Основные черты англосаксонской (англоамериканской) правовой семьи

Правовая семья - это сов-сть нескольких национальных правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры права и историч. пути его формирования.

В отличие от гос-в романо-германской правовой семьи, где осн. источником права является закон, в гос-вах англо-американской правовой семьи осн. источником права служит судебный прецедент, т.е. нормы, сформулированные судьями в их решениях. В рассматриваемую семью также входят Северная Ирландия, Канада, Австралия, Новая Зеландия, а также 36 гос-в – членов Британского содружества. Несмотря на все попытки кодификации, дополнения и усовершенствования положениями права справедливости, оно в основе своей является прецедентным правом, созданным судами. Это не исключает возрастания роли статутного (законодательного) права. В противовес местным обычаям это право – общее для всей Англии. Оно было создано королевскими судами, называвшимися обычно Вестминстерскими – по месту, где они заседали начиная с XIII в. В ходе деят-сти королевских судов постепенно сложилась сумма решений, которыми и руководствовались в последующем эти суды. Сложилось правило прецедента, означающее, что однажды сформулированное судебное решение становилось обязательным и для всех других судей. Помимо исключительно широких прав судей в создании права и роли судебного прецедента особенностями англосаксонской правовой семьи явля­ются: 1) индивидуальный (казуистический) характер юридических прецедентов; 2) приоритет прав человека (защищаемых судом); 3) главенствующая роль процессуального (доказательственного) права, ока­зывающего влияние на право материальное; 4) отсутствие четкого разделения права на частное и публичное. Его заменяет деление на общее право и право справедливости; 5) отсутствие отраслевых кодексов; 6) нет резко выраженного деления права на отрасли, поскольку суды могут разбирать разные категории дел: публично- и частноправовые – гражданские, торговые, уголовные, а также по причине отсутствия кодексов европейского типа. Доктрина не знает дискуссий о структурных делениях права. Однажды вынесенное решение является нормой для всех последующих рассмотрений аналогичных дел. Однако степень обязательности прецедента зависит от места в судебной иерархии суда, рассматривающего данное дело, и суда, чье решение может стать при этом прецедентом, т.е. к указанному общему правилу требуется на практике поправка. Прецедентное право требует от судьи признать обстоятельства рассматриваемого дела сходными с ранее решавшимся делом, от чего зависит применение той или иной прецедентной нормы. Он может найти аналогию обстоятельств и тогда, когда на первый взгляд ее нет. Наконец, он вообще может не найти никакого сходства обстоятельств, и тогда, если отношения не регламентированы нормами статутного права, судья сам создает правовую норму, т.е. становится законодателем.

 

60.Основные черты мусульманской (исламской) правовой семьи.

Правовая семья - это сов-сть нескольких национальных правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры права и историч. пути его формирования.  Мусульманская правовая система принадлежит к семье так называемого религиозно-традиционного права, свойственного странам Азии и Африки. Мусульманское право - это система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии-исламе. Признаки:

-главный творец права Бог, а не общество, гос-во, поэтому юр. предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и строго соблюдать;-источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся в Коране, Сунне, Иджме; -весьма тесное переплетение юр.положений с религиозными, философскими и моральными постулатами образует единые правила поведения; -особое место в системе источников права занимают труды учёных-юристов, конкретизирующие и толкующие первоисточники; -отсутствует деление права на частное и публичное; -нормативные правовые акты имеют вторичное значение; -судебная практика не является источником права; -основана на идее обязанностей, а не прав человека.

Осн. источниками мусульманского права - признаются Коран и сунна, в основе которых лежит "Божественное откровение", которые закрепляют прежде всего основы веры, правила религиозного культа и морали, определяющие в целом содержание мусульм. права в юридическом смысле.

Можно предложить следующую классификацию современных правовых систем стран Востока. Первую группу составляет правовые системы Саудовской Аравии и Ирана, где мусульманское право продолжает применяться максимально широко. Прежде всего его нормы и принципы оказывают глубокое влияние на конституционное зак-во и сложившуюся здесь форму правления. Вторую группу составляют правовые системы Ливии, Пакистана, Судана. Хотя сфера действия мусульм. права не является здесь столь всеобъемлющей как в первой группе, но все же остается весьма существенной, в последние десятилетия даже обнаруживают тенденцию к расширению. Прежде всего принципы и нормы мусульм. права оказывают заметное влияние на основные акты конституционного характера и деятельность гос+го механизма этих стран. Еще одну многочисленную группу составляют правовые системы большинства арабских стран: Египта, Сирии, Ирака, Ливана, а также ряда стран Африки (Сомали, Мовритании) и Азии (Афганистан). Их конституционное право закрепляет, как правило, особые положения ислама и мусульманского права. Так конституции многих из них предусматривают, что главой гос-ва м.б. только мусульманин, а мусульм. право является источником зак-ва. Данное конституционное положение практически реализуется в других отраслях права и судоустройства. И, наконец, особое положение занимают правовые положения Туниса и Народно-Демократической республики Йемен (НДРЙ). Их брачно-семейные зак-ва отказываются от ряда основопологающих институтов мусульманского права: например, в Тунисе зак-но запрещена полигамия, а семейный кодекс НДРЙ в 1974 году, по существу наделил женщину равными правами с мужчинами в семейных отношениях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: