Семья обычного (традиционного) права

охватывает страны Центральной и Южной Африки и

Мадагаскар, в том числе государства Гану, Сьерра-Леоне, Гамбию, Уганду, Малави, Сенегал, Берег

Слоновой Кости, Того, Камерун и др. Для национальных правовых систем данной семьи

характерно регулирование жизни обычаями. Эти обычаи многочисленны, и каждая община, племя,

этническая группа имели свои обычаи и традиции. Повиновение обычаю было добровольным из-за

уважения памяти предков, а также боязни сверхъестественных сил. Африканский обычай

значительно отличается от обычаев европейских народов. В представлении африканцев

повиновение обычаю означает уважение предков, останки которых слились с почвой, а дух питает

над живыми. Нарушение обычая может повлечь негативную реакцию духов земли, так как

естественное и сверхъестественное, т.е. поведение человека и явления природы, взаимосвязаны.

 

Другая особенность африканского обычного права состоит в том, что это право групп, сообществ,

а не право индивидов, не субъективные права отдельной личности. Поэтому в африканской среде

справедливым считается то, что способствует сплочению группы, восстанавливает согласие и

взаимоотношения между ее членами. Отсюда еще одна особенность обычного права -идея

примирения сторон, заинтересованных лиц. И если суд европейского типа устанавливал право

какого-либо индивида на что-либо, последний не мог им воспользоваться, так как для него было

важнее сохранить сплоченность той группы, к которой он принадлежал.

 

В соответствии с африканским обычным правом брачный договор есть соглашение двух семейных

групп, а не союз двух людей, следовательно, и развод возможен только с согласия семей. Право

собственности на землю принадлежит всей социальной группе, и по наследству имущество

переходит не к отдельному лицу, а к семье или иной группе. Поэтому идея о том, что индивид

может быть собственником земли, противоречит существующим обычаям.

 

Компенсация ущерба, причиненного одному из членов клана, выплачивается всей семье или иной

группе.

 

Таким образом, в обычном праве регулирование сводится преимущественно к сфере частного

права -семейных отношений, обязательств гражданского характера, наследования, отношений

земельной собственности.

 

В результате колонизации Африки возникла дуалистическая система права, включающая в себя

право метрополии и обычное право. Метрополии прежде всего стремились запретить некоторые

варварские обычаи, а также регулировали административные отношения, ввели уголовное и

торговое право. Произошла реформа судов, наряду с европейскими судами действовали и

туземные суды, которые разбирали споры на основе обычного права. После обретения

африканскими странами независимости существование в одном государстве двух видов юстиции

оказалось неприемлемым. Поэтому в одних государствах туземные суды были упразднены

(Сенегал, Мали, Бурунди), в других -временно сохранены, но в большинстве государств суды

обычного права не существуют. Некоторые страны приняли решение о кодификации обычаев

(Мадагаскар, Сенегал, Танганьика, Нигерия). Но и само обычное право переживает эволюцию,

поскольку было направлено на обслуживание замкнутых сообществ. Широкие же международные

связи, реалии рыночной экономики, появление рынка рабочей силы, распространение

просвещения, возросшие возможности коммуникации, контакты с европейцами создают

предпосылки для трансформации африканского обычного права и кардинальных реформ

национальных правовых систем.

 

Дальневосточная правовая семья включает Китай, Японию, Гонконг, Индонезию, Корею и др.

 

Для данной правовой семьи характерно, во-первых, отрицательное отношение к праву вообще.

Японцы, например, традиционно отождествляют право исключительно с уголовным

законодательством, которое у них ассоциируется с тюрьмой. Во-вторых, в дальневосточных

обществах господствует идея примирения, добровольного соглашения сторон спора, т.е.

 

конфликты предпочитают решать внесудебным путем. Но при решении споров в суде они чаще

всего завершаются примирением участников спора. В суд обращаются после того, как исчерпаны

все другие способы разрешения конфликта. В-третьих, традиционный взгляд на общественный

порядок как гармонию между человеком и природой, между самими людьми. Поэтому его охрана

должна осуществляться методами убеждения, посредничества, самокритичными оценками

поведения и не может быть втиснута в рамки юридических схем. Следовательно, законы не

являются нормальным средством решения конфликтов. Их полезная роль ограничивается тем, что

они предлагают образцы поведения и предостерегают тех, кто намерен совершить

антиобщественный поступок. В-четвертых, большинству стран дальневосточного региона присуща

идеология конфуцианства, согласно которой основная ячейка общества -семья с иерархической

организацией и абсолютной властью главы семьи, с подчинением младших старшим и

запрещением любых возмущений. И хотя в III в. до н.э. в Китае, в частности, школа легистов

проповедовала, что власть должна основываться не столько на добродетели, сколько на

подчинении закону, позиции конфуцианства в целом не удалось поколебать существенным

образом и его господство является постоянным. Идеи конфуцианства оказали большое воздействие

и на официальную идеологию Японии.

 

Однако после установления республиканского строя в Китае и особенно после провозглашения

Китая в 1949 г. Народной Республикой китайская правовая система стала развиваться по

социалистической модели. В настоящее время в Китае действует Конституция 1982 г., появились

важные законы в области уголовного права, уголовного и гражданского процессов, законы о

патентах, иностранных предприятиях, разработаны основные принципы гражданского права, т.е.

происходит активизация законодательной деятельности. Но это не дает оснований забывать о

китайском менталитете и вековых китайских традициях.

 

Что касается Японии, то после Второй мировой войны на развитие ее правовой системы

существенное влияние оказали США. Появились, в частности, Конституция 1947 г., а также

экономическое законодательство (Закон о компаниях, антитрестовские законы). Япония избрала

путь кодифицированного законодательства с преимущественным влиянием романс-германской

правовой семьи; прецедент не является источником права, а главным источником считается закон.

В качестве источника права фигурирует и судебная практика, особенно толкования законов

Верховным судом. Структура японского права -отраслевая. К основным отраслям относятся

гражданское и торговое право; семейное и наследственное; трудовое; право социального

обеспечения; уголовное и уголовно-процессуальное. Несмотря на развитое законодательство,

национальная правовая система Японии представляет собой сложное переплетение действия

законодательных актов и традиционных представлений о нравственности, долге, совести,

достоинстве и чести, а общее благо оценивается выше личных интересов.

 

Семья социалистического права ведет свое начало с Октябрьской революции 1917 г. в России и

образования ряда социалистических государств в Восточной Европе, Азии. Данная правовая семья

имеет следующие отличительные особенности:

 

является идеологизированным типом права, поскольку основывается на идеологии марксизмаленинизма

и концепции социалистического права как высшего типа;

 

носит ярко выраженный классовый характер, так как имеет своей направленностью воплощение в

законах интересов классов, стоящих у власти, -пролетариата и крестьянства. В действительности

формально декларируемые цели права сводятся к закреплению интересов партийногосударственной

верхушки;

 

устанавливает узконормативное понимание права, отождествляет право и закон, понимает право

как исключительно исходящее от государства;

 

объявляет основным источником нормативные правовые акты, причем приоритетное значение на

практике придается не законам, а ведомственным актам, нередко ущемлявшим права и свободы

населения;

 

императивный характер нормативных правовых установлений. Для регулирования общественных

отношений используются главным образом запреты и обязанности, не дающие личности свободы

выбора варианта поведения; отрицает судебный прецедент как источник права. Судебным органам

отводится роль лишь применителя права, и хотя провозглашается принцип независимости судей,

судебная власть не заняла самостоятельного места среди других государственных органов.

Отсутствует конституционный контроль в стране;

 

отрицает деление права на частное и публичное, все сферы его действия объявляются публичными;

 

провозглашается приоритет государственных интересов перед личными и общественными, в

частности, за хищение государственного имущества в уголовном законодательстве

устанавливается более строгая ответственность, чем за хищение личного имущества граждан;

 

централизирует управление хозяйственной жизнью и детально регламентирует договорные

отношения, нормирует трудовую деятельность и распределение социальных благ;

 

отрицает свою преемственность от других правовых систем, в том числе и от предшествующей.

Провозглашает свою исключительность.

 

В настоящее время к этой семье могут быть отнесены Китай, КНДР, Куба, Вьетнам. В этих

государствах действуют социалистические по своему характеру конституции и законы.

 

29


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: