Понятие типа гос-ва относится к числу важнейших категорий теории гос-ва и права.
В настоящее время выделяют два основных подхода к типологии гос-ва: формационный и цивилизационный.
До недавнего времени формационный подход признавался у нас в качестве единственно возможного и научного, поскольку выражал марксистское отн-е к вопросу о типе гос-ва. Суть его в том, что выяснение типа гос-ва основывается на понимании истории как естественноистор-го процесса смены общественно-экономических формаций, каждой из которых в условиях существования классов соответствует определенный тип гос-ва. Аналогично понятием типа гос-ва охватываются общие, наиболее сущ-ные признаки, характерные для всех гос-в одной и той же социально-экономической формации. Тип гос-ва означает конкретизацию, определенность его экономической основы, классовой сущности и социального назначения.
Для определения типа гос-ва в данном значении необходимо ответить на три вопроса.
Какой общественно-экономической формации, какому типу производственных отн-й соответствует данное гос-во? Орудием какого класса оно является? Каково социальное назначение данного гос-ва?
|
|
Для обозначения выделяемых на этом основании типов гос-ва используется термин «исторические типы гос-ва». Это рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический типы гос-ва.
Первые три из них охватываются единым родовым понятием эксплуататорского гос-ва.
Одной из наиболее распространенных и харак-х направлений цивилизационного подхода является «теория стадий экономического роста», автор - Уолт Ростоу. Согласно этой теории все общ-ва по экономическому развитию можно отнести к одной из пяти стадий: традиционное общ-во; переходное общ-во, в котором закладываются основы преобразований; общ-во, переживающее процесс сдвига; созревающее общ-во и общ-во, достигшее высокого уровня народного потребления.
К первой стадии Ростоу относит общ-во, основанное на доньютоновской науке и технике и на преобладании сельского хозяйства. Вторая стадия — это период трансформации «традиционного общ-ва» в более развитый период закладывания основ для «сдвига» в области обрабатывающей промышленности. Третья стадия — «сдвиг», «взлет» научно-технического развития как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Четвертая стадия характеризуется как пора «зрелости», когда на основе применения современных научно-технических достижений во всей массе ресурсов общ-ва и значительного роста инвестирования нац-ного дохода достигается устойчивое превышение выпуска продукции над ростом населения. И, наконец, пятая стадия — это период «высокого уровня массового потребления», в который ведущие секторы экономики переходят на производство предметов потребления длительного пользования и услуг.
|
|
В соответствии с рассматриваемой концепцией именно на пятой стадии возникает общ-во, которое можно назвать «гос-вом всеобщего благоденствия».
Представителем другого направления цивилизационного подхода к вопросу о типах гос-ва является английский историк А.Тойнби. Он сформулировал концепцию цивилизации, под которой понимает замкнутое и локальное состояние общ-ва, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и других признаков. В соответствии с ним он выделяет в мировой истории более 20 цивилизаций, не связанных между собой какими-либо общими закономерностями развития, а существующих, подобно ветвям дерева, рядом друг с другом.
При изучении вопроса о типах гос-ва следует пользоваться одновременно как формационным, так и цивилизационным подходами, не допуская их противопоставления. Позитивные стороны того и другого, взятые в единстве, дополняя друг друга, позволяют более глубоко и конкретно понять эту сложную проблему.
Функции современного российского гос-ва: понятие, юридическое оформление и реализация.
Функции гос-ва — основные направления его деятельности, обусловленные объективной потребностью объединенных обменными отношениями людей решать общие дела, содержание которых задано характером исторически определенного общества.
Современная трактовка функционирования гос-венно-организованного общ-ва свидетельствует о том, что в деятельности гос-ва присутствуют как классовые, так и общесоц-е начала. Если гос-во представляет собой полит-ю организ-ю экономически господствующего класса, общ-во носит ярко выраженную классовую стр-ру, где отдельные его части противостоят друг другу в силу различного отношения к средствам производства, то функц-ние гос-ва посвящено преимущественно охране интересов господствующего или доминирующего (по признаку собственности) класса.
Целью современного российского гос-ва является формир-е гражданского общ-ва, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Изменение цели функционирования гос-ва повлекло изменение его задач: обеспечить переход к рыночным отношениям; гарантировать свободу предпринимательства и добросовестной конкуренции; создать условия для реализации каждым права быть собственником; провести полит-ю реформу в интересах народа для дальнейшей демократизации, полит-й системы.
Внутренние функции современного российского гос-ва существенно не изменились: экономическая; оказания социальных услуг; экологическая; охраны правопорядка, прав и свобод граждан. Внешние же претерпели большие изменения. В частности, появились самостоятельные функции борьбы с международными преступлениями; международной охраны окружающей среды, а также, функция интеграции в мировую экономику.