Религиозные правовые системы

 

Религиозное право действует сегодня во многих государствах Северной Африки, Ближнего Востока, Тихоокеанского и других регионов - Малайзии, ОАЭ, Индии, Алжире, Тунисе, Израиле, Пакистане, Саудовской Аравии, Египте и т.д. Очевидно, что правовые системы указанных стран испытывают на себе более существенное влияние религии. Основой религиозных правовых систем служит определенная система вероучения.

Мусульманское право – это система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии – исламе. Мусульманское право в своей основе сложилось в Арабском халифате в VII – X в. и основано на мусульманской религии – исламе. Хотя ислам – самая молодая из трех мировых религий, он получил очень широкое распространение. Ислам исходит из того, что существующее право произошло от Аллаха, который открыл его человеку через пророка Мухаммеда. Мусульманская правовая система берет начало в Коране и считается плодом божественных установлений, а не продуктом человеческого разума и социальных условий. Эта религия содержит, во-первых, теологию, которая устанавливает и уточняет, во что мусульманин должен верить и во что он не должен верить. Во-вторых, она содержит предписания верующим, указывающие на то, что они должны делать и что не должны. В исламе совокупность таких предписаний именуется шариатом (“путем следования” – в переводе) и составляет то, что называется мусульманским правом.

К семье мусульманского права относятся правовые системы таких государств, как Иран, Ирак, Пакистан, Судан и др.

Среди признаков мусульманской правовой системы можно выделить следующие:

1) главный творец права Бог, а не общество и государство;

источниками мусульманского права являются религиозно-нравственные нормы, содержащиеся, в частности, в Коране, Сунне, Иджме, Кийасе и распространяющиеся на мусульман.

Коран – священная книга ислама, собрание изречений Мухаммеда, первый источник мусульманского права. Он состоит главным образом из положений нравственного свойства, носящих общий характер в отличие от конкретности и определенности юридических норм;

Сунна – сборник хадисов, то есть преданий о жизни Мухаммеда;

Иджма – общее решение авторитетных исламских правоведов (мусульманской общины);

Кийас – суждение по аналогии;

Вся система норм мусульманского права, основанная на Коране, обычно называется шариатом.

2) право Аллаха дано человечеству раз и навсегда, поэтому общество должно руководствоваться этим правом, а не создавать свое под влиянием тех или иных условий и обстоятельств. Правда, мусульманская правовая доктрина признает, что божественное откровение нуждается в разъяснении и толковании, на что ушли века кропотливой работы мусульманских юристов. Но эти усилия были направлены не на создание права, а лишь на то, чтобы приспособить ниспосланное Аллахом право к практическому использованию. Закон как акт, изданный компетентной властью, не существует в мусульманском праве. Теоретически только Аллах имеет законодательную власть. В действительности единственным реальным источником мусульманского права служат труды древних ученых-юристов. Поскольку мусульманское право отражает волю Аллаха, оно охватывает все сферы социальной жизни, а не только те, которые обычно относят к правовой сфере;

3) шариат основан на идее обязанностей, возложенных на человека, а не на правах, которые он может иметь. Последствием невыполнения обязанностей является грех того, кто их нарушает, поэтому мусульманское право не уделяет много внимания санкциям, установленным самими нормами. Оно регулирует отношения только между мусульманами;

4) отсутствует деление права на частное и публичное;

5) нормативно-правовые акты имеют вторичное значение;

6) архаичность, казуистичность, отсутствие систематизации;

 

Индусское

 

Сформировавшись еще в древности и пройдя более чем двухтысячелетний длительный и сложный путь исторического развития, индусское право сохранило свое регулирующее значение вплоть до настоящего времени. Индусское право тесно связано с традиционными социальными институтами, то есть с общиной и кастовым делением общества. Все общество делится на 4 касты, каждая из которых занимает свое место в социальной иерархии, имеет свои права и обязанности. 1-ая каста: брахманы (жрецы, священнослужители); 2-ая каста: кшатрии (воины); 3-я каста: вайшии (торговцы); 4-я каста: шудры (слуги, ремесленники). В самом низу находятся бесправные группы “неприкасаемых” (чандалы). Они выполняют тяжелую и грязную работу. Переход из одной касты в другую возможен только в следующей жизни. Каждая каста не должна быть запятнана контактами с некоторыми предметами, общением с представителями низших каст.

Главная особенность индусского права – тесная связь с религией. Индусское право не имеет относительной самостоятельности и является неотъемлемой частью индуизма. Индуизм – крупнейшая в мире национальная религия. В широком смысле индуизм – это масса культов и верований, существовавших с древних времен на Индостане и в областях, испытывавших влияние традиционной культуры Индии (территории нынешнего Непала, Афганистана, Юго-Восточной Азии, Шри-Ланки). Индусское право – это право общины, исповедующей индуизм в Индии, Бирме, Пакистане, Малайзии, Сингапуре, Танзании, Уганде, Кении и др. Индусская правовая система – одна из древнейших в мире. Источником индусского права являются относящиеся ко II тыс. до н.э. веды – сборники индийских религиозных песен, молитв, гимнов и присловий, содержащие правила поведения. Кроме того, к индусским источникам права относятся: смрити - собрание древнеиндийских текстов, возводимых к отдельным авторитетным личностям и передаваемых от учителя к ученику. Смрити включает поздние упанишады, эпосы («Махабхарату» и «Рамаяну»), псевдоисторические сочинения о прошлом – пураны и итихасы, дхармашастры – своды законов, в их числе известные «Законы Ману» и различные дхармасутры. Индусское право всегда признавало, что обычаи, которых издавна придерживаются в определенном регионе, касте, клане или семье, должны рассматриваться как источник права. В предшествовавший британской колонизации период классическое индусское право не основывалось ни на формальных нормативах, устанавливаемых светскими правителями, ни на судебных решениях. По существу, оно опиралось на труды ученых, их комментарии и сборники. Все эти труды – это описание обычного права. Жрецы-юристы Индии, несомненно, играли важную роль в определении обычаев, заслуживающих правового признания. Индусское право претерпело существенные изменения в период английской колониальной экспансии. В области права собственности и обязательного права традиционные нормы заменили нормы общего права. Иначе обстояло дело в области семейного и наследственного права, где все тяжбы о наследовании, браке, касте и других обычаях или институтах решались в соответствии с нормами индусского права. Сложилось нечто вроде “англо-индусского права”. Тем не менее, полного вытеснения индусского права не произошло и ряд его традиционных норм и институтов продолжал действовать. В ходе борьбы за независимость обсуждался план полной кодификации индусского права, а вскоре после провозглашения независимости в 1947 г. правительство Индии представило на рассмотрение парламента проект «Индусского кодекса», который должен был охватить семейное и наследственное право. Однако в результате сопротивления консервативных сил и противодействия на местах проект не был утвержден, и правительство пошло по пути подготовки отдельных законопроектов. Такая практика удалась. Первым в 1955 году вступил в действие Закон о браке, унифицировавший брачное право индусов и приспособивший его к современному мировоззрению. В 1956 г. вступили в действие еще три закона: Закон о несовершеннолетних и опекунстве, Закон о наследовании, Закон об усыновлении и выплате средств на содержание членов семьи. Таким образом, к настоящему времени проделана большая работа по кодификации индусского права, и судьи руководствуются, прежде всего, новыми законами и прецедентами. В ст. 141 Конституции Индии устанавливается, что суды должны следовать прецедентам, созданным Верховным судом. В последующем произошли дальнейшие преобразования индусских правовых институтов, в результате чего резко сократилась сфера действия обычаев. Было разрешено усыновление сирот. Усыновленный ребенок полностью уравнивался с законнорожденным в наследственных правах. Запрещалась полигамия, узаконивался развод по суду. Было реформировано наследственное право – в сторону расширения наследственных прав женщины, в результате чего уменьшились юридические различия между правами мужчин и женщин. На основе Конституции Индии 1950 г. к настоящему времени отменены все правила об ответственности за нарушение норм кастовой принадлежности. Но многие индусы, особенно в сельской местности, все еще придерживаются традиционных правил поведения. До сих пор редки среди них браки между членами разных каст, особенно если женщина принадлежит к более высокой касте. Не часто и вдовы вторично выходят замуж, хотя в 1956 г. было отменено старое правило индусского права, согласно которому такой брак признавался недействительным, а дети от него – незаконнорожденными. Тем не менее, в стране принято говорить о “кастовых институтах” и “кастовой автономии”. Они сохраняются ст. 26 Конституции Индии: “Всякое религиозное течение или секта, если они не нарушают общественный порядок, мораль и здравоохранение, имеют право: а) основывать и содержать заведение в религиозных или благотворительных целях; б) осуществлять руководство в вопросах религии…” В соответствии с Конституцией Индии каста может налагать наказание на своих членов, нарушивших религиозные предписания. Если разногласия носят религиозный характер, то нарушители могут быть отлучены за отказ подчиниться. Следовательно, касты могут поддерживать внутреннюю дисциплину в вопросах поклонения, питания, брака и в других вопросах веры. Суд не полномочен пересматривать кастовые правила, он лишь следит за их соблюдением и правильным применением. Суд может аннулировать решение касты, если оно содержит вызов национальному правосудию.

Под «индусским правом», таким образом, понимают личное право индусов, видоизмененное законами и еще действующим (Бирма, Малайзия, Сингапур) обычаем. Индусское право применяется непосредственно и косвенно как отрасль права в Индии и Восточной Африке, где оно также видоизменено законодательством (Кения, Уганда).

30

 Понятие, содержание и принципы правотворчества

 

Как свидетельствует термин "правотворчество", речь идет о творении, создании права. Под

правотворчеством понимается деятельность государства по изданию, изменению и отмене

нормативных правовых актов.

 

Правотворчество представляет собой:

 

монопольную деятельность государства, поскольку все нормы права создаются государством,

последнее придает им статус общеобязательных правил поведения. Иначе говоря, правотворчество

 

-это государственная по своему характеру деятельность, направленная на регулирование

общественных отношений, совершенствование действующего законодательства, установление

новых порядков и вытеснение нежелательных для общества отношений;

созидательно-интеллектуальную деятельность. Она связана с познанием, изучением, анализом

явлений и процессов деятельности, выявлением потребности в правовом урегулировании

общественных отношений, формулированием правил поведения, определением механизма их

реализации и рядом других процессов, требующих больших знаний, умения, профессионализма;

 

процессуальную деятельность. Она имеет определенные стадии, осуществляется в установленном

порядке. Нарушение процесса правотворчества может привести к признанию принятого акта

недействительным. В ходе процесса правотворчества происходит выявление общесоциальных

интересов, согласование акта с заинтересованными органами и лицами, с действующей системой

законодательства и права, оформление принятого решения, придание ему государственновластного

характера.

 

Правотворческая деятельность основана на определенных принципах, т.е. руководящих началах,

требованиях. К числу этих принципов в юридической литературе принято относить: законность,

демократизм, научность, профессионализм, гласность, системность. Иногда называют и другие

принципы, но перечисленные признаются в целом всеми учеными.

 

Принцип законности предполагает:

 

.

принятие нормативных правовых актов только теми субъектами, которые наделены

соответствующими полномочиями и в их пределах;

 

.

оформление определенной процедурой;

 

.

выбор формы акта должен соответствовать содержанию принимаемого акта;

 

.

новый акт не должен противоречить конституции, законам, общепринятым принципам и нормам

международного права, а также действующему законодательству. В федеративном государстве

важно также соответствие актов субъектов федерации общегосударственным актам.

 

Принцип демократизма проявляется прежде всего в возможности принятия наиболее важных

нормативных правовых актов в форме референдума. Кроме того, проекты актов, особенно

законопроекты, обсуждаются в средствах массовой информации, научной общественностью, в

общественных объединениях. Существует возможность обращения в правотворческие органы с

предложениями, замечаниями, пожеланиями. Наконец, работа законодательных органов

транслируется по телевидению, как центральному, так и местному. Одним словом, население

широко оповещается о работе правотворческих органов и о принятых ими решениях, особенно

если это касается прав и свобод личности.

 

Принцип научности включает в себя:

 

разработку научно обоснованной стратегии правотворчества в стране;

.

планирование приоритетности принимаемых актов;

.

прогнозирование социальных последствий действия новых актов и норм;

.

учет достижений юридической науки как отечественной, так и мировой;

.

учет научных рекомендаций.

 

 

Принцип профессионализма относится к любой государственной деятельности, но особенно важен

для правотворчества, поскольку, как уже указывалось, этот вид государственной деятельности

требует специальных знаний, навыков, умения и даже определенного таланта. Для принятия

эффективных нормативных правовых актов требуется учет множества разнообразных факторов

объективного и субъективного характера, владение правилами юридической техники, в том числе

умением в сжатой, лаконичной и в то же время простой форме формулировать правила поведения.

 

Принцип гласности означает, что все принимаемые правотворческими органами акты подлежат

обязательному опубликованию, т.е. доведению до сведения населения. В ст. 15 Конституции РФ

закреплено: "Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты,

затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если

они не опубликованы официально для всеобщего сведения". Однако это правило не

распространяется на акты, содержащие государственную тайну. Принцип гласности тесно связан с

принципом демократизма, поскольку предполагает участие общественности в подготовке и

обсуждении проектов основополагающих актов.

 

Принцип системности предполагает, что вновь принимаемые акты должны "вписываться" в

существующую систему законодательства, не противоречить действующим актам, не содержать

коллизий, пробелов, дублирования и при этом должны использовать средства регулирования

общественных отношений, присущие данной отрасли права.

 

Правотворчество следует отличать от правообразования. Последнее -более широкое понятие, чем

правотворчество, и включает в себя анализ социальной ситуации в стране, выявление потребности

в правовом регулировании общественных отношений, осознание этой потребности, ее адекватное

правовое выражение. Процесс правообразования завершается выработкой и принятием

конкретного нормативного правового акта. Следовательно, правотворчество есть завершающий

этап процесса правообразования, результат правообразования и его конечный результат.

 

31


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: