Форма гос-ва: понятие, элементы, виды и факторы влияния

Форма – внешнее выражение сущности и содержания гос-ва.

ФОРМА ГОС-ВА - сложное общественное явление, которое включает в  себя три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму гос-го устройства и форму гос-го режима.

Форма гос-ва показывает особенности устранения и функционирования гос-в. Она включает в себя три института: форма правления, форма гос-го устройства и гос-венный режим. Под формой гос-ва понимают организ-ю гос-ной власти и её устройство. Форма гос-ва проливает свет на то, как организованна власть в гос-ве, какими органами представлена, порядок образования органов. От того, как организованна власть, зависит эффективность гос-го руководства. Форма гос-ва выступает в разных аспектах:

n порядок образования и организ-я высших органов гос-ной власти

n это способ территориального устройства

n это приёмы и методы осущ-я гос-ной власти

Различают монархии, парламентарные и президентские республики, унитарные и федеративные гос-ва, демократические и антидемократические политические режимы.

Все формы гос-ва - это внешнее выражение системы органов гос-ва, их деятельности, взаимоотн-й между основными элементами этой системы, в первую очередь между ее высшими и местными звеньями.

Гос-ва одного истор-го типа имеют многообразие форм, так как один и тот же господствующий класс в различных странах, на разных этапах может использовать разнообразные формы гос-ва. Обобщенно соотн-е типа гос-ва и его форм может быть выражено в двух вариантах: 1) один тип гос-ва не исключает многообразие форм; 2) одна форма гос-ва используется в гос-вах разных исторических типов. Сохранение одной формы гос-ва при смене его типа не означает, что в этой форме не происходит никаких изменений. Рабовладельческие, феодальные и буржуазные республики - это одна форма правления с весьма значительными различиями, ибо используются разными социальными силами и в разных условиях.

Вопрос выбора форм гос-ва существенно важен не только для тех сил, которые с помощью гос-ва организуют свое господство (лидерство), осущ-ют гос-венную власть. Он важен для всех социальных слоев общ-ва. Монархия или республика, их конкретные разновидности, унитарное или федеративное гос-венное устройство, демократические или антидемократические методы осуществление власти - выбор конкретных форм гос-ва предопределяет сис-му гос-х органов, принципы их организации и деятельности, а тем самым отражаются в жизни общ-ва в правовом и фактическом положении граждан, затрагивают их интересы.

На выбор новых и изменение существующих форм гос-ва оказывают влияние разные внутренние и внешние факторы, включая ступень и своеобразие экономического развития, уровень культуры, особенно полит-й, опыт других стран, их влияние и даже вмешательство во внутренние дела других гос-в.

Влияние внешних факторов на формы гос-ва может ослабевать или возрастать в конкретных исторических условиях.

Фактором влияния на формы гос-ва может быть и географическое положение страны, ее размеры, национальный состав населения, особенности соц-ной структуры общ-ва, религия.

 

Форма правления: понятие и классификация.

Форма правления представляет собой стр-ру высших органов гос-ной власти, порядок их образование и распределение компетенции между ними.

Формы правления дает возможность уяснить, что:

1. как создаются высшие органы гос-ва, и каково их строение.

2. как строятся взаимоотношения между высшими и другими органами.

3. как строятся отношения между высшими органами и гражданами страны.

4. в какой мере организ-я высших органов гос-ва позволяет обеспечить права и свободы гражданина.

По указанным признакам формы гос-го правления подразделяются на:

-   монархические

1. абсолютные

2. конституционные

3. наследственные

-   республиканские (высший орган власти избирается)

-   смешанные.

Монархия.

Основные признаки монархии:

1) существование единоличного главы гос-ва, пользующегося своей властью пожизненно;

2) наследственный порядок преемственности гос-ной власти;

3) монарх представляет гос-во по своему усмотрению, ему не нужно мандатов и полномочий;

4) юр безответственность монарха.

 

Монархия возникла в условиях рабовладельческого общ-ва, а при феодализме стала основной формой правления.

Виды монархий:

Абсолютная монархия: Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт, Саудовская Аравия – возникновение абсолютизма связано с зарождением буржуазных отн-й. Существенная черта – ликвидация или полный упадок сословных представ-х учреждений. В подчинении монарха – армия, полиция, весь демократический аппарат. На этом этапе власть в центре и на местах принадлежит чиновникам, которые могут назначаться и увольняться монархом. Гос-венное вмешательство в частную жизнь получает юридическое закрепление. На рубеже XVII – XVIII веков Россия – абсолютная монархия, до революции была Франция.

Конституционная монархия – такая форма правления, при которой власть монарха ограничена законом и представительным органом. Обычно это ограничение опред-ся в конституции, которая утверждается парламентом. Монарх не имеет права менять конституцию (Англия, Дания, Испания, Норвегия).

Конституционная монархия бывает:

-   парламентарной

-   дуалистической (власть разделена между парламентом и правительством)- Германия с 1871 по 1918, сейчас в Марокко.

В некоторых гос-вах монарх возглавляет религиозное управление страной – теократическая гос-во. (ОАЭ, Иран, Ирак).

Парламентарная монархия (Бельгия, Канада):

1. Правительство формируется из представителей определенных партий, получивших большинство голосов на выборах в парламент.

2. Лидер партии, обладающий наибольшим количеством мест, становится во главе правительства.

3. Власть монарха отсутствует в испол-й, закон-й и судебной сферах. Законодательные акты принимаются парламентом и лишь подписываются монархом.

4. Правительство несет ответственность перед парламентом, а не перед монархом.

Республика.

Общими признаками республиканской формы правления являются:

— существование единоличного и коллегиального главы гос-ва.

— выборность на определенный срок главы гос-ва и других верховных органов гос-ной власти.

— осуществление гос-ной власти не по своему велению, а по поручению народа.

— юр ответственность главы гос-ва в случаях, предусмотренных законом.

— обязательность решений верховной гос-ной власти на территории всей страны.

Республиканская форма правления оформилась в Афинском гос-ве. По мере дальнейшего развития она насыщалась демократическими процедурами.

Виды республик:

1. Республика Советов (принцип разделения гос-ной власти).

2. Парламентская республика (правительство несет ответственность перед парламентом).

3. Президентская республика.

Высшей формой парламентского контроля над испол-й властью является избрание или назначение главы гос-ва парламентом. Процедура избрания главы гос-ва в современных парламентских республиках неодинакова. В Германии президент избирается федеральным собранием, входящим в Бундестаг. В Италии президент республики избирается членами обеих палат на их общем заседании. При этом в выборах президента участвуют по три депутата от каждой области (их избирают местные советы). В Австралии – всеобщее, прямое избирательное право.

Глава гос-ва в парламентской республике обладает следующими полномочиями:

-   обнародует законы;

-   издает декреты;

-   верховный главнокомандующий.

Парламентские республики: ФРГ, Австрия, Индия, Италия, Швейцария, Испания, Ирландия.

Черты президентской республики:

1. Внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства.

2. Ответственность правительства не перед парламентом, а перед президентом.

3. Более широкие полномочия главы гос-ва по сравнению с парламентской республикой.

Президентские республики: США, Франция.

Разнообразие президентских республик в том, что в одних странах президент совмещает полномочия главы гос-ва и главы правительства (Франция, Россия).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: