

1. Парламентская — ее главная отличительная черта — образо- вание правительства на парламентской основе (как правило, парла- ментским большинством) и его формальная ответственность перед парламентом.

Функции парламента: формирует и поддерживает правительство; издает законы, принимаемые правительством к исполнению; ут- верждает (вотирует) государственный бюджет; осуществляет кон- троль над правительством вплоть до выражения вотума недоверия (это ведет к отставке правительства или роспуску парламента). Парламент критически оценивает политику правительства и пред- ставляет альтернативные варианты курса.

Функции правительства: обладает исполнительной властью, ино- гда и законодательной инициативой. Правительство может ходатай-


ствовать перед президентом о роспуске парламента. Во многих странах членство в правительстве совместимо с сохранением депутатского мандата, что позволяет привлекать в правительство лидеров правящих партий и влиятельных депутатов парламентского большинства. Благо- даря этому правительство может контролировать парламент и полу- чать массовую партийную поддержку.

При такой организации власти руководитель правительства (пре- мьер-министр, канцлер) — фактически первое лицо в политической иерархии, хотя главой государства официально не является. У прези- дента более скромное место. Его избирает либо парламент, либо со- брание выборщиков, либо народ. У него обычно представительские и церемониальные функции.

2. Президентская достаточно распространенная форма рес- публиканского правления. Отличительная ее черта — президент одновременно является и главой государства, и главой правительст- ва. Он руководит внутренней и внешней политикой, он — главно- командующий вооруженных сил. Чаще всего при такой форме правления президент избирается прямо народом, но может и колле- гией выборщиков. Примером являются США.

Президент (в США и с одобрения сената) назначает членов ка- бинета министров. Кабинет министров ответствен перед президен- том, а не перед парламентом. При такой организации высшей вла- сти правительство, как правило, отличается стабильностью. Здесь четко разграничена законодательная и исполнительная ветви вла- сти, они имеют значительную самостоятельность. У парламента нет права о вынесении вотума недоверия правительству, а у президента — права распустить парламент. Такое допускается только в случае ан- тиконституционных действий или преступлений со стороны прези- дента, тогда ему может быть выражен импичмент.

Ограничение действий президента возможно с помощью зако- нов и через утверждение бюджета. Президент имеет право отлага- тельного вето на решения парламента.

Президентская республика в Западной Европе не получила рас- пространения.

3. Полупрезидентская (смешанная) третья основная разновид- ность республики. Австрия, Ирландия, Португалия, Польша, Финлян- дия, Франция — полупрезидентские республики. Сильная прези- дентская власть сочетается с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. При такой форме правления президент как глава государства на заседаниях правительства председательст- вует, а также выступает арбитром между законодателями и правитель- ством. Самая отличительная черта полупрезидентской республики — двойная ответственность правительства — перед президентом и пе- ред парламентом.

Классический образец полупрезидентской республики — Фран- ция, где президент и парламент избираются независимо друг от друга.


В этой стране парламент не имеет права сместить президента. Пре- зидент обладает правом распустить парламент, но он обязательно должен назвать дату внеочередных парламентских выборов.

Функции президента: глава государства, верховный главнокоман- дующий, представитель страны в международных отношениях. Ему принадлежит право вето на решения парламента, единоличного вве- дения чрезвычайного положения. Однако в период его действия президент утрачивает право на роспуск парламента.

Глава правительства в такой республике назначается президен- том без согласия парламента, с учетом расклада политических сил.

Правом законодательной инициативы обладает премьер-министр, он ответствен за работу правительства.

Парламент контролирует правительство через утверждение еже- годного бюджета или вынесение вотума недоверия.

2. Пораспределениювластимеждуцентромитерриториальными единицами государства подразделяются на: унитарные, федератив- ные и конфедеративные. Территориальная организация государства характеризуется соотношением целого и частей, центральных и ре- гиональных органов власти.

Унитарноегосударство —этоединая,политическиоднороднаяор- ганизация. Государство объединяет административно-территориальные единицы, которые собственной государственности не имеют. В нем лишь один субъект суверенитета — народ, единая конституция, единое гражданство. Все государственные органы, включая судеб- ные, составляют одну систему. Они действуют на единых правовых нормах. Как правило, унитарные государства сформировывались там, где в стране многонациональное население. Исключение составляет Испания, где имеются инонациональные образования, пользую- щиеся автономией. Права и компетенции автономии определяет центральная власть.

Унитарные государства подразделяются на централизованные (Ве- ликобритания, Швеция, Дания и др.) и децентрализованные (Фран- ция, Италия, Испания).

Централизованные государства — местным, низовым органам уп- равления может быть предоставлена достаточно широкая самостоя- тельность (самоуправление). Средние уровни управления не обла- дают существенной автономией и ориентированы на выполнение решений центра.

Децентрализованные государства — крупные регионы пользуются широкой автономией и даже располагают парламентами, прави- тельствами и административно-управленческими структурами. Эти местные структуры самостоятельно решают вопросы, переданные им центром (особенно по образованию, коммунальному хозяйству, охране общественного порядка и др.). Однако местные органы вла- сти ограничены в области собственного налогообложения, они сильно зависимы от центра в финансовом отношении.


Федеративное государство — субъектами государственного суве- ренитета выступают и крупные территориальные образования (шта- ты, земли, кантоны и т.п.), и весь народ, состоящий из равноправ- ных граждан.

Федерация представляет союз государств, которые являются са- мостоятельными в пределах, распределенных между ними и цен- тром компетенций. Они имеют собственную конституцию, законода- тельные, исполнительные и судебные органы, иногда даже двойное гражданство.

Федеративный принцип устройства государства обеспечивает свободное объединение и равноправное взаимодействие общностей, обладающих этническими, историко-экономическими, культурными, религиозными, лингвистическими и другими особенностями. В та- ком государстве должны создаваться оптимальные возможности для выражения региональных и других интересов меньшинств, а также приближение власти и управления к гражданам.

Федерация — государство, где распределение функций между субъектами и центром зафиксировано в конституции. Без согласия субъектов федерации конституция не может быть изменена. Вопро- сы распределяются по компетенции органов — союзных, субъектов федерации, совместных, остаточных, т.е. не зафиксированных в кон- ституции. Права и полномочия союзного руководства и всех субъ- ектов федерации контролирует особый суд, он независимый. Кон- тролирующий орган — двухпалатный парламент, верхняя палата которого формируется из представителей штатов, земель и т.п.

Члены федерации не имеют индивидуального суверенитета, не имеют права одностороннего выхода из союзного государства. По конституции союзное государство имеет право вмешательства во внутренние дела членов федерации (чрезвычайное положение, си- туация — стихийные бедствия, массовые беспорядки). Такая форма территориального государственного устройства показала свою жиз- неспособность.

Конфедерация — постоянный союз самостоятельных государств, объединенных для осуществления конкретных совместных целей. Члены конфедерации полностью сохраняют государственный суве- ренитет. В компетенцию союза передается только ограниченное число вопросов, как правило, по обороне, внешней политике, транспорту и связи. Конфедерации существовали в США (1776— 1787), Швейцарии (до 1848), Германии (1815—1867) и некоторых других странах. Такая форма государственного образования недос- таточно прочна, она эволюционирует в федерацию или распадается.

3. По политическому режиму государства подразделяются на де- мократические, авторитарные и тоталитарные.

Политический режим определяется сочетанием политической культуры, соотношением государства и общества, соотношением властей, соотношением политических сил. Политический режим вы-


ражается в своеобразии осуществления государством его функций, в стиле политического руководства.

На современном этапе мирового сообщества политические ре- жимы более разнообразны, чем прежде. Выделяют три основных ти- па политических режимов (критерий — отношение к человеку и об- ществу): демократический, авторитарный и тоталитарный1.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: