Законодательство - это система нормативных актов, т.е. официальных документов, содержащих нормы права, - законов, подзаконных актов. А право - это система норм/правил, исходящих от государства.
Аналогия очевидна: норма права содержится в нормативном акте; право целиком содержится в законодательстве. Между нормой права и нормативным актом, а также между правом и законодательством сохраняется такое же соотношение, как между формой и содержанием. В чем-то форма и содержание следуют друг за другом, повторяют друг друга, но в то же время они являются самостоятельными и автономными явлениями.
Поэтому право и законодательство имеют собственные системы. В чем-то эти системы похожи, но есть и существенные отличия.
Законодательство, т.е. нормативные акты, тоже определенным образом систематизировано, организовано в институты и отрасли. Только в системе права насчитывается порядка двадцати отраслей, а в системе законодательства - около пятидесяти. Отрасли в системе законодательства создаются, можно сказать, для удобства использования нормативных актов. Каждая отрасль - это отдельная "полочка", на которой лежат подобранные "по теме" законы и подзаконные акты. Не удивительно, что имеются отрасли законодательства, которые полностью "повторяют" отрасли права (уголовное, гражданское право), а есть, наоборот, отрасли законодательства, которые не имеют аналогов в отраслях права: хозяйственное право, аграрное право, законодательство о водном, воздушном, железнодорожном транспорте, об образовании, таможенное законодательство и т.п.
|
|
Отмечается тенденция к формированию новых комплексных отраслей законодательства - о банках, приватизации, банкротстве предприятий.
Законодательство, как и право, имеет свою систему, под которой понимается его внутренне строение. Однако, данные понятия необходимо различать:
1)первичным элементом системы права является норма, системы законодательства – нормативный акт;
2)система права выступает в качестве содержания, система законодат – в качестве формы;
3)система права складывается объективно, законодательства- субъективна, т к. зависит от законодателя;
4)система права имеет первичный характер, система законодательства – производный;
5)система права имеет только горизонтальное (отраслевое) строение, система законодательства ещё и вертикальное (федеративное, иерархическое);
6)система права и система законодательства различаются по объёму: законодательство, с одной стороны, не охватывает всего разнообразия нормативности, а с другой стороны, включает в себя кроме формулировок норм и иные элементы – преамбулы, названия глав, статей.