Закон как форма (источник) права: понятие, признаки, виды

Закон – это норм-правовой акт, обладающий высшей юр. силой, принятый в строго определенном, особом порядке, устанавливающий основные нормы всех отраслей права и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Признаки: 1)Принимаются только органом законодательной власти или референдумом; 2)Порядок его подготовки и издания определяется Конституцией РФ и регламентами палат Фед. Собрания ПФ; 3)Должен выражать волю и интересы народа; 4)Обладает высшей юр. силой; 5)Регулирует наиболее важные, ключевые общ. отношения. Законы принимаются как федер. органами, так и органами субъектов РФ в процессе законотворческой деят-сти либо в результате непосредственного правотворчества всего народа (референдума).Процедура принятия закона предусмотрена в Конституции РФ, включая определение круга субъектов законодательной инициативы, условия прохождения законопроекта, порядок подписания и опубликования. Закон регулирует только те общественные отношения, которые характеризуются устойчивостью, типичностью, значимостью, необходимостью законодательно отразить суверенные желания народа. В первую очередь это установление или изменение конституционных норм; закрепление прав человека и гражданина; определение форм правления, национально-гос-го или административно-терр-го устройства, методов осуществления гос. власти; фиксирование принципов организации и деятельности гос. органов, их структуры; определение общих начал уголовной ответственности; регламентация принципов местного самоуправления и др. Закон занимает особое место в системе нормативно-правовых актов в силу обладания высшей юр. силой. Все остальные акты должны исходить из закона и не могут ему противоречить, в случае коллизии они считаются не имеющими юр. силы. Закон не требует утверждения со стороны какого-либо органа, кроме необходимого технико-юридического оформления актов референдума. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго определенном порядке. Так, акт референдума может быть изменен или отменен только в результате референдума, изменения вносятся в порядке, определенном референдумом. С юридической точки зрения, приостановить или скорректировать закон могут президентские указы, но только в условиях чрезвычайного положения и в строго определенном порядке, с последующим утверждением высшим законодательным органом. Таким образом, главными качествами закона является его первичность, особый порядок принятия, высшая юр. сила, в связи с чем сами законы должны быть совершенны по содержанию и форме, должны строго реализовываться всеми и повсеместно, регулировать наиболее важные общественные отношения. Классификация: По юр. силе: 1. Конституция РФ, 2. Фед. конституционные, 3. Фед-ные. По сфере действия: 1. Федеральные, 2. Субъектов федерации. По субъектам правотворчества: 1. принятые референдумом, 2. принятые органами власти. По сроку действия: 1. постоянные, 2. временные. По отраслевой принадлежности: содержат нормы одной или различных отраслей права. По внешней форме выражения: 1. Конституция, 2. Кодекс, 3. Устав, 4. Закон, 5. другие. По кругу лиц: 1. граждане, 2. иностр. граждане, 3. лица без гражданства.

Подзаконные нормативные правовые акты как форма (источник) права: понятие, признаки, виды.

Подзаконные акты – это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юр. нормы. Подзаконные акты обладают меньшей юр. силой, чем законы, на которых они базируются. Играют вспомогательную роль, детализируя положения закона. Виды:

1)Указы и распоряжения Президента РФ. Обязательны для исполнения на всей территории РФ, не должны противоречить Конституции;

2)Постановления и распоряжения Правительства РФ. Акты, имеющие особо важное значение, издаются в форме постановлений. Акты по оперативным и другим текущим вопросам издаются в форме распоряжений. Постановления и распоряжения Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию на позднее 15 дней со дня их принятия.

3)Приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов. Эти акты регулируют общ. отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры.

4)Решения и постановления местных органов гос.власти (напр., Калининградской областной Думы);

5)Решения, распоряжения, постановления местных органов гос-ого управления (н-р, глав областных администраций, губернаторов);

6)Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов. Принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сёл, посёлков;

7)Локальные нормативные акты – это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения, организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (н-р., правила внутреннего трудового распорядка).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: