1. Демократ-я орг-я гос-ной власти.
2. Высокий нравств-й уровень гр-н и прежде всего — должн-х лиц гос-ва.
3. Мощный экон-кий потенциал, позв-щий осущ-ть меры по перераспр-ю доходов, не ущемляя сущ-но полож-я соб-ков.
4. Соц-но ориентир-я структура эк-ки, что проявляется в сущ-нии различных форм соб-сти со значит-й долей соб-сти гос-ва в нужных обл-х хоз-ва.
5. Правовое развитие гос-ва.
6. Сущ-е гр-кого общ-ва, в руках кот гос-во выступает инструм-м проведения соц-но ориент-ной пол-ки.
7. Соц-я направ-ть политики гос-ва, разработка соц-х программ и приорит-ть их реализации.
8. Наличие таких целей, как устан-е всеобщего блага, утв-ние в обществе соц-ной справ-сти, обеспеч-е каждому гр-ну: а) достойных условий сущ-ния;б) соц-й защищ-ти;в) равных стартовых возм-тей для самореализ личности.
9. Наличие развитого соц-го зак-тва (например Кодекса соц-х законов, как в ФРГ).
10. Закрепление формулы «соц-ное гос-во» в конст-ции страны.
Функции соц-ного гос-ва:
а) ему присущи все традиционные ф-ции, обусловленные его природой гос-ва как такового;
|
|
б) на сод-ние всех ф-ций соц-го гос-ва налагает отпечаток его общее соц-ное назначение, то есть традиц-ные ф-ции ч/з призму целей и задач соц-ного гос-ва, т.е. общей соц-ной ф-ции (общем соц-ном назначении);
в) в рамках общей соц-ной ф-ции можно выд-ть спец-кие напр-ния деят-сти соц-го гос-ва — спец-кие ф-ции:
поддержка соц-но незащищ-х категорий нас-я; охрана труда и здоровья людей; поддержка семьи, матер-тва, отц-ва и детства; сглажив-е соц-го неравенства путем перераспр-я доходов м/у различ соц-ми слоями ч/з налогообложение, гос-ный бюджет, спец-ные соц-ные программы; поощрение благотв-ной деят-сти (путем предост-я налог-х льгот предприн-ким структурам, осущ-щим благотвор-ю деят-сть); финансирование и поддержка фундаментальных научных исслед-й и культ-х программ; борьба с безработицей, обеспеч-е трудовой занят нас-я, выплата пособий по безработице; поиск баланса м/у своб-й рыночной эк-кой и мерой возд-я гос-ва на ее развитие с целью обеспеч-я достойной жизни всех гр-н; участие в реализ межгос-х экол-ких, культ-х и соц-ных программ, реш-е общечел-ких проблем; забота о сохр мира в общ-ве.
Однако пока Россию можно назвать лишь страной, нах-йся на переходной стадии к соц-му гос-ву, а положение Конст — расценивать как программную установку.
Т о, в шир смысле гос-во - это организ-ное полит-кой вл общ, подчин-е правовым з-нам, целостность кот создается публично- властными структурами, олицетвор-ми в гос-правовых институтах и отн-ях. В узком смысле гос-во - это система различных учреждений публ власти, аппарат упр-я, обособл-й от общества и выраж-й как интересы опр-ных социальных групп, так и интересы общ в целом. Гос явл главным институтом полит сист и основным суб политики как сист органов вл.
|
|
Социальное Г( 20 в) - в основе: 1) публичный патронаж членов общества и их законных интересов(производно от полицейского) 2) социальная поддержка населения 3) приоритет- социальные блага(т.е. в законах заявлена необходимость соц обслуживания)
А) Несоциальное - различные империи, где разница в правовом положении между жителями метрополий и колоний.
Б) В отличие от полицейского в СГ отсутствует контроль за должным поведением граждан.
Соотношение с правовым: не совпадают(с т.з. теории), т.к: 1) для социального Г важно социальное благосостояние, а для правового- эффективное правовое регулирование социальных отношений 2) правовое устанавливает изначальное равенство в ПиО, оно обязано обеспечить правовую составляющую, но не социальную.
- Минус социальных Г: социальное иждивенчество.
Социалистическое государство - идеологическое, основанное на классовой концепции, стремится к переходу к коммунистическому обществу: 1) «книжное»- не д.б. социальным, т.к. переходное, временное, а в реальности- было социально- идеологическим.
Сев. Корея- социалистическое Г, которое связывает социальную политику с культом вождя и его поклонением.
Модели социальных Г: 1) либеральная (США, Ирландия, Канада): Г выполняет соц функцию не через финансирование соц программ, а через правовую организацию и защиту негос финансовых потоков, используемых на соц нужды. Сохраняется лишь мин доход + благополучие наименее защищенных
2)консервативная (ФРГ, Франция, Автстрия)- сочетание гос и негос фондов. Масштабные гос программы для занятости(e.g. дороги), социальное рыночное хозяйство. Чем богаче человек, тем меньше соц помощи.
3)социал-демократическая (Северная Европа)- социальное равенство и равное соц обеспечение, вложение средств в человека, выборность и ответственность власти перед народом.