НПА понятие признаки система НПА в РФ

 

Нормативно-правовой акт – это акт правотворческой деятельности компетентных государственных органов, который устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. Нормативно-правовой акт является ведущим источником права в современном мире. Даже страны, где исторически сложилась прецедентная система, последнее время отводят указанному источнику права все возрастающую роль. Это наиболее совершенный источник права, позволяющий обеспечить точное, четкое и стабильное правовое регулирование. Преимущества нормативного акта определяются следующими его признаками: * общий характер предписаний; * рассчитан на многократное применение; * носит государственно-властный характер; * издается компетентным государственным органом в особом процедурном порядке, имеет относительно быструю процедуру принятия и изменения; * обладает юридической силой, то есть способен порождать юридически обязательные последствия; * обеспечивается силой государственного принуждения; * имеет письменную форму;   Система нормативных правовых актов Российской Федерации строится согласно иерархической соподчиненности актов, определяемой в зависимости от их юридической силы.   На вершине этой пирамиды находится Конституция России. Это универсальный нормативный акт учредительного характера, принятый на общероссийском референдуме 12 декабря 1993 г. Конституция содержит нормы наиболее общего характера, которые детализируются другими отраслями права. Таким образом, нормы иных нормативных актов относятся к конституционным нормам как конкретные к общим. Устанавливая правовые основы и принципы иных правовых отраслей, Конституция выступает в качестве общенормативной основы правовой системы в целом. Конституция обладает верховенством и высшей юридической силой. Кроме того, ее отличает особый, усложненный порядок принятия и изменения.   На уровень ниже находятся федеральные законы. Обладают высшей юридической силой по отношению к иным нормативным актам кроме Конституции. Принимаются либо высшим представительным органом государства - парламентом, либо на референдуме. Законы регулируют наиболее важные, стратегические вопросы жизни общества. Они всегда носят нормативный характер.   На следующем уровне иерархии нормативных актов находятся указы Президента. Они могут быть как нормативными, так и индивидуально-правовыми. В порядке исключения V Съезд народных депутатов Российской Федерации временно предоставлял Президенту России чрезвычайные полномочия принимать нормативные указы, имеющие силу закона, что затронуло прежде всего сферу частного права. Причем указы Президента, принятые в обеспечение экономической реформы, имели приоритет в системе действующего законодательства вплоть до принятия действующей в настоящее время Конституции Российской Федерации.   Далее по нисходящей находятся постановления Правительства. Указанные акты подписываются Председателем Правительства. Постановления Правительства, так же как и указы Президента РФ, подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» и Собрании законодательства РФ в течение десяти дней после дня их подписания, кроме того, могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения по телевидению и радио, разосланы государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи. Постановления Правительства могут быть отменены Президентом в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента России.   Низшим уровнем федеральной системы нормативных актов являются ведомственные нормативно-правовые акты. Они издаются в рамках компетенции различными органами исполнительной власти. Имеют форму инструкций, положений, правил, методических указаний и других документов. Указанные акты обязательны для граждан, организаций, иных государственных органов. Не допускается издание ведомственных нормативных актов в виде писем, телеграмм, рекомендаций. Последнее особенно актуально в банковской сфере, где Центральный банк России долгое время устанавливал нормы путем рассылки информационных телеграмм и писем. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организации или имеющие межведомственный характер, подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ.   Определенную подсистему представляют нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Возглавляют «пирамиду» регионального законодательства Конституции (уставы) республик, краев, областей, округов. Высшие представительные органы субъектов Российской Федерации вправе самостоятельно принимать законы по предметам их ведения. По предметам совместного ведения краевые, областные, республиканские, окружные законы принимаются в соответствии с действующими федеральными законами и не могут им противоречить. Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации издают в рамках своей компетенции нормативные указы или постановления. Органы местного самоуправления вправе принимать нормативные решения по вопросам, отнесенным к ведению муниципальных образований.   Отдельные документы коммерческих и некоммерческих организаций могут содержать нормы локального характера, обязательные внутри этих организаций. К таким актам относятся различного рода уставы, положения, регламенты, правила внутреннего распорядка и т. п. Государственное санкционирование здесь проявляется в регистрации, утверждении корпоративных актов уполномоченными государственными органами.   22 Законы как источник права. Виды законов   Закон представляет собой нормативный правовой акт, принятый представительным законодательным органом власти в особом порядке, регулирующий наиболее важные общественные отношения и обладающий высшей юридической силой.   Закон обладает рядом преимуществ по сравнению с другими нормативными правовыми актами. Закон, во-первых, занимает самое высокое место в системе законодательства, поскольку обладает высшей юридической силой. Другие акты не могут противоречить закону; во-вторых, первичным образом регулирует общественные отношения, т.е. те отношения, для которых впервые устанавливаются рамки их правового бытия. Это, как правило, базовые, фундаментальные общественные отношения, например отношения собственности, земельные; в-третьих, действует прямо, непосредственно, без посредующих актов; в-четвертых, обладает большими материальными и финансовыми ресурсами для исполнения. Например, в ст. 104 Конституции РФ установлено, что законопроекты финансового характера -о введении новых или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов и др. - могут быть внесены в законодательный орган только при наличии заключений Правительства Российской Федерации. В отношении других нормативных правовых актов таких установлений нет; в-пятых, имеет эффективный механизм обеспечения: государство устанавливает общий надзор прокуратуры за соблюдением законности, Уполномоченный по правам человека призван способствовать восстановлению нарушенных прав и свобод человека на территории Российской Федерации; вшестых, к подготовке закона и его прохождению в законодательном органе предъявляются более строгие требования, чем к другим актам.   Таким образом, закон является несущей конструкцией и системообразующим фактором всей системы законодательства государства.   Законы, как известно, неоднородны. В настоящее время в российской правовой системе существуют следующие виды законов:   1. Основной закон страны - Конституция Российской Федерации. Конституции принимают и субъекты Федерации -республик. Остальные субъекты принимают уставы. Конституция занимает верховное место в иерархии системы законодательства, все акты государства не могут противоречить Конституции. 2. Конституционные федеральные законы занимают следующее после Конституции место в иерархии нормативных правовых актов. Для конституционных законов характерны следующие черты: а) они являются продолжением действия конституционных норм и принципов и позволяют избегать частых поправок в текст Конституции;   б) обладают повышенной стабильностью и более широкой сферой действия, чем другие законы;   в) регулируют основополагающие, достигшие определенной степени зрелости устойчивые общественные отношения;   г) имеют более высокую юридическую силу по сравнению с текущими законами;   д) имеют четко очерченную сферу регламентации, т.е. в ранге конституционных принимаются только те законы, которые прямо перечислены в тексте Конституции Российской Федерации;     е) принимаются в первоочередном порядке после вступления в силу новой Конституции и особом порядке (отсутствие вето Президента, квалифицированное большинство голосов в палатах Федерального Собрания).   3. К разновидностям закона относят в последнее время закон о поправке к Конституции Российской Федерации. Этот вид закона выделен решением Конституционного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. о толковании ст. 136 Конституции Российской Федерации. Однако представляется, что здесь нет больших особенностей по сравнению с конституционными законами. 4. Кодекс - самая распространенная форма закона. К этой форме часто прибегают и субъекты Российской Федерации, принимая законы в виде кодексов. Кодексы содержат в систематизированном виде все или большинство норм, регулирующих однородные общественные отношения. Кодексы обычно создаются, когда необходимо изменить правовое регулирование в той или иной сфере общественных отношений либо если накоплен большой нормативный материал, требующий новых способов структурирования. Важно также внести единообразие в регулирование общественных отношений, добиться непротиворечивости материала, определенной системы вместо множественности актов, действующих в этой сфере, установить один акт. Форма кодекса целесообразна для отраслевого правового регулирования, что позволяет кодексу выступать нормативным центром отрасли и служить ориентиром для отраслевого регулирования актами подзаконного характера.   5. Основы законодательства в наибольшей мере соответствуют принципам разграничения компетенции по предметам ведения между Российской Федерацией и ее субъектами. Основы форма законов, которые характерны исключительно для федерального государства. Они призваны установить главные нормативно-сущностные характеристики институтов и заложить нормативную базу для принятия субъектами Федерации конкретных законов по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов. 6. Законы о ратификации и денонсации международных договоров выделяются в литературе в качестве разновидности законов. В пользу существования данного вида законов приводятся следующие аргументы: а) в них точно определен предмет регулирования; б) особая процедура принятия, так как представляются документы, содержащие оценку соответствующего договора; в) закон содержит лишь формулировку "ратифицировать международный договор.., подписанный...". По нашему мнению, здесь отсутствует какая-либо специфика, поскольку такого рода законы принимаются как текущие. Нет специфики и в оценке договора, поскольку аналогичные оценки даются и при представлении в законодательный орган законов финансового характера. Формулировка же закона - "утвердить" есть и в других законах об утверждении положения или регламента. 7. Модельные законы появились после создания СНГ. Цель этих актов -обеспечить единство в правовом поле СНГ. Модельные законы носят рекомендательный характер, служат ориентиром для законодательства государств - членов СНГ при регулировании определенных сфер общественных отношений. Но модельные законы могут быть полезными и для внутренних отношений федерального государства, поскольку призваны гармонизировать правовое регулирование в масштабе всей страны. Чаще всего модельные законы разрабатываются по вопросам исключительного ведения субъектов Российской Федерациии оказывают последним своего рода правовую помощь. Обычно в модельном законе указывается целесообразная его структура, учитывается федеральное законодательство и предлагаются варианты регулирования отдельных вопросов с учетом специфики субъекта. 8. Делегированное законодательство - новый вид для России и на федеральном уровне не использовался. Но в региональном законодательстве этот вид законов предусмотрен. Причем   делегирование полномочий предусмотрено не только внутри данного субъекта, но и между органами республики и федеральными органами.   В принципе, делегированные законы не присущи нашей стране, но в ряде государств мира существуют, например во Франции, Швеции, Австралии, ФРГ, Италии, Швейцарии.   В качестве еще одного из видов законов называют в литературе законы, принимаемые в порядке референдума. Эти законы обладают высшей юридической силой и могут быть отменены только референдумом. Но такого рода законы принимаются очень редко, поскольку проведение референдумов требует больших материальных, финансовых и организационных средств.   23 1. Понятие системы права. Характеристика ее элементного состава   Как уже указывалось, право имеет строго определенную структуру, внутреннюю организацию, элементы которой связаны между собой устойчивыми функциональными и иными связями.   Систему права принято определять как исторически сложившуюся, объективно существующую внутреннюю структуру права, определяемую характером регулируемых общественных отношений.   В учебной литературе приводятся и другие определения системы права, однако всегда подчеркивается, что это:   а) системное образование, т.е. не простая совокупность или сумма элементов, а целостное образование, обладающее конкретными свойствами, связями, внутренней структурой;   б) объективное явление, поскольку предопределена общественными отношениями, сложившимися в обществе;   в) обусловленное национальными, историческими, культурными и иными социальными факторами;   г) динамичное, способное изменять свою внутреннюю организацию под воздействием внешней среды.   Система права включает в себя следующие элементы: нормы права; субинституты права; правовые институты; подотрасли права; отрасли права; крупные структурные образования (общности), объединяющие группы отраслей - материальное и процессуальное право, частное и публичное право и др.   Как справедливо указывается в юридической литературе, система права играет важную роль в правовом регулировании общественных отношений, что обусловлено тем, что система права:   устанавливает устойчивые связи внутри права;   способствует формированию полноты и непротиворечивости правового регулирования общественных отношений;   позволяет сохранить стабильность правовой материи в целом при динамичности отдельных ее элементов;   обеспечивает совокупный регулятивный эффект от действия правовых норм, институтов, пединститутов, подотраслей и отраслей права;   создает преемственность правового прогресса.   Норма права представляет собой первичный, исходный элемент системы права и вместе с тем наиболее подвижный в данном образовании. Нормы права были подробно рассмотрены в предыдущей теме, поэтому перейдем к другим элементам структурной организации права.     Правовой институт - это группа норм права, связанных между собой предметнофункциональными связями, регулирующих конкретный вид общественных отношений и приобретающих в силу этого относительную устойчивость и самостоятельность функционирования.   Правовой институт может иметь в своем составе пединституты, которые отличаются от правового института объемом регулирования и кругом норм права. Например, субинститут законодательной инициативы в конституционном праве, пединститут референдума в институте народовластия; пединституты страхования имущества, личного страхования, страхования предпринимательского риска - в институте страхования в гражданском праве.   Институты подразделяются на отраслевые и межотраслевые. Отраслевые институты объединяют группы норм внутри одной какой-то отрасли, например институт дарения, институт наследования в гражданском праве; институты президентства, избирательного права -в конституционном праве, институт местного самоуправления -в государственном праве.   Межотраслевые институты регулируют отношения, которые относятся одновременно к нескольким отраслям права, например, институт прав человека относится и к международному праву, и к конституционному праву; институт договора -к трудовому, гражданскому, международному, государственному праву; институт юридической ответственности -практически ко всем отраслям.   Несколько однородных правовых институтов могут образовать подотрасль, например, в гражданском праве существуют подотрасли: жилищное право, авторское, патентное право, обязательственное право; в конституционном праве - конституционное правосудие.   Самым крупным элементом системы права (не считая объединения отраслей права в определенные группы) является отрасль права. Отрасль права регулирует определенный род общественных отношений в отличие от правового института, который регламентирует вид общественных отношений. В состав отрасли входят институты, подинституты, подотрасли, регулирующие однородные общественные отношения. Каждая отрасль характеризуется автономностью функционирования, обособленностью, своеобразием средств правового регулирования и определенной иерархичностью своей структуры (например, деление на субинституты, институты, подотрасли). Одновременно в структуре отрасли можно выделить материальные и процессуальные нормы, институты и т.д.   Отрасли различаются между собой двумя главными критериями: предметом и методом правового регулирования.   Предмет показывает, какие общественные отношения регулирует данная отрасль права, а метод какими способами, средствами, приемами регламентируются данные общественные отношения.   Предмет правового регулирования составляют однородные общественные отношения. Каждая отрасль имеет свою сферу правового воздействия, следовательно, свой собственный предмет регулирования. Общественные отношения могут стать предметом правового регулирования, если, во-первых, они отличаются устойчивостью, повторяемостью; во-вторых, государство и общество заинтересованы в придании этим общественным отношениям правовой формы и, следовательно, в охране и защите их; в-третьих, отличаются способностью к внешнему контролю -судебному, административному, со стороны государства.   Метод правового регулирования позволяет определить: правовое положение субъектов; порядок возникновения субъективных прав и юридических обязанностей; средства обеспечения их; характер санкций.     Существует два главных метода регулирования общественных отношений -императивный и диспозитивный.   Императивный (властный, авторитарный) метод основан на подчиненности субъектов общественных отношений; содержит точные предписания о поведении, действиях субъектов, т.е., как правило, не предоставляет возможности выбора варианта поведения: содержит карательные санкции. Этот метод характерен для уголовного, административного, налогового права.   Диспозитивный (автономный) метод предполагает равенство субъектов, возможность выбора варианта поведения или действий в пределах нормы права. Этот метод присущ гражданскому, семейному праву.   В качестве дополнительных методов называют поощрительный, рекомендательный, альтернативный и др.   Методы правового регулирования тесно взаимосвязаны и нередко используются в сочетании друг с другом.   В процессе научных дискуссий по поводу системы права называют и другие критерии, например особые правовые принципы, специфику механизма правового регулирования. С.С. Алексеев считает главной особенностью каждой отрасли наличие особого юридического режима, т.е. метода регулирования, который определяет способы регулирования - дозволения, запреты и связывания. В юридической литературе помимо предмета и метода предлагается для выделения отраслей еще один критерий -юридический процесс, который обеспечивает достижение определенного юридического результата. Действительно, двух критериев не всегда достаточно. Как свидетельствует практика, нормы материального права требуют для своей реализации соответствующих процессуальных норм, что придает определенную законченность делению нормативного материала на отдельные отрасли права.   Вместе с тем высказывалось мнение о том, что механизм правового регулирования предполагает не разные предметы и методы правового регулирования, а единые предмет и метод (проф. В.Д. Сорокин), поскольку в обществе существуют два вида отношений: социально-нравственные и социально-правовые. Социально-правовые отношения требуют единообразного воздействия на общественные отношения со стороны государства. Таким образом, здесь один предмет регулирования -общественные отношения и один метод - государственно-властное воздействие на эти отношения. Но в зависимости от средств правового воздействия, которые применяет государство, В.Д. Сорокин выделяет в структуре единого метода три типа правового регулирования: гражданско-правовой, т.е. с помощью дозволений; административно-правовой посредством предписаний обязывающего характера; уголовно-правовой -посредством запретов.   Представляется, все три средства правового воздействия присутствуют преимущественно в указанных отраслях, но использование этих средств возможно и в других отраслях. Например, в гражданском праве есть не только дозволения, но и предписания обязывающего характера. Так, в ст. 1104 ГК РФ установлено: "Имущество, составляющее неосновательное обогащение приобретателя, должно быть возвращено потерпевшему в натуре". Содержит Гражданский кодекс и запреты, например ст. 22 о недопустимости лишения и ограничения правоспособности и дееспособности гражданина. Уголовный кодекс помимо запретов содержит и дозволения, например о допустимости добровольного отказа от преступления (ст. 31), или дозволение необходимой обороны (ст. 37), или освобождение от уголовной ответственности (ст. 76).   24 Система права и система законодательства   Под системой законодательства понимается совокупность нормативных правовых актов, в которых объективируются содержательные и структурные характеристики права. Иначе говоря, законодательство служит внешней формой выражения права.   Авторы данного определения исходят из широкого понимания законодательства, но в узком смысле оно предполагает только совокупность законов.   Независимо от понимания законодательства система права и система законодательства тесно взаимосвязаны. И то и другое определяются социальными факторами -экономическими, политическими, духовно-культурными и др. Вместе с тем они различаются между собой.   Обычно называются следующие различиямежду системой права и системой законодательства.   1. Система права складывается объективно, в соответствии со сложившимися в каждой стране общественными отношениями, в то время как система законодательства носит во многом субъективный характер, поскольку складывается по воле законодателя, в результате его целенаправленной деятельности. 2. Исходным элементом системы права служит норма права, а первичным элементом системы законодательства -нормативный правовой акт. 3. Система права является определяющим фактором в построении системы законодательства. Опираясь на объективно существующие закономерности общественного развития, система права выступает как первичное, исходное начало по отношению к системе законодательства. Последняя должна в максимальной степени соответствовать системе права: процессы, происходящие в системе права, в том числе интеграция, дифференциация, расширение или сужение сферы правового регулирования, неизменно отражаются и на законодательстве. Иначе говоря, система права служит важнейшим ориентиром для законодателя при принятии, изменении или отмене тех или иных законодательных актов. 4. Система законодательства по объему шире, чем система права. Она включает не только материал, дифференцированный по предмету и методу правового регулирования, но и предписания и другой материал, который комплексно регулирует различные виды общественных отношений, используя одновременно различные методы регулирования или комбинацию этих методов. Одним словом, система права строится строже, чем система законодательства. 5. В отличие от системы права, построенной главным образом на горизонтальных связях между входящими в нее элементами, т.е. на отраслевых различиях, система законодательства имеет не только отраслевые различия, но и иерархические -по юридической силе нормативных правовых актов, а также федеративную систему законодательства, которая включает акты федерального законодательства и акты субъектов Федерации. В литературе в систему законодательства включают комплексные образования, построенные по признаку функционального назначения или по признаку сферы государственного управления. К таким образованиям относятся законодательство хозяйственное, таможенное, аграрное и др. Следовательно, возможно существование отрасли законодательства без соответствующей отрасли права, когда законодательный акт состоит из сочетания норм различной отраслевой принадлежности -административного, гражданского, трудового права, например Федеральные законы от 10 июля 1992 г. "Об образовании" (в ред. 1996 г.), от 17 декабря 1991 г. "О средствах массовой информации" (в ред. 1995 г.), транспортное законодательство.   Идеальным вариантом является совпадение системы законодательства и системы права.   25 Правовая система понятие элементы критерии классификации правовых систем   правовая система: понятие и элементы В рамках данной главы прежде всего следует рассмотреть определения и соотношение понятий «правовая система» и «правовая семья». Следует признать, что выбор того или иного подхода зависит от многих факторов, и в первую очередь – от разделяемых автором правовых ценностей. С позиций общей теории государства и права очевидно, что используемые в сравнительном правоведении понятия достаточно условны. Распространенные в компаративистике словосочетания «правовая семья», «семья систем права», «правовая система» – это условные названия для обозначения соответствующих групп правовых феноменов. Но суть здесь не в названиях, а в понятийно-правовом смысле и содержании сравниваемых, группируемых и исследуемых объектов – различных национальных систем действующего права. Однако изучать различные нормативно-регулятивные системы возможно лишь при условии, что изучаемые и сравниваемые объекты обладают понятийно-правовым единством. Правовая система – это вся правовая действительность, все, что имеет юридическую окраску. Правовая система – это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны. Правовую систему можно определить как взятые в единстве основные правовые явления конкретной страны: 1) собственно право и выражающее его законодательство; 2) правовая идеология; 3) юридическая практика в ее широком смысле (правоотношения, учреждения, акты реализации и т. д.). Эти структурные элементы правовой системы позволяют совместить нормативный (законодательный), идеологический (духовный) и «фактический» (конкретно-практический) аспекты правовой действительности в их главных, конститутивных (основополагающих) для данной правовой общности измерениях. Остальные правовые явления, каждое из которых, несомненно, в той или иной мере относится к характеристике правовой системы, конкретизируют и детализируют ее главные составляющие блоки, вносят в ту или иную трактовку правовой системы специфичность авторского подхода (5, 7, 11 и более элементов правовой системы). Право и выражающее его законодательство являются главным, «цементирующим» элементом правовой системы. Без права нет правовой системы, ибо оно вызывает к жизни каждый из ее элементов. Право, выраженное в законодательстве, обретает свои четкие рамки и, в свою очередь, вызывает к жизни новые правовые явления – элементы правовой системы: правоотношения, юридическую практику, правовые институты и учреждения. Хорошо продуманное, эффективно действующее законодательство делает таковой и правовую систему в целом. Законодательство означает юридизацию общественных, в данном случае – правовых отношений.   Под правовой идеологией теория права понимает систематизированное научное выражение правовых взглядов, представлений, правовых требований определенных классов общества. Такое понимание соответствует философскому восприятию идеологии как системы общественных взглядов и идей, в которых осознается и оценивается отношение людей к действительности. Формирование правовой идеологии – это процесс осмысливания обществом множества правовых явлений, выработка научно-теоретического багажа на пути понимания правовой действительности. Правовая идеология является составной частью правосознания. Вторая часть этого явления – правовая психология. В правовую идеологию входят явления духовного, мировоззренческого характера (юридическая наука, правовые понятия, правовые принципы, правовая культура, правовая политика и т. д.). Юридическая практика – важный элемент правовой системы. Она связана с деятельностью и накопленным при этом опытом компетентных органов, должностных лиц и граждан по изданию и реализации юридических норм. Юридическая практика – это всегда определенный результат правотворческой или правоприменительной деятельности. Каков этот результат, такова и степень надежности и эффективности правовой системы. Правовая система создается для нормального человеческого общежития, и юридическая практика как завершающий ее элемент наглядно показывает, что представляют собой юридические нормы в реальности и как они применяются. Юридическая практика, в свою очередь, влияет на другие элементы правовой системы. В соответствии с потребностями юридической практики корректируется законодательство, улучшается правоприменительная деятельность. В то же время не всякая юридическая практика и не все ее правоположения являются прогрессивными, правильными и используются для совершенствования законодательства. Понятие «правовая система» имеет существенное значение для характеристики права той или иной страны. Оно включает в себя понятие «системы права» в первом блоке – «право или собственно законодательство», т. е. понятие «правовая система» значительно шире, чем понятие «система права». Обычно говорят о «национальной правовой системе», например, России, ФРГ, США и т. д. В мире около 200 государств, столько же существует и правовых систем. В понятии «национальная правовая система» наряду с собственно правом важную роль могут играть либо судебная (юридическая) практика, либо правовая идеология. В целом, завершая описание элементов правовой системы, следует подчеркнуть, что она не является застывшим, раз и навсегда сформировавшимся образованием, т. е. находится в постоянном развитии. Со временем может изменяться как перечень ее компонентов, так и наши представления о ней. Процесс интеграции стран в Европейский Союз поставил на повестку дня вопрос о сближении национальных законодательств, их общеевропейской унификации, выдвижении на первый план прецедентного права европейских судов. Таким образом, следует отметить, что национальная правовая система – это реально существующая в конкретной стране правовая действительность, целостный комплекс правовых явлений, складывающийся в результате взаимосвязи и взаимодействия всех компонентов юридической надстройки. Она включает в себя все без исключения правовые явления, институты и учреждения, в том числе правовые нормы, правовую культуру и идеологию, правосознание, правовые отношения, правовую практику. Правовая семья – категория, которая служит для обозначения относительного единства правовых систем, имеющих сходные юридические признаки, и отражает те особенности данных систем, которые обусловлены сходством их конкретно-исторического развития. При этом понятие «правовая система» может использоваться как в узком (национальная правовая система), так и в широком смысле. Понятие правовой системы в узком смысле приведено выше. В широком же смысле оно совпадает с понятием «правовая семья». В научной и учебной литературе для обозначения группы правовых систем используется как термин «правовая семья», так и термин «правовая система» (в широком смысле).       Правовую систему можно определить как целостный комплекс правовых явлений, обусловленный объективными закономерностями развития общества, осознанный и постоянно воспроизводимый людьми и их организациями (государством) и используемый ими для достижения своих целей. Элементы правовой системы общества: • субъекты права — физические лица, юридические лица,государство, социальные общности и др. • правовые отношения, правовое поведение, юридическая практика, режим функционирования правовой системы; • правовая идеология, правовое сознание, правовые взгляды, правовая культура; • связи между названными элементами, которые определяют результат их взаимодействия — законность, правопорядок. - право как система норм и принципов, которые устанавливают меру свободы и ответственности; - законодательство и иные источники права; В качестве простого критерия предлагается рассматривать правовые традиции, общие для всех группируемых между собой в одну семью правовых систем. В отечественной литературе под правовыми традициями понимаются «элементы социального и культурного наследия, передающееся из поколения в поколение и сохраняющееся в определенных обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени. К сложным критериям относят такие, как «стиль» этих систем («историческая природа», особенности путей развития, «преобладающая манера правового мышления», «основные характеристики правовых институтов», иерархия источника права и способы их интерпретации, доминирующая «идеология правовых систем»). Для того, чтобы критерии классификации правовых систем оказались состоятельными и в максимальной степени пригодными для выполнения соответствующих функций, они должны отвечать, следующим требованиям: а) в основе своей иметь постоянные, фундаментальные, а не временные и случайные факторы; б) по возможности быть менее общими и более определенными признаками – критериями; в) иметь устоявшийся объективный, но не субъективный характер; г) когда за основу классификации правовых систем берется не один, а несколько признаков-критериев, то один из них должен быть основным, доминирующим; д) при исследовании общих признаков правовых систем – критериев их классификации должны учитываться все не только объективные, но и субъективные факторы, оказывающие прямое воздействие на процесс их формирования К. Цвайгерт и Х. Кетц для классификации правовых систем взяли понятие «правовой стиль», учитывающий пять факторов: 1) происхождение и эволюцию правовой системы; 2) своеобразие юридического мышления; 3) специфические правовые институты; 4) природу источников права и способы их толкования; 5) идеологические факторы. На этой основе К. Цвайгерт различает восемь «правовых кругов»: романский, германский, скандинавский, англо-американский, социалистический, право ислама, индусское право, дальневосточное право. Рене Дави д разбивает все существующие в мире национальные правовые системы на следующие группы – правовые семьи: романо-германскую, англосаксонскую правовую семью, социалистическую правовую семью, мусульманскую правовую систему; рассматриваемые в качестве отдельных правовых семей индусское право, иудейское право, а также правовые системы стран Дальнего Востока и стран Африки. Дж. Мэрримэн и Д. Кларк. Используя в качестве критерия классификации правовых систем правовые традиции, авторы приходят к выводу о том, что в современном мире существуют три основные правовые семьи – цивильное, общее и социалистическое право и другие правовые семьи, находящиеся в Азии, Африке и на Ближнем Востоке К. Осакве выдвинул теорию, согласно которой правовые системы классифицируются на трех уровнях и по различным критериям. На первом уровне макроклассификации по критерию религиозной ориентации религиозные правовые системы ограничиваются от нерелигиозных. К основным религиозным правовым системам относятся мусульманское (исламское) право, еврейское (иудейское) право, каноническое право католической церкви и индусское право. На втором уровне макроклассификации нерелигиозные правовые системы по критерию правопонимания и роли права в обществе подразделяются на две основные правовые традиции-западную и внезападную. На уровне микроклассификации по признакам: правовой стиль, философия процессуального права, ифраструктура права, архитектура судебной системы западное право делится на три правовые семьи: Романо-германскую, англо-американскую и скандинавскую (североевропейскую).   26

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: