Законодательная власть: понятие, структура и компетенция

Законодательная власть — власть в области законодательства. Одна из ветвей государственной власти.

Высшим органом законодательной власти является Федеральное Собрание - парламент РФ. Исходя из этого следует, что Федеральное Собрание РФ является коллективным выразителем интересов и воли многонационального народа России

Федеральное Собрание РФ состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации.

Государственная Дума. В соответствии с Конституцией РФ в Государственную Думу Федерального Собрания РФ избирается 450 депутатов. Депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы. Государственная Дума избирается сроком на 5 лет.

Деятельность Государственной Думы основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, свободного обсуждения и коллективного решения вопросов.

Государственная Дума выполняет следующие функции:

o дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

o решает вопрос о доверии Правительству РФ;

o заслушивает ежегодные отчеты Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

o назначает на должность и освобождает от должности Председателя Центрального банка РФ;

o назначает на должность и освобождает от должности Председателя Счетной палаты РФ и половину состава ее аудиторов;

o назначает на должность и освобождает от должности Уполномоченного по правам человека;

o объявляет амнистии;

o выдвигает обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Депутаты Государственной Думы, наряду с Советом Федерации, членами Совета Федерации, Правительством РФ, законодательными (представительными) органами субъектов РФ, Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ по вопросам их ведения, обладают правом законодательной инициативы.

Именно в Государственную Думу вносятся все законопроекты, однако законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, должны предварительно пройти экспертизу Правительства РФ. После рассмотрения, федеральные законы принимаются Государственной Думой, большинством голосов от общего числа ее депутатов. После чего проект закона передается на рассмотрение Совета Федерации.

Роспуск Государственной Думы может быть инициирован Президентом РФ в случае трехкратного отклонения Государственной Думой представленных Президентом кандидатур Председателя Правительства РФ, либо если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выражает недоверие Правительству РФ.

Совет Федерации включает по два представителя от каждого субъекта РФ (по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти) и является постоянно действующим органом.

К ведению Совета Федерации относятся:

o утверждение изменения границ между субъектами РФ;

o утверждение указа Президента РФ о введении военного положения;

o утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения;

o решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории Российской Федерации;

o назначение выборов Президента РФ;

o отрешение Президента РФ от должности;

o назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ,

o назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;

o назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава се аудиторов.

Решения Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации в форме постановлений Совета Федерации.

К функциям Совета Федерации относится рассмотрение и утверждение федеральных законов. В случае утвердительного голосования более половины от общего числа членов Совета Федерации, федеральный закон считается одобренным. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации, палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. В случае не рассмотрения федерального закона в течение 14 дней в Совете Федерации, он считается одобренным.

 

Исполнительная власть: понятие, структура и компетенция

Исполни́тельная вла́сть — один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами.

Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. Основное назначение исполнительной власти в Российской Федерации — России — организация практического исполнения Конституции России и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путём реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.

Структура исполнительной власти России:

государственные служащие;

юридическая (правовая) структура — система норм, определяющая степень компетенции органов власти и должностных лиц.

Федеральные органы

В России принята трёхзвенная система федеральных органов исполнительной власти[2]:

Министерства;

Федеральные службы;

Федеральные агентства.

Региональные органы

Министерства;

Комитеты (представлены в составе правительства г. Санкт-Петербург и г.Москвы).

Департамент

Главное управление

 

Компетенция происходит от латинского термина «ведать, «отвечать за что-либо». Наполнение деятельности органа публичной администрации/власти.

2 категории:

Полномочия (раскрыты в положении о каждом ОИВ) – юридическая возможность совершения тех или иных юридически-властных действий или принятие решений, влекущих юридические последствия и обязательные для третьих лиц. Всегда реализуются при наличии опред.юридического факта, который закрепляется отдельно от самого полномочия. Дискуссия о том, что полномочия включают права и обязанности, которые образуют единую категорию (если сотрудник видит правонарушение и он вправе пресечь и обязан пресечь). Или же это разные категории – отдельно права и отдельно обязанности. Реализация права не есть реализация обязанности. У ОИВ есть право принять НА, но не обязаны его принимать, если не хотят.

Виды полномочий:

- по функциональному назначению:

1. руководящие – координирование деятельности, установление целевых показателей, возможность давать обязательные для исполнения распоряжения

2. регулятивные полномочия – связанные как с принятием нормативных актов, устанавливающих регулятивные нормы, так и с обеспечением их исполнения в процессе текущей деятельности (регистрация, разрешения).

3. контрольно-надзорные полномочия – могут осуществляться как в отношении субъектов организационной подчиненности (возможность отменять акты, привлекать к ответственности), так и в отношении функционально-подчиненных субъектов (орган в отношении гражданина по соблюдению им опред. правил - хранение оружия и т.д. Проверяет те или иные требования, приостанавливает действие спец. разрешения и привлекать к административной ответственности).

4. координационные полномочия – имеют место в том случае, когда органу, осуществляющему эти полномочия, непосредственно не подчинены органы, которые он контролирует. (межведомственные комиссии или комиссии, создаваемые при правительстве РФ, когда туда входят представители тех органов, которые заинтересованы в выработке консолидированного решения и выработка этого решения обязательна для членов этой комиссии).

- по способу закрепления:

1. общефункциональный (рамочный) способ закрепления полномочий, когда примерно очерчивается их круг. (Используется в отношении высших должностных лиц субъектов, если в отношении них не принят спец. закон).

2. перечневый способ закрепления полномочий в форме открытого перечня (характерно для органов общей компетенции – Правительство РФ). Закрытый перечень – используется в отношении всех ФОИВ специальной компетенции => если в перечне полномочий органа не закреплено опред.полномочие, считается, что эту деятельность орган осуществлять не вправе.

3. делегированные полномочия. В отношении РФ и субъектов.

4. договорные полномочия.

- по порядку реализации:

1. связанные полномочия, когда при наличии юр.факта опред. вида орган может принять только одно определенное решение.

2. полномочия, реализуемые с решения вышестоящего лица. Когда должностное лицо вправе продлить срок (запросить документы) у др. организации с разрешения руководителя органа. Здесь есть усмотрение, как правило, введением вышестоящего лица обеспечивается контроль за деятельностью подчиненного.

3. полномочия, реализуемые совместно. В силу соглашения между органами контрольная проверка проводится с участием и того и др. органа П: МВД и ФМС; ФНС и МВД.

4. дискреционные полномочия. От лат. «усмотрение» Полномочия, реализуемые на основе усмотрения, когда должностному лицу предоставляется возможность оценить весь комплекс юр.фактов и вынести на основании них опред. решение. Комиссия оценивает бизнес-планы и на основании оценки принимает решение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: