Правотворчество: понятие, признаки, виды

Правотворчество – это деятельность государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм. Правотворчество характеризуется тем, что:

-оно представляет собой деятельность активную, творческую, государственную;

-основная продукция его – юр. нормы, воплощающиеся в нормативных актах;

-это важнейшее средство управления обществом, здесь формируется стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения;

-уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных актов. Виды:

1)В зависимости от субъектов:

=непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общ. жизни);

=правотворчество гос. органов (н-р., Гос. Думы, Правительства РФ);

=правотворчество отдельных должностных лиц (н-р., Президента, министра);

=правотворчество органов местного самоуправления;

=локальное правотворчество (н-р, на предприятии, в учреждении и организации);

=правотворчество общ. организаций (н-р., профсоюзов).

2)В зависимости от значимости:

=законотворчество (правотворчество высших представительных органов – парламентов, в процессе которого издаются нормативные акты высшей юр. силы – законы);

=делегированное правотворчество (нормотворческая деятельность органов исполнит. власти, прежде всего правительства, осуществляемая по поручению парламента по принятию дел оперативного решения определённых проблем нормативных актов);

=подзаконное правотворчество (здесь нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам – президентом, правительством, министерствами, ведомствами, гос. комитетами, местными органами гос-ого управления, губернаторами, главами администраций, руководителями предприятий, учреждений, организаций).

Законодательный процесс: понятие, принципы, стадии.

Процесс принятия законов называется законодательным процессом. Законодательный процесс состоит из нескольких этапов, стадий.

1.Сначала проект закона вносится в Гос. Думу. Право внесения законопроекта в парламент называется правом законодательной инициативы - предоставлено ограниченному кругу лиц - Президенту, Совету Федерации и его членам, депутатам Гос. Думы, Правительству, представительным органам субъектов федерации, а также высшим суд. органам (в пределах компетенци)

2.Далее проект рассматривается в Гос. Думе. Дума работает над проектами посессионно: на весенней сессии (январь-июль) и на осенней сессии (сентябрь - декабрь). Используются в основном две формы работы: работа в форме общих заседаний и работа в комитетах. ГД образует след. комитеты: по труду и соц. политике, по экологии, по образованию и культуре, по экономич. политике, по делам национальностей, по вопросам местного самоуправления, по международным делам и др. Комитеты запрашивают документы и материалы, приглашают на заседания должностных лиц, делают экспертную оценку законопроектов, вносят поправки в законопроекты.

Законопроект, как правило, проходит в Думе так называемых "3 чтения". Каждое "чтение" включает определенные процедуры и может завершиться либо на одном заседании, а может продолжаться несколько дней, недель, месяцев. На первом "чтении" определяется концепция будущего закона, выбирается основной вариант из нескольких законопроектов. На втором "чтении" идет работа по тексту, выработка и согласование формулировок. На третьем "чтении" решается вопрос принимается закон или отвергается. Законопроект считается принятым, если за него проголосовало большинство депутатов ГД. За конституционный закон - не менее 2/3 общего числа.

3.Далее принятый закон передается в Совет Федерации, который, как и Гос. Дума, работает посессионно. Совет Фед. должен рассмотреть закон в течение 14 дн. Если этого не происходит, то закон автоматически считается одобренным. Конституционный закон считается принятым, если одобрен большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Фед. Если Совет Фед. отклоняет закон, создается согласительная комиссия из депутатов Гос. Думы и членов Совета Фед. Ее задача - найти согласованную редакцию спорных положений. После отклонения закон д.б. повторно рассмотрен Думой.

4.Одобренный Советом Фед. закон поступает Президенту на подписание. Президент должен в течение 14 дн. подписать закон и обнародовать его. Президент вправе отклонить закон (применить вето). В этом случае Дума и Совет Фед. должны рассмотреть его повторно и внести поправки либо преодолеть вето Президента. Вето преодолевается, только если за закон в каждой палате проголосуют не менее 2/3 от числа депутатов Думы и членов Совета Фед. Президент не вправе применить вето в отношении конституционного закона.

4) После подписания закона Президентом следует официальная публикация текста. в "Российской газете" или в "Собрании законодательства РФ".Законы вступают в силу по истечении 10 дней со дня их офиц. опубликования, если сами законы не содержат указание на иную дату вступления их в силу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: