Теоретическое обоснование сущности, социального предназначения и функций гос-ва

Первый древнейший концептуальный подход на двух теориях:

- патриархальной (развитие в эпоху средневекового абсолютизма)

- теологической (создатели считали, что гос-во вечно сущ-ет, поэтому каждый обязан подчиняться).

Второй концептуальный подход: теория общ-го договора (Руссо – концепция народного суверенитета). Суверенитет и подконтрольность.

Теория насилия – в рамках третьего концептуального подхода вместе с классовой теорией. Теория насилия объясняет возникновение гос-ва поддержанием на завоеванных территориях порядка (Гумплович).

 

Четвертый подход обусловлен развитием естественных наук - органическая и психологическая теории XIX – XX веков. Органик – Вебер, психолог - Петражицкий. Органическая теория – гос-во и общ-во сравниваются с организмом человека.

Гос-во – это форма организации общ-ва, которая позволяет добиться в нем определенного порядка.

По мере развития общ-ва в нем складываются подсистемы, которые связаны между собой: экономическая, полит-я, соц-я и др. Гос-во представляет собой сис-му, внешнее выражение которой находит в форме организации общ-ва.

Место гос-ва в полит-й и экономической системе общ-ва: гос-во продукт общ-ва и важнейший элемент его структуры.

Полит-я система – это организационное выражение всей взаимосвязанной совокупности институтов публичной власти, а также граждан, участвующих в формировании гос-ной власти.

Субъективный состав полит-й системы образуется на основании законов, их уставов и программ. В полит-й системе общ-ва гос-во является главным полновластным субъектом. Гос-во контролирует деят-ть субъектов полит-й системы. Полит-я система в период революции утрачивает свои системные свойства.

Экономическая система общ-ва является организационным выражением взаимосвязанных общ-х предприятий, органов самоуправл-я, физических лиц, участвующих в хозяйственном обороте. Здесь роль гос-ва иная, чем в полит-й системе: с одной стороны гос-во выступает как полновластный субъект, с другой стороны является равноправным участником хозяйственного оборота.

 

Гос-венный суверенитет и иные виды суверенитета. Особенности гос-го суверенитета в условиях федерации и межгос-х объединений.

Гос-во как официальный представитель народа в состоянии выражать волю своих граждан, обеспечивать их права и интересы в полном объёме только тогда, когда оно является суверенным. Под суверенитетом гос-ва пони­мается верховенство и независимость гос-ной вла­сти внутри своей страны и по отношению к другим гос-вам. Как важнейшее свойство гос-ной власти су­веренитет является качественным признаком самого гос-ва.

Суверенитет гос-ва исходит из суверенитета на­рода. Народ является создателем и носителем суверенитета гос-ва, волеизъявление народа порождает гос-венную власть. В то же время народ выступает как свое­образный гарант гос-го суверенитета, ибо лю­бое ущемление независимости гос-ва, умаление вер­ховенства власти означает нарушение коренных интересов народа, создает источники внутренних или международных конфликтов.

Верховенство гос-ной власти — это, прежде всего, ее неограниченность ничем, кроме Конституции, ес­тественного права и законов. Оно также выражается в том, что на территории гос-ва нет другой, конкурирующей власти, издающей параллельные законы и регулирующей права и свободы граждан, т. е. исключается двоевластие и признается единственная легитимность и высшая юр сила законов, издаваемых высшими органами гос-ной власти.

Независимость гос-ной власти означает, что она сама и только сама вправе принимать нормативные акты и обеспечивать конституционный правопорядок. Никакие политические и иные силы не могут вмешиваться в исклю­чительное право каждого гос-го органа действо­вать в пределах своей конституционной компетенции. Эта самостоятельность гос-ной власти обеспечивается отсутствием зависимости (полит-й, финансовой и др.) гос-х органов от кого бы то ни было внутри и вне пределов гос-ва.

Суверенитет гос-ва — неотъемлемое свойство каж­дого гос-ва.

Важный аспект суверенитета — неприкосновенность тер­ритории. Это положение Конституции обращено вовне гос-ва, оно призвано подчеркнуть неприемлемость чьих бы то ни было притязаний на территорию России и решимость защищать ее в случае нападения или демографической экс­пансии.

 Национальный суверенитет

В современном международном праве, помимо гос-го суверенитета, сформировалось понятие нац-ного суверенитета, понимаемого как право каждой нации на самоопределение. Содержанием нац-ного суверенитета является полновластие нации и её полит-я свобода выбирать свою гос-венно-правовую организ-ю и форму взаимоотн-й с другими нациями. Обеспечивается суверенитет нации социально-экономическим и политическим устройством общ-ва, т.е. он не является изначально любой нации присущим. По своей сути национальный суверенитет является демократическим принципом, реализация которого зависит от осознания нацией своих жизненных интересов, объективно вытекающих из условий её существования и развития.

Народный суверенитет

Доктрина народного суверенитета была разработана в XVIII в. французским мыслителем Руссо, называвшим суверена ни чем иным, как коллективным существом, образуемым из частных лиц, в совокупности получивших имя народа.

Суть народного суверенитета заключается в верховенстве народа в гос-ве. При этом народ рассматривается как единственный законный и правомерный носитель верховной власти или как источник гос-го суверенитета. Народный суверенитет является антагонистом суверенитета монарха, при котором монарх рассматривается не как член народа, а как индивидуальная личность - носитель суверенной (абсолютистской, самодержавной) гос-ной власти. Понятия народного суверенитета и гос-го суверенитета также различны, но не противопоставлены друг другу, поскольку в первом случае раскрывается вопрос о высшей власти в гос-ве, а во втором — вопрос о верховности власти самого гос-ва.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: